Мои дни в «Челси». Грэм Ле Со
Как получилось, что ты перешел в «Челси»?
Я делал это дважды! Сначала, когда тренером был Джон Холлинз, он был в Джерси и представлял Лучшего игрока года, и три-четыре человека упомянули мое имя. Он взял телефон секретаря «Сейнт-Пола», любительской команды, за которую я выступал, и когда он вернулся в Лондон, то позвонил и позвал меня на просмотр. Мне кажется, это частично было связано с тем, что у меня необычная фамилия, но также и с тем, что несколько человек говорили ему обо мне, и он решил, что лучше посмотреть самому. Я неделю пробыл на испытательном сроке в клубе и слонялся там, как идиот. А потом мне предложили контракт.
Во второй раз я перешел в «Челси» из «Блэкберна» – уже будучи игроком сборной Англии – и тогда тренером был Руд Гуллит. Руд и руководство клуба решили, что я тот, кто им нужен, и приобрели меня за рекордную для защитника в Британии сумму — £5,5 млн, так что сделка была выгодной для всех, в том числе и для меня, и я остался в клубе на шесть лет.
Как считаешь, ты бы пробился в топ-клуб, если бы тебе не повезло, и Джон Холлинз не приехал бы в Джерси?
Ну, я тогда подумывал о поступлении в университет, так что, возможно, перспективы были бы еще лучше. У меня были просмотры с 13 лет, но как-то не складывалось. Однажды «Саутгемптон» пронюхал, что меня просматривает «Челси», они тут же вышли на связь и попросили меня вернуться, так что я считаю, что удача – это хорошо подготовленные возможности. Если много работаешь, и потом тебе выпадает возможность, то ты скорее добьешься успеха, и именно так, я бы сказал, я не упустил свой шанс. Если бы этого не случилось, создал бы я для себя другие возможности? Скорее всего. Но пошел бы совсем другим путем.
Вспомни свои впечатления от клуба?
Сначала это была смесь восторга, шока и разочарования (смеется). Я был в восторге, что перешел на следующий этап осуществления мечты и смог стать профессиональным футболистом, и на мое имя открыли счет в банке, это было просто восхитительно. Шок был из-за того, что я сразу прошел крещение огнем: дела у клуба шли не очень хорошо, и в том сезоне мы вылетели в низший дивизион. Это не было связано со мной, потому что я не играл. Было много сложностей, уволили Джона, было тяжело, и я был в шоке, что профессиональный футбол – это совсем не то, чего я ожидал.
Я был предан делу, как профессионал, однако окружение не было профессиональным. Между игроками не было спортивной конкуренции, и временами было сложно. Я был разочарован отношением некоторых футболистов, и тем, за что они придирались к людям. Атмосфера была негативная, и сейчас, уже постфактум, можно понять, почему команда вылетела из дивизиона.
Ее необходимо было переделывать, перестраивать, улучшать, и я хочу сказать, что этого не было, пока не пришел Гленн Ходдл. Это были мои первые впечатления, но у меня была возможность прогрессировать, дебютировать в матче с «Портсмутом», играть за резерв, на разных позициях, лучше узнавать некоторых игроков. Этот опыт, и тот факт, что я был подростком, живущим в Лондоне без родных, оказали невероятное влияние на меня. Было не так плохо, просто было совсем не так, как я ожидал.
А что насчет «Бриджа»?
Это был огромный старый стадион. Пугающий своей величиной. Проблема была в том, что по периметру поля была беговая дорожка, и болельщики были словно оторваны от футболистов. И когда мы приезжали на другие стадионы, там ощущение было совершенно иным. Звук, скорее, рассеивался, чем был направлен на поле, но мы достаточно быстро установили взаимопонимание с болельщиками.
Фанаты ценили усердный труд, и думаю, они видели, как я стараюсь, выдаю отличную игру, и стали меня поддерживать, особенно на западной трибуне. Они всегда ко мне хорошо относились. Все болельщики до того несчастного дня и случая с Йаном Портерфилдом, когда меня не так поняли. Я не имел намерения оскорбить клуб и болельщиков [Ле Со снял футболку и швырнул ее на землю, когда в одно из рождественских матчей его заменили на Портерфилда]. Это было от отчаяния, и это был крик о помощи. Конечно, сейчас все болельщики, с которыми я общаюсь, говорят, что понимают, что это была ситуативная реакция, а не неуважение к клубу.
Ты помнишь, как болельщики поддерживали команду дома и на выезде? Есть какие-то матчи, которые запомнились с точки зрения атмосферы?
Любой футболист скажет вам, что больше всех выкладываются гостевые болельщики, потому что они готовы болеть за свою команду и преданы ей, они сами наслаждаются процессом боления, и ощущают, что это своего рода братство. Меня всегда поражали болельщики гостей, они ездят с командой в разные страны! На «Бридже» мне всегда нравились матчи в середине недели, когда и игроки, и болельщики демонстрировали максимальную отдачу.
Во время моего первого пребывания в клубе самой запоминающейся стала встреча со «шпорами», когда мы сыграли 0:0 в первом матче четвертьфинала Кубка Лиги. Мне кажется, я тогда заявил о себе, как о футболисте с огромным потенциалом, потому что потом со мной все только об этом матче и говорили. Они говорили, что никогда не видели, чтобы я играл на таком уровне и блистал среди остальных на поле. Я не забил, хотя у меня была пара моментов, но самое главное, что я после матча рванул домой посмотреть "Match of the day", но началась война в Персидском заливе, и я так больше и не увидел этот матч, но я знаю, что играл хорошо, и болельщикам очень понравилось.
Кто из тех тренеров, с которыми ты работал, больше всего повлиял на твою карьеру и игру?
Конечно, надо отдать должное Джон Холлинзу, но мне не удалось с ним долго поработать, думаю, его и уволили из-за того, что он подписал меня! Он был прекрасным человеком, я не знаю, каким он был тренером, однако дела шли плохо. Я восхищался им и не терял с ним контакта на протяжении всей карьеры. Он был всегда готов выслушать и поделиться опытом.
Руд Гуллит был выдающимся тренером. Он вернул меня в клуб. Очень хорошо работал Джанлука Виалли, но они оба были молодыми тренерами, это была их первая работа на этом поприще. Дон Хоу, какое-то время бывший тренером в клубе, был великолепным тактиком, просто гениальным.
Последним моим тренером в «Челси» был Клаудио Раньери. Он тогда предпочитал комбинировать, но был отличным тренером. Тогда мы уже были опытными игроками, нам оставалось только воспринять то, что он говорил, и реализовать это на основе того, что мы умели. Но мне кажется, больше всего на мою карьеру повлияли Джон и Рууд.
Помимо того матча со «шпорами», были ли еще матчи за «Челси», которые запомнились?
С «Виченцой» дома в Кубке Кубков, и возможно, в виду пикантности ситуации. Было много памятных матчей, особенно во время второго периода пребывания в клубе, было приятно выходить на поле. Когда мы играли, все матчи были интересными, а выступление – профессиональным.
С кем ты больше всего дружил в команде? До сих пор общаешься с этими людьми?
Я вижусь с некоторыми ребятами, которых знаю со времен моего первого периода в клубе: Грэмом Стюартом, Дэвидом Ли, Джэйсоном Канди, Эдди Ньютоном. Еще больше людей осталось на связи после моего второго периода в клубе. Эти два периода резко контрастируют по атмосфере в раздевалке и формату дружбы, они отличаются столь же сильно, как отличались два отрезка моей карьеры.
Я мало что узнал о себе во время первого периода и многому научился во время второго, именно тогда я сильно изменился, но это часть взросления. Я очень рад тому, что у меня есть друзья, с которыми я дружу всю жизнь, и они разделили со мной этот опыт, хотя мы не часто сейчас видимся.
А как вы в целом оцениваете свою карьеру в «Челси»? Вы бы что-то изменили или сделали иначе?
Вспоминаю с теплотой. Изменил ли я что-то? Наверное, мне бы хотелось, чтобы во время первого пребывания в клубе я мог бы лучше справляться с некоторыми ситуациями. Нас, молодых игроков, тогда не очень хорошо поддерживали в раздевалке, и в таком окружении было трудно выживать. …
Но я не из тех, кто оглядывается на прошлое, потому что изменить ничего нельзя. Опыт накладывает свой отпечаток, формирует тебя как личность, надо не повторять ошибок, и только так можно учиться чему-то. …
Я с теплотой вспоминаю эти 12 лет выступлений за такой крупный клуб.
Что думаешь о нынешней команде «Челси»?
Они играют потрясающе. Что мне нравится, и я не хочу сейчас сглазить, это то, что команда работает тихо, не привлекая внимания, по сравнению с другими. Надо отдать должное Маурицио и его тренерскому штабу за ту работу, которую они проделывают, и надо отдать должное, потому что, когда тренерский штаб полностью вкладывается в работу, игроки быстро переключаются и отлично воспринимают новую тактику и новый игровой стиль.
Команда демонстрирует отличный футбол, новые игроки уже влились в коллектив, и мне безумно нравится, как команда реализует свой потенциал, и как отдельные футболисты заставляют тебя восхищаться их техникой и наслаждаться игрой. Очень приятно, что в клуб снова вернулся Джанфранко Дзола, и я всегда говорю ему, что, если ему будет нужен человек, который будет переводить с его английского на британский английский, я к его услугам!
английско-футбольный комплимент ))))