13 мин.

Смерть бразильского футбола. Часть 2

Вопрос: Почему звезды возвращаются домой?

Текст: Маурицио Саварезе

Как свидетельствует баланс вашего банковского счета, мировой экономический кризис все еще кусается. В Бразилии же, тем не менее, время для ликования – не только потому, что страна переживает экономическое преображение, собирая миллионы с нищеты после десятилетий инертного роста, но потому, что бразильские футбольные клубы, наконец, процветают.

Они отклоняют предложения из Европы чтобы подольше задержать у себя восходящих звезд футбола, обновляют многомиллионные контракты и заставляют звезд мировой величины хлопать ресницами, надеясь на громкое возвращение домой. Роналдо, Рональдиньо, Элано и Луис Фабиано являются доказательством того, что мировой лидер по экспорту футболистов стал хорошей опцией для футболистов, которые могли бы заниматься своей профессии где угодно. В конце концов, зачем паковать чемоданы в Европу, если можно хорошо заработать в Рио или динамичном Сан-Паулу?

9 декабря  2008 года, всего несколько недель после того, как банк Lehman Brothers объявил о банкротстве, мировые державы стояли на пороге самого крупного экономического кризиса со времен Второй Мировой Войны. Но атмосфера на пляже Копакабаны ничем не была похожа на лондонский Сити или нью-йоркскую Уолл-Стрит. Почему? А потому, что лучший голеадор в истории Чемпионатов Мира возвращался домой. Несмотря на экономическую неопределенность и понижение доходов от рекламы, что заставило местные клубы начать 2009 год с тревогой, Роналдо подписал с Коринтианс контракт, основанный на доходах от маркетинга.

“Это был светлый момент”, - говорит экономист Луис Пауло Розенберг, клубный директор по маркетингу. “Это является мильным камнем для профессионализма, который, наконец, вывел бразильский футбол на лучший уровень. Контракт, который я заключил с Роналдо, превращает его в партнера, с правами на спонсоров нашей футболки, был инновацией, которая показала, что сама Бразилия была более амбициозная. Нашим лучшим качеством все еще остается отправка наших звезд за границу, но сейчас мы можем удовлетворять запросы наших экономически усиленных болельщиков. Наши игроки взрослеют здесь и звезды возвращаются обратно в том возрасте, когда они все еще могут сиять. Это приносит прибыль”.

По договору с бразильским клубом Роналдо, окончивший уже карьеру, все еще получает £300,000 в месяц. Коринтианс хочет, чтобы он индоссировал различные продукты, способствуя популярности клуба. “Быть дома и зарабатывать столько же, сколько в Европе звучало как отличная идея”, - говорит Феномен. Рональдиньо зарабатывает во Фламенго £350,000 в месяц, больше чем Кака получает в Реале.

Но кто, собственно, платит за все это? “Футбол не отличается от большинства сфер деятельности в нашей экономике. Она выросла за счет домашних доходов в течение трудных времен за границей”, - говорит профессор Марсело Нери из Фундасао Жетулиу Варгас (Fundação Getulio Vargas), престижного корпоративного университета. “В Бразилии возрастает средний класс. В 190-миллионной стране, 30 миллионов человек вошли на рынок труда – больше чем в Голландии и Бельгии вместе взятых. Многие из них плохо образованны. Они не покупают книги – они покупают телевизоры и потребляют имеющие отношение к футболу продукты”.

По словам консультантов Crowe Horwath, бразильский футбольный рынок – телевизионные права, билеты, спонсорство и трансферы – оценивался в £700 миллионов в тот год, когда вернулся Роналдо, 30% прирост по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году это уже было £800 миллионов. Но этот рост был домашним. “В 2008 году продажа игроков составляла 27% нашего рынка; в 2009 это было 19%”, - говорит консультант Амир Сомоджи. “Европа не могла позволить себе иметь их, поэтому нам нужно было развить способы выживания. Иметь звезд здесь стало ценной тенденцией”.

Некоторые эксперты Бразилии хоть и положили глаз на дом, но ее клубы и города все еще не достаточно подготовлены, чтобы устраивать мероприятие из каждого матча, и поэтому права на телетрансляцию являются ключом. Сеть Globo, которая достигает всех уголков страны и транслирует так же заграницу, предложила почти каждому клубу в бразильском чемпионате четырехлетнюю сделку, начинающуюся с 1012 года, и стоящую больше чем клубы заработают в этом сезоне. Некоторые клубы воспользуются этим, чтобы приобрести новых игроков; другие положатся на своих воспитанников и вложат деньги в тренировочные комплексы и стадионы. Самые популярные клубы – Фламенго, Коринтианс, Сан-Паулу, Палмейрас и Васко да Гама – более чем удвоят свой ежегодный доход от телевидения, примерно до £20 миллионов (первые два  могут получить даже около £30 миллионов). ОК, пусть это даже не приближается к тем суммам, которые получили вылетевшие из Премьер Лиги команды, но это все равно выдающийся прогресс для клубов, которые всего несколько лет назад находились на грани вымирания.

Следующий шаг это нацелиться на азиатский рынок, который помешан на бразильском футболе. Со следующего года в бразильском чемпионате будет играться субботний матч, чтобы японские и китайские болельщики имели возможность увидеть следующих Роналдов и Рональдиньев вживую. “Большие клубы, такие как Манчестер Юнайтед, Милан и Барселона, имеют скаутов повсюду, и они получают кого хотят”, - объясняет агент ФИФА Вагнер Рибейро. “Но периферийные рынки, такие как азиатский, познакомятся с хорошими игроками, которых они смогут купить. А их деньги ценны столько же, как и европейцев. Бразильские игроки очень интернациональны, но клубы – нет. Если клубы будут преуспевать, у игроков появятся более широкие рынки, а продать их можно будет по более высокой цене”.

Проблемой на данный момент является преодоление разногласий между тем, во сколько бразильские клубы оценивают своих игроков и сколько остальной мир, все еще находящийся в экономическом кризисе, готов за них платить. Сан-Паулу хочет £70 миллионов за Лукаса, Сантос просит £90 миллионов за Неймара и Гансо. Все 3 могут быть в Лондоне в 2012 году – может играть на Олимпиаде, а может знакомиться с Абрамовичем. Но если они не останутся – никаких проблем: Христос Спаситель всегда примет их обратно с распростертыми объятиями.

 

Вопрос: Могут ли они подготовиться к 2014 году?

Текст: Дом Филлипс

28 апреля 2010 года должен был стать прекрасной ночью для бразильского футбола. На забитом до отказа стадионе Маракана в Рио, 2 самые популярные команды Бразилии, Фламенго и Коринтианс, встретились в ¼ Кубка Либертадорес.

Под проливным дождем, знаменитый старый стадион превратился в болото. На этом поле действительно должен пройти финал Чемпионата Мира 2014? Несколько дней спустя 6 из 12 стадионов, на которых пройдут игры Чемпионата Мира, не смогли начать работы в крайние сроки установленные ФИФА. Год спустя на Маракане ведутся работы по реконструкции, но они продвигаются очень медленно.

Маракана в мае этого года (кликабельно)

Проект новой Мараканы (кликабельно)

После продолжительных дебатов было решено, что стадион Мурумби в Сан-Паулу не будет использован. Вместо этого Коринтианс построят совершенно новый стадион. Но все еще существуют сомнения насчет финансирования и работы пока еще не начались. К тому же новый стадион, условно Коринтианс, не будет готов к ‘пробному пуску’ на Кубке Конфедераций в 2013 году.

Постройка нового стодиона Коринтианс в Сау-Паулу (кликабельно)

Так почему же, несмотря на процветающую экономику, бразильское планирование находится в таком хаосе? Во-первых, всего 3 из 12 стадионов находятся в частном владении. Остальные принадлежат принимающим городам, что привело к задержкам.

Получение всех необходимых разрешений от комплексной и медленно двигающейся бразильской законодательной системы было “длинным и тихим процессом”, по словам Родриго Паива, главного спикера Федерации Футбола Бразилии (CBF).

“Мы традиционно оставляем все на последнюю минуту”, - говорит тренер Мано Менезес. “Мы верим, что наши способности и креативность могут сделать все на последней минуте, но это несколько опасно”.

Жука Кфури, уважаемый обозреватель, обвиняет во всем чрезмерные амбиции. “Бразилия хочет устроить гораздо больший чем тот, на который она способна”, - говорит он. “Но она может провести только бразильский Чемпионат Мира, а не немецкий”.

Стадионы сносятся и перестраиваются, или возводятся новые, вместо того, чтобы использовать уже существующие, и имеющие традиции, стадионы. “Это возмутительно”, - заявляет Кфури.

В Манаусе, глубоко в джунглях Амазонки, был снесен и отстраивается заново стадион Вивальдао. И это в городе, у которого нет команды в 3-х высших дивизионах. В Ресифи, в котором уже имеются 3 стадиона, возводится еще один.

Постройка стадиона в Манаусе (кликабельно)

Компьютерный макет строящегося стадиона в Ресифи (кликабельно)

В феврале, бразильская организация, контролирующая правительственные траты, Tribunal de Contas da Uniao,  обнаружила “серьезные ошибки в планировании”, которые могут привести к “нарушению норм” и перерасходам, что может привести к “излишней потребности в государственных капиталах”. Общая сумма проведения турнира оценивается в £8.6 миллиардов.

Бразильские переполненные аэропорты, которые и так уже играют в догонялки с растущей экономикой, нуждаются в срочном улучшении. “Они не достаточны для наших внутренних требований, так что я и не знаю насчет Чемпионата Мира”, - говорит Родриго Паива. Правительство сейчас попросило у частного сектора помощи с аэропортами в Сау-Паулу, Бразилии, Белу-Оризонти и Рио.

Реконструкция стадиона Кастелао в Форталезе (кликабельно). Ниже компьютерные макеты реконструированного стадиона (последняя кликабельна).

Некоторые критики верят, что организационный комитет сам по себе является проблемой. Там нет начальства, такого как Мишель Платини или Франц Беккенбауэр. Вместо этого всем заправляет Рикардо Тейшейра, глава CBF, который уже много лет является мишенью для прессы.

В 2001, бразильский новостной еженедельник Veja опубликовал изобличающую статью, в которой обвинил Тейшейру в отбеливании денег и использовании средств Федерации в личных целях. “Люди здесь всегда атакуют директоров и президентов, это часть нашей культуры”, - настаивает Паива. “У Федерации есть хорошее правление под своим контролем”.

Но члены бразильского конгресса пытаются начать парламентское расследование о деятельности Тейшейры, CBF и контрактов на Чемпионат Мира. Ромарио, сейчас политик, проголосовал за проведение этого расследования, которое пока еще не набрало достаточно голосов.

Компьютерный макет стадиона в Бразилии...

...и стадиона Минейрао в Белу-Оризонти (кликабельно)

Затем, в мае, лорд Трисман, перед  Парламентским Выборочным Комитетом, назвал Тейшейру в числе одного из четырех руководящих членов ФИФА, которые требовали у него деньги или услуги в обмен на поддержку заявки Англии на проведение Чемпионата Мира 2018.

CBF отклонила все обвинения и пригрозила подать в суд на Трисмана. Тем не менее, Жука Кфури считает, что у заявочной иерархии нет “ни одного имени с доверием цивильного общества. Исполнительным директором (Жоана Авеланж) является дочь президента CBF. Это не заслуживающая доверия сеть”.

Рикардо Тейшейра (слева) и лорд Трисман

Но не все так печально и мрачно. Бразилия хорошо проводит крупные мероприятия – достаточно посмотреть на миллионы туристов, которые приезжают на карнавал в Рио каждый год. И у них есть незаурядная способность строить все очень быстро. “Все будет ОК”, - настаивает Кфури.

“Такие страны как Бразилия заслуживают проводить Чемпионат Мира, это дает шанс развитию”, - говорит Паива. “Мы знаем, что Англия может организовать Чемпионат Мира за полгода. Но если вы сделаете это, то Чемпионат Мира будет проводиться только в Европе и Соединенных Штатах”.

Бывший капитан Сократес тоже настроен оптимистично: “Для страны это ничего не изменит. Но это станет карнавалом”. И хотя бы сток воды на Маракане должен быть починен.

Что думают легенды?

 

 

5 способов исправить Бразилию

Жонас Оливейра, редактор ведущего бразильского футбольного ежемесячника Placar

  1. Больше играть дома: Лондон стал новым домом для Селесао, так что игроки не чувствуют недовольства болельщиков. Освистывание на Эмиратах не сравнится с освистыванием на Маракане. Верните Бразилию домой, чтобы изменить это восприятие.

  2. Сделайте Бразилию ‘бразильской’: Есть такое ощущение, что миллионеров играющих в Европе не очень интересует ношение легендарной желтой формы. Есть призывы выбирать игроков только из местных клубов. Это все еще будет хорошая команда, хотя она, скорее всего, не выиграет Чемпионат Мира.

  3. Придерживаться системы: Паррейра имел одну избранную систему, Дунга – другую, Менезес – третью. Голландия и Испания меняют тренеров, но общая тактика остается такой же. Если Бразилии не хватает больших звезд, то придерживаться последовательной тактики может стать их безопасной гаванью. Но это случится только если Бразилия победит в 2014 и Менезес сохранит свою работу.

  4. Быть думающими о нападении: У Бразилии есть традиция построения команды от нападения к защите. Но с нынешним выбором высоких, быстрых, искусных защитников, имеется оборонительная философия. Теперь, когда он укрепил свою оборонительную систему, Менезесу нужно постараться и открыть заново атакующий дух Селесао.

  5. Быть терпеливыми с молодежью: Клубные юношеские системы стали больше походить на фабрики – некоторые даже считают, что нужно избегать прозвищ, потому что полные имена звучат привлекательнее для европейского рынка. Вместо того, чтобы быстро продавать их, клубам и агентам нужно дать юношам время развиться и получить опыт игры в первой команде.

 

 

Продолжение следует…