5 мин.

Как «Зенит» упустил Облякова

Картинки по запросу обляков

Прочитал заметку бесконечно уважаемого мною Макса «ЦСКА: кто вместо Облякова» и вновь задумался: как же «Зенит» упустил самого талантливого воспитанника петербургского футбола последнего десятилетия, номинанта национальной премии «Первая пятерка» 2018

- У меня было не так много футболистов такой степени одаренности, как у Вани, - характеризует Облякова наставник СШОР «Зенит», один из лучших тренеров по работе с молодежью Борис Завельевич Рапопорт, - у него не только прекрасная левая нога и отменное голевое чутье, но еще умение защищаться. Ваня мгновенно переключается на оборону, с ним можно играть с одним опорным полузащитником. Обляков не любит проигрывать, сразу потери мяча вгрызается в отбор. Вижу, что Ганчаренко быстро разобрался с его сильными качествами. Уверен, Ваня будет и дальше стремительно прогрессировать.

Перелистываю страницы истории. Обляков привлек к себе внимание в январе 2016 года на мемориале Гранаткина, когда в составе сборной Санкт-Петербурга сделал три дубля и был признан лучшим игроком турнира. Почему же «Зенит» сразу не сделал предложение вундеркинду, с которым в школе на улице Бутлерова работали Виктор Всеволодович Виноградов, Евгений Викторович Герасимов и Борис Завельевич Рапопорт? - В апреле 2016-го года мы поехали на первенство России в Сочи, - рассказывает Рапопорт, - но Галактионов (в то время тренер юношеской сборной страны, - прим. А.А.) забрал у меня Ваню с полуфинала. Галактионов интересовался у меня, сможет ли команда сыграть без Ивана. Я ответил утвердительно. Мы выиграли турнир, но и Обляков не прогадал – после первого сбора он смог закрепиться в сборной.

После возвращения Ваня вплоть до июня продолжал играть у меня на первенстве Санкт-Петербурга. Затем со сборной России он отправился на турнир в Португалию, после которого и пропал. До меня дошли слухи, что его забрала «Уфа». Как он туда попал, я не знаю. Мне лишь точно известно, что он должен был вернуться домой, у него на руках уже были билеты, но вместо Санкт-Петербурга он оказался в Уфе.

Знаю и то, что летом 2016-го года «Зенит» выходил на нашу школу с предложением о трансфере. Однако, повторюсь, Ваня выбрал другой вариант развития карьеры.Поднимаю архивы. Обляков подписал контракт с «Уфой» 28-го июня 2016-го года, и уже через месяц дебютировал в премьер-лиге в матче с «Уралом». На тот момент форварду только-только исполнилось восемнадцать лет. - Обляков мог оказаться в «Зените»? – спрашиваю бывшего партнера Облякова, ныне защитника ФК «Таммека» (Тарту) Михаила Слащева. - Да. Зимой Ваню просматривали и в молодежной команде, и в «Зените-2». Несмотря на то, что на подписание контракта оставалось мало времени, в «Зените», как я понимаю, решили, что он никуда не денется: поиграет в молодежке школы, а летом спокойно перейдет в «Зенит». Но подсуетилась «Уфа». В «Зените-2» после одной из тренировок меня попросили выйти с ним на связь и пригласить на занятия во вторую зенитовскую команду. Но Ваня не ответил – видимо, на тот момент он уже все для себя решил. Достоверно знаю, что зимой 2016-го года Облякова положительно характеризовали Игорь Симутенков и Владислав Радимов. Обляков даже летал на Кипр с «Зенитом-2» на Кубок ФНЛ, однако на поле не выходил. Радимов, на мой взгляд, поступил правильно: без контракта, с риском получить травму (история с Мильдзиховым – лучшее тому подтверждение), бросать в пекло межсезонья семнадцатилетнего футболиста, когда каждый соперник сражается за место под солнцем, было нельзя.

- Мне не предлагали контракт после того, как я вернулся со сборов, - так ответил на вопрос о «Зените» два года назад сам Обляков в интервью изданию «Спорт БИЗНЕС Online», - потом появился вариант приехать в «Уфу» на просмотр. Поехал и, как видите, всё сложилось удачно.Почему Облякову не предложили контракт в «Зените»? Моя версия такова: в клубе были уверены, что талантливый футболист не рискнет покидать Санкт-Петербург в столь юном возрасте. Плюс, возможно, камнем преткновения становился размер денежной компенсации. С директором СШОР «Зенит» Евгением Наумовичем Шейниным, знаю, разговор был. Но, как оказалось, неконструктивный.

А вообще этот вопрос надо задавать тогдашнему руководителю селекционного и аналитического отдела Антону Евменову и генеральному директору Максим Львовичу Митрофанову. Ни тот, ни другой в клубе больше не работают.- После сбора в Португалии Обляков позвонил мне примерно через месяц, - вспоминает Борис Раппопорт, - я ему говорю: «Ваня, ты свободный человек и волен поступать так, как считаешь нужным, однако ты должен был меня предупредить. Я жду тебя на играх молодежной команды, а тебя нет. Иван, извинившись, объяснился так: «Я не стал звонить потому, что вы могли убедить меня изменить решение». Мой дословный ответ звучал следующим образом: «Если Ганчаренко предоставит тебе возможность с начала сезона играть в основном составе команды премьер-лиги, считай, поступил правильно. Если отправят в молодежный состав «Уфы», ты проиграл». Обляков выиграл.

Примечательно, что свой первый матч в качестве игрока стартового состава премьер-лиге он провел против … «Зенита». Ганчаренко вообще сразу стал доверять петербургскому футболисту: уже в первом сезоне Обляков сыграл за «Уфу» двадцать матчей в чемпионате России, в которых забил один гол, и две игры в Кубке страны. - Ваня тогда сделал верный выбор, - считает Михаил Слащев, - сначала получил игровую практику в Уфе, теперь играет за ЦСКА. Это лучшее решение в его жизни. - Теперь всем понятно, что Обляков пошел правильным путем, - рассуждает Рапопорт, - он на хорошем счету в ЦСКА, играет в Лиге чемпионов. Не исключаю, что уже в следующем году его вызовут в сборную России. «Зенит»? Сейчас он вполне мог бы играть в Санкт-Петербурге, но если бы пару лет назад он никуда не уехал, мог бы остановиться в развитии. В моей команде играли не менее одаренные ребята, однако на сегодняшний день они остались на уровне «Зенита-2». Казаков, игрой которого в паре с Обляковым я просто любовался, Анисимов, Скроботов, Плотников, Кизеев, Гойло, Еловских, Некрасов – эти футболисты 98-99-го года никуда не уехали. Был бы рад кого-то из них забрать к себе в «Ленинградец». Здесь они прогрессировали бы гораздо быстрее. - Облякова называют новым Аршавиным? Не уверен, - вступает в разговор один из лучших знатоков молодежного футбола Санкт-Петербурга Алексей Александрович Стрепетов, - не в обиду будет сказано, пока я не считаю его игроком уровня «Зенита».

С другой стороны рад, что Ваня быстро вписался в обновленный ЦСКА. Что будет дальше? Посмотрим. Пусть играет. Удачи ему. А что же «Зенит»? Я уже лет десять твержу, что петербуржцам надо повернуться лицом к собственным воспитанникам. Зенитовская часть истории Облякова не только печальна, но и поучительна: умение выстраивать взаимоотношения с петербургскими школами, бережно вести одаренных детей, развивать собственную академию – вот нехитрые шаги, которые помогут «Зениту» вырастить новых кержаковых аршавиных. И, конечно, важно не только выигрывать трофеи сегодня, но и думать о том, что будет завтра. Пример Облякова доказывает это лучше всего.