Модрич должен благодарить Иньесту. Из-за него хорват получил «Золотой мяч»
В France Football оказались очень последовательными в своих суждениях. Но и Лука попал в очень правильное и нужное время.
«ЭТО ДАНЬ УВАЖЕНИЯ»
Лука Модрич выиграл «Золотой мяч». Впервые за 11 лет награду взял футболист, чьё имя не Криштиану Роналду или Лионель Месси. Но, чтобы понять предпосылки, почему произошло именно так, нужно перенестись немного назад.
В апреле в журнале France Football появилось всего лишь два, но очень знаковых и символичных абзаца.
«Перед вами не совсем редакторская колонка. Этот текст был согласован с France Football некоторое время назад, чтобы не было недопонимания. Это дань уважения. Для нас Иньеста был не просто игроком, а Игроком с большой буквы. Его благородство, командная игра и самопожертвование, безусловно, не дали ему возможность на еще более величественное признание – «Золотой мяч».
Он доказал, что мозг – главное качество чемпиона. Иньеста – один из величайших игроков, которых нет в списке обладателей «Золотого мяча». И нам больно от этого. Мы надеемся, что его чудесное выступление на чемпионате мира исправит эту аномалию демократии», – написал редактор журнала Паскаль Ферре.
Сперва казалось, что его слова – это если не лицемерие, то не более чем популизм. К тому времени было уже точно известно, что Андрес Иньеста – вероятно, лучший игрок того золотого испанского поколения и один из лучших за всю историю Испании в принципе – проводит свой последний сезон в Европе и отчаливает доигрывать в Японию. Чуть позже ему устроили легендарные проводы в «Барселоне», и каждый считал своим долгом выказать своё уважение гению и сожаление, что мы его больше не увидим.
Вот только France Football в своих словах делал чёткий акцент на «Золотой мяч». Действительно, отсутствие главной индивидуальной футбольной награды у Иньесты налагает большое пятно на её историю и значимость в принципе. И в этом плане Андрес главная жертва обстоятельств 11-летней эпохи противостояния Роналду и Месси. Хави, Уэсли Снейдер, Мануэль Нойер, Франк Рибери, Антуан Гризманн тоже попали под раздачу, но в несколько меньшей степени. За Иньесту было обиднее всего. За человека, полноценно восполнившего уход из футбола Зинедина Зидана.
Но вот пожелание, чтобы Андрес взял «Золотой мяч» хотя бы в этом году выглядели не более, чем пустословием. Было очевидно, что испанец уже не способен на новые чудеса. Он был уже явно не в той форме и ехал на чемпионат мира пусть и в роли игрока по сути равно запасного. Да и ни за какими личными наградами он уже не гнался, как и никогда ранее, в принципе. А там ещё и Роналду опять превосходил самого себя и рвал всех и вся, проламывая путь к шестой для себя награде. И там уже, что говори об Иньесте, что не говори – толку ноль, когда дело дойдёт до голосования. Казалось бы.
Ведь, с другой стороны, колонку Паскаля Ферре можно было интерпретировать, как послание для «будущих поколений». Для тех, кто будет определять следующего обладателя награды. И Иньеста же в нём пребывал, как символ и знамение тех ошибок, которые повторять более нельзя. И потенциальная награда такому футболисту, похожему Андресу, как по типажу и значению, так и чисто с игровой точки зрения, и была бы настоящей данью уважения испанцу.
В конце редактор France Football говорил об «аномалии демократии», и это ключевая вещь. Аномалия заключается в том, что когда каждый у каждого есть право голоса, то каждый и преследует свои «хотелки», потенциально игнорируя вещи, вероятно, более объективные и значимые. Если в разговоре об индивидуальных наградах можно вообще говорить об объективности. И здесь было важно, будут ли готовы голосовавшие наступить на горло своей субъективности и выбрать того, кто нужен именно в данный момент, чтобы определить время. Нужен футболу.
Нужен был тот, кто определит главенство бытия над сознанием, если следовать философии материализма. Тогда как раньше голосовавшие, скорее, следовали философии субъективизма. Выбирая Месси или Роналду они обозначали главенство своего личного сознания над бытием, тем сам и определяя время и эпоху. Ту эпоху, под которой мы и подразумеваем время противостояния Криштиану и Лео. И она могла и не быть такой незыблемой и очевидной, если бы в своё время награду получил тот же Иньеста.
И голосовавшим очень повезло, что так вознёсся Модрич. Потому что в любом другом случае и к любым другим кандидатам были бы вопросы, учитывая насколько мощнейший сезон провёл Роналду и насколько он всё равно был индивидуально сильнее остальных. А раз и нужен был футболист иной формации, то и некорректно было выбирать любого нападающего, кроме португальца. По таким лекалам ещё весной идеальной кандидатурой был Кевин де Брюйне, изначально воспринимавшейся очевидной заменой Иньесте. Но на чемпионате мира он не выступил ярче того же Эдена Азара, а осенью ещё и сильно травмировался.
А к Модричу было просто не подкопаться. Награды лучшему игроку от ФИФА и УЕФА лишь ещё больше развязывали голосовавшим журналистам руки. Единственный минус – уже не столь яркое выступление осенью и в целом провальный старт сезона от «Реала», в то время как Криштиану продолжил забивать, перейдя в «Ювентус», совершенно новую для себя среду. Но здесь уже помог политический контекст. У Роналду всплыла неприятнейшая история с обвинением в изнасиловании, которая до сих пор не разрешилась. А France Football в этом году вручал ещё и женский «Золотой мяч». Нужно было минимизировать риски, чтобы награда, в случае самых плохих для Криштиану последствий, не ассоциировалась с насильником.
Вероятно, Модрич и без этого всё равно лучший футболист года. По крайней мере, индивидуально он в этом сезоне встал с Роналду на один уровень. И здесь как раз и нужно понимать контекст его награды с точки зрения признания заслуг и дани уважение Иньесте и подобных ему футболистов. Потому что Лука – очевидный Андресу в этом плане аналог. Модрич помогал творить Криштиану историю так же, как в своё время Иньеста помогал Месси. И его «Золотой мяч» – это манифест величия и значимости таких, порой очень незаслуженно незамеченных футболистов.
И нельзя спорить в заслуженности награды хорвата. Просто нужно понимать, почему именно она была отдана именно ему. Лука попал в очень нужное и правильное время. Когда награду было необходимо отдать кому-то другому, но лишь кому-то настолько очевидному. Вероятно, в любой другой ситуации «Золотой мяч» получил бы Роналду.
Именно поэтому говорить об окончании эпохи Лео и Криштиану – тоже своего рода популизм. Закончилась эпоха их противостояния в той форме, к которой мы привыкли. Но по отдельности они существовать продолжают, и в не менее фактурных ипостасях. В контексте «Золотого мяча» ещё ничего не кончилось. Возможно, лишь ненадолго прервалось. Потому что сейчас они будут голодны до награды, как 10 лет назад. И награда хорвата навивает своего рода стокгольмский синдром. После стольких лет нахождения в эмоциональных заложниках у доминирования Роналду и Месси, когда уже надоело и хотелось кого-то нового, теперь хочется, чтобы они вновь показали прежний уровень. Ведь это бубет незабываемо.
И большой вопрос, сможет ли ещё кто-то в ближайшее время забраться так высоко, как Модрич.
Фото: Gonzalo Arroyo Moreno, gettyimages.com; архив БИЗНЕС Online
Автор: Максим Иванов / БИЗНЕС Online
Надо Андресу, после завершения карьеры, вручить платиновый или бриллиантовый мяч. Сколько его нет? 2-3 месяца? а как не хватает...