6 мин.

Великое Кокорино-Мамаевское стояние на Руси

Кокорин и Мамаев лишь олицетворение нашего футбольного застоя. Перед ними было немало игроков, не оправдавших наши ожидания, фамилии тут не главное. За то время, пока футболисты теряли свой моральный, а за ним и футбольный облик, работали простейшие маркетинговые законы. Если игроки популярны и обсуждаемы, и на них ходят смотреть, то их «покровителям» нужно поддерживать звезд в такой же роли. Будут и растущие зарплаты, которые всех так раздражают, и спонсорские контракты. Ведь мы же смотрим, обсуждаем,…платим за этих ребят. А клубы и спонсоры для нас их полируют и предлагают как товар. Круговорот.

Наш футбол сейчас величественно стоит. Дорогостоящие зарубежные звезды покинули чемпионат. Отечественные игроки за время действия лимита на легионеров так и не приобрели в таланте. Лига чемпионов дарит все меньше ярких событий с участием наших клубов. Долгожданный молодой легионер потерялся в затухающем Монако. В РПЛ скандалы и расследования, меняются только декорации, от московских бань до самарских каршеринговых машин. И как то мало радости. Да, совсем недавно Россия провела лучший мундиаль в истории, а национальная команда, вдохновленная болельщиками со всей страны показала потрясающий результат. Летом все забыли о проблемах, которые окутали наш футбол. Июльский отрезок своей футбольной жизни мы, как фотографию, аккуратно откладываем и вставляем в любимый фотоальбом. В нем хранятся самые теплые воспоминания об успехах.

Мы помним потрясающий 2008 год, чудотворца Гуса, молодую и дерзкую сборную, помним ту самую бронзу на Евро. Рядом еще одна фотография, где Игорь Денисов поднимает над головой кубок УЕФА. В том финале все было насквозь британское - кроме победителя. У кого-то в альбоме довольный Леонид Слуцкий, после выхода в четвертьфинал Лиги Чемпионов с ЦСКА. А кто-то пересматривает лондонские фотографии Андрея Аршавина. И таких фотокарточек у любого болельщика в своем в личном альбоме наберется немало. На то он и альбом, чтобы открыть его в свободный вечер и пробежаться по воспоминаниям. Чем чаще открываешь, тем больше скучаешь по прошлому. Если удачных фотографий становится меньше, а ты все реже его пополняешь, значит что-то не так с твоим настоящим. Кажется, оно действительно не такое яркое как прежде.

Все вокруг стало постепенно блекнуть. Неожиданно Аршавин произносит легендарную фразу, адресованную болельщикам про «ваши проблемы». Роман Широков, позже, становится с ним солидарен в подтрибунном помещении на Петровском.  Акинфеев теряет стабильность и предлагает встать в ворота всем желающим, а сборную никак не могут реанимировать после трех провальных международных турниров. Конечно, были и позитивные моменты, но они серьезно проседали на фоне серых или откровенно черных отрезков. Рука не поднимается, что-то из этого взять и вставить в свой любимый альбом. Ведь даже позитивный кадр снят после сильного разочарования и напоминать он будет скорее о чем-то плохом. Так в какой же момент что-то сломалось, а мы не доглядели?

Думаю, причиной стала наша невнимательность и лояльность. Журналисты, болельщики и эксперты объединены одним любимый делом - футболом. Мы все большая футбольная семья, а в семье не принято вычеркивать из сердца своих родственников. Игроки бегают по полю, что-то не получается, где-то не повезло, не осторожно брошено слово после матча – это нормально. Газеты пишут статьи о неудачах, эксперты подсчитывают слабые ТТД футболистов, а простые болельщики жалуются друг другу на происходящее. Но они же наши, ну за кого нам еще болеть. Тем временем, от качества игры наших спортсменов, слабо зависел уровень их достатка и признания в обществе. Конечно это другая тема: кто и как им платит такие зарплаты, почему спонсоры строятся за ними в очередь, без оглядки на их слабую игру и бесконечные скандалы. Очевидно, что игроки в этом не виноваты. Но, общественное мнение, копило и вынашивало свое недовольство долгое время, ожидая результатов на поле, пока игроков ловили в барах с кальянами и девочками. Они просто жили в нашей любви и ласке, в общенародном признании, не ощущая, по большому счету, никаких действенных реакций со стороны. Мы лишь тихо ворчали, в то же время, подписываясь на них в инстаграммах, лайкая фотки и покупая футболки с их фамилиями. Как любящие родители, которые всегда верят в своего сына оболтуса, но с таким подходом рискуют вырастить откровенную бестолочь. Вот мы и вырастили Сашу и Пашу.

Наступает 7 октября 2018 года, двум лучшим друзьям снесло крышу, откровенная уголовщина на глазах у изумленных москвичей. Новостные ленты пестрят подробностями о произошедшем, форумы переполняются гневными сообщениями – общественное мнение начинает топить ребят. Наконец оно проснулось, теперь уже и Зенит не уверен в судьбе Кокорина, Фурсенко откровенно заявляет, что «отмазать» их не получится, Краснодар готов разорвать контракт с Мамаевым, спонсоры не хотят сотрудничать. Парочке светит реальный срок, появляются новые обвинения, дело лихо закручивается, но всем очевидно, что 8 лет давать за такое - откровенный перебор. Игроки винят во всем общественное мнение, под прессом которого развивается дело, и, наверное, они правы. Правы потому, что реакция общественности не адекватна содеянному. Нас просто сорвало с цепи, и мы готовы похоронить ребят заживо, за то, о чем молчали все эти годы. А сорвались по-настоящему мы первый раз. Но ведь уже было шампанское в Монако, разбитая бровь Мамаева на Евро, езда по встречке Кокорина. Мы лишь хмурили брови, что-то обсуждая на перекурах в офисах. А эти ребята, уже тогда утром 7 октября должны были идти по Москве, имея в 3 раза меньше подписчиков в инстаграмме, получая скромные дивиденды от рекламных контрактов с какой-нибудь «Sela», а не «Nike» или «Adidas». Потому, что в их жизни уже было позорное Монако, и народ их разлюбил, спокойно, без истерики. Может быть тогда, голова Дениса Пака осталась бы целой и невредимой потому, что в кафе он пересекся бы не с футбольными суперзвездами, а с обычными спортсменами, которые когда-то были популярны. И помня свои неудачи из прошлого, возможно рука Кокорина не так уверенно потянулась бы за стулом.

Но тянулся он уверенно потому, что мы не так уверенно критиковали его все эти годы. Речь не о тоннах грязи в комментариях, а про адекватную реакцию на скандалы вокруг футболиста. Он был нам так же интересен, даже еще больше, ни одна дверь не закрылась перед ним после летнего отпуска в Монако. Мы всего лишь ворчали про себя, аплодируя после матча и подписываясь в соцсетях. Справедливо, что ничего не менялось, такой итог даже закономерен. А сейчас, сменив гнев на милость, мы начинаем жалеть ребят. Нас бросает из стороны в сторону. Нет здравой оценки, сплошные эмоции, с горяча и не подумав. Похоже на неблагополучную семью, где каждый вынашивает свое недовольство годами, разгорается скандал, в котором припоминается все, а потом всем очень стыдно друг перед другом.

Мы сами виноваты в том, что вошли в период футбольного застоя, не реагируя должным образом на происходящее. Общественное мнение должно перерастать в реакцию. Адекватную, своевременную реакцию на  события вокруг. Да, конечно, наш футбол работает по своим негласным правилам, на многие процессы у нас нет возможности повлиять. Но этот вид спорта номер один, в первую очередь для зрителей, а зритель сам выбирает, быть ли ему спокойным к происходящему или быть полноценной частью этого действия, являясь в нем важной фигурой. Если мы любим этот вид спорта, если нам не все равно, то выбор очевиден: футболом нужно жить, а не проживать его. И им и нам. Тогда, уверен, наш альбом будет чаще пополняться приятными фотографиями.