9 мин.

Я сходил на пятую лигу в Германии. Там очень мило и все пьют глинтвейн

В воскресенье Германия спит, и на улицах пустота. Особенно начиная с октября, когда погода превращается в непролазную пасмурность. Еще в воскресенье закрыты почти все супермаркеты, поэтому поводы выйти на улицу можно перечислить на пальцах левой руки – дойти до булочной за кофе и свежим хлебом на завтрак, выгулять собаку и ребенка или сходить на футбол. Я пошел на футбол, причем выбрал в этот раз концепутальный андерграунд – ганноверское дерби в оберлиге.

Таблица Оберлиги

Оберлига – пятая лига в Германии. Бундеслига и вторая лига –  топ-уровень, попса и очевидность, которая живет по правилам ТВ-гиганта Sky. Третья лига – немецкий ФНЛ, а еще именно матчи третьей лиги показывают по бесплатному ТВ, чтобы (по мнению хозяев Матч ТВ) привлечь новых поклонников футбола.

Андерграунд начинается с четвертой (региональной) лиги, которая делится на шесть дивизионов по территориальному принципу. Эта лига последняя, в которой футболистам удается жить только футболом и зарабатывать около двух тысяч евро после выплаты налогов. За каждой из региональных лиг стоит по 3-5 оберлиг. Тут игрокам уже часто нужна вторая работа, пусть они и продолжают тренироваться ежедневно. В оберлиге Нижней Саксонии, в последнем домашнем матче года «Арминия» принимала «СК» – шестое место против второго, поэтому на стадион я шел в ожидании футбольного праздника.

Подход к стадиону

За 15 минут до матча очередь за билетами состояла из 20 человек, но больше всего меня удивил сам факт наличия билетов – почему-то я был уверен, что за полупрофессиональный футбол в Германии денег не берут. Полная цена билета 8 евро, школьникам, студентам и другим льготникам – на три евро дешевле. Примерно столько в нашей ПФЛ стоит сезонный абонемент на центральную трибуну.

Cтадион Рудольфа Кальтвайта вмещает 10 тысяч зрителей, сидячих мест при этом меньше половины. В этом году арена отметила свое столетие и даже не пытается молодиться, поэтому инфраструктура очень напоминает антураж нашей первой лиги из девяностых – подуставшая центральная трибуна с козырьком и деревянными скамейками и вмонтированные в насыпные холмы бетонные сидушки, которыми по назначению никто не пользовался уже лет 50.

Центральная трибуна
За воротами

Еще больше ностальгии от раздевалок – это два отдельных сарая почти за пределами стадиона, поэтому по дороге к полю игроки проходят через лужи и болельщиков, раздавая пятюни и получая последние советы.

Выход на поле

Не боясь пропустить первые минуты, иду прямиком в киоск, тем более их тут два – в одном напитки, в другом закуски. Хит дня, конечно, глинтвейн. За два евро общительная тетя поддериживает любую тему для разговора и наполняет стаканчик для кофе горячим вином со специями, за дополнительный евро она еще капает туда рома.

Выход на поле

Представить запрет алкоголя на стадионах в Германии невозможно. С таким же успехом можно запретить футбольный мяч. Немцы любят футбол, но это никак не отменяет того факта, что пара бокалов пива/глинтвейна входят в обязательный пакет воскресного отдыха – по статистике немец тратит на закуски и напитки во время матча сумму, идентичную цене входного билета. Как смотреть футбол на стадионе в ноябре без глинтвейна? Если у вас есть на это разумный ответ, то я с вами не согласен.  

Выход на поле

На центральной трибуне домашняя атмосфера. Основная публика – почетные дедули с шарфами «Арминии». Женщин тоже немало, причем не только в сопровождении дедуль, но и самостояльных болельщиц. Все очень учтивые и вежливые, постоянно уточняют, не закрывают ли друг другу обзор, пожимают руки и желают хорошего дня. С пятиминутным опозданием на сектор поднимается один из самых уважаемых болельщиков – не знаю, кто он, но поздоровался он, кажется, с каждым (кроме меня). Откуда-то сверху запахло травой.

Главный дедуля
Центральная трибуна

На мой неопытный взгляд на стадионе собралось около 1500 болельщиков. Эти прикидки мне подтвердила тетя, продающая глинтвейн. Еще она даже извинилась за то, что народу так мало (видимо, почувствовала какую-то ответсвенность за это): в хорошую погоду, по ее словам, на матчи приходит до 3-4 тысяч болельщиков.

«Арминия» и «СК» – традиционные немецкие клубы. Помните, как в популярной книжке «Футболономика» писали, что более 80% английских футбольных клубов созданы больше ста лет назад и с тех пор играют в тех же самых лигах? «Арминия» и «СК» – типичные представители такой философии. Оба существуют больше ста лет, оба все это время балансируют на грани профессионального футбола и оба при этом находятся в полной гармонии с футбольной судьбой и удовлетворены тем, чем занимаются и где находятся. Они не ждут внезапного богатого спонсора, чтобы за три года подняться на четыре лиги и превратить жизнь в сказку (пусть хотя бы всего на несколько лет), они не ставят на поток зарабатывание денег продажей футболистов, они не заигрывают с радикальными фанатскими группировками – они просто заполняют отведенную им футбольную нишу в одной из самых футбольных стран мира. 

Сам футбол при этом выглядит очень грустно. Такие матчи стоит смотреть хотя бы для того, чтобы понять ценность мелочей в футболе высшего уровня. Точные переводы с фланга на фланга и быстрый проход центра поля не замечаешь у профессионалов, зато их остутствие очень бросается в глаза в  пятой лиге.

В оберлиге игрокам постоянно не хватает места и времени, передач в касание почти нет, полузащитники забывают не только про полуфланги, но и про фланги в принципе. Все просто толпятся в центре поля, а некоторые игроки касаются мяча только в верховой борьбе. Первый удар из-за штрафной случился в середине второго тайма. Раньше до этого просто не доходило: ни у одного игрока ни разу не оказывалось одновременно мяча и свободной секунды. Редкие опасности возникали после штрафных и угловых. На невооруженный взгляд, обе команды получили бы пятерку в первом тайме от любого клуба ПФЛ. 

Футбол

Конструкции, похожие на ящики с пивом – на самом деле скамейки запасных. Из того, что еще бросалось в глаза на поле – мощная фактура большинства игроков, особенно у «Арминии». Тренер с турецко-египтискими корнями сделал упор на мощных иностранцев турецкого и арабского происхождения. Почти все из полевых были под два метра в высоту, а некоторые из запасных – и в ширину. В целом все играли по принципу «не привезти бы сзади, а там разберемся». Не разобрались. 

Запасные

Под конец первого тайма я насытился этим пиршеством футбола и пошел за четвертым глинтвейном, не планируя возвращаться на трибуны, и свой план я выполнил.

Киоск с закусками гордо хвалился статьей в популярном немецком футбольном журнале «11 Freunde». Согласно цитате с плаката, в номере за сентябрь 2014 года журналисты назвали стадион Рудольфа Кальтвайта «тихим местечком, где можно наслаждаться футболом без всякой отвлекающей белеберды, закусывая одними из лучших в регионе сосисок».  Еще киоск играл словами фразы «Schon blau?» (уже синий?). С одной стороны, синий – цвет «Арминии», с другой стороны синими в Германии (и не только) называют пьяных. По обеим причинам на поставленный вопрос я ответил положительно. Что имелось ввиду под «отвлекающей белебердой», я так и не понял. 

Киоск

Я не пробовал всех сосисек региона, но эту точно включил бы в первую десятку.

Закуска

На внешней стене трибуны «Арминия» вывесила имена самых преданных болельщиков – интересная находка от небольшого клуба. А может, это не самые преданные болельщики, а вообще все болельщики.

Стена почета

Дальше – клубный бар прямо в трибуне. Там своя атмосфера, показывают матч «Санкт-Паули» – и посетители вообще возможно не в курсе, что снаружи играют в футбол. 

Бар у стадиона

Напитки нельзя забирать с собой на трибуну, зато с ними можно выходить на веранду, которая на деле еще лучше трибун. Тут столики, козырьки и скорее всего очень круто летом. А еще тут отлично слышно тренеров обеих команд и их общение с, например, судьями – оскорбляют бедняг с флажками в Германии точно не меньше, чем у нас. 

Веранда у бара
Вид на поле от бара

Публика смотрит футбол краем глаза под пиво или глинтвейн, чтобы проветрить утяжеленную пятничными и субботними вечерами голову и подготовиться к вечерним матчам бундеслиги. На события на поле реакция есть, но скорее ироничная – великих свершений от ребят на газоне никто не ждет, при этом неуважения или оскорблений с трибун тоже нет. В итоге все это выглядит настолько по-немецки органично, что даже удивительно. Все причастные к этому футбольному матчу понимают, зачем они тут находятся и как тут оказались – от футболистов, которые понимают, что им никогда не заиграть в бундеслиге, до студентов, которые проверяют билеты на входе на стадион за 13 евро в час.

В этом главное впечатление от матча, а остальное решает глинтвейн.