У пользователя Sports.ru такой же пресс, как у Криша. Ему 42, и он тренер по шахматам
Оказывается, шахматистам тоже нужно быть в хорошей форме.
Криштиану Роналду эффектно отпраздновал гол в ворота «МЮ» в Лиге чемпионов, показав идеальный пресс.
В комментариях под постом о кубиках Криша пользователь Sports.ru Олег Баранцев похвастался таким же крепким прессом. И это в 42 года.
Мы связались с Олегом и узнали, в чем его секрет.
– Расскажите о себе: где живете, чем занимаетесь, как давно на Sports.ru?
– На Sports.ru очень давно – лет 8-10, но точно не помню. 42 года, женат, дочка, преподаю шахматы, образование высшее: основное – книжный редактор, а когда стал преподавать шахматы, то получил и педагогическое. Живу в Санкт-Петербурге. Иногда занимаюсь спортом. С 6 до 16 лет занимался, естественно, шахматами, в 14 стал кандидатом в мастера спорта.
Со спортом я с детства. В школе занимался волейболом один год – благодаря этому относительно высокий (188 сантиметров). Тогда же брал штангу, гири, ходил в советский тренажерный зал. В юности постоянно занимался, а сейчас – просто по возможности.
Сейчас волейболом занялась дочь. Мы с ней устраиваем дополнительные тренировки: ходим на стадион, подтягиваемся, бегаем, с мячом занимаемся. Держим себя в форме. Без такого фанатизма, как Роналду: есть возможность – тренируюсь.
– Как попали в шахматы? Все идут в футбол – а вы в шахматы.
– Я пятый ребенок в семье, и все играли в шахматы. У нас еще была соседка – шахматистка, которая дарила шахматные книжки. В 6 лет пошел в школу и тогда же начал заниматься шахматами. И пошло-поехало.
Правда, ребенок я был подвижный: играл в футбол, зимой – в хоккей, просто бегал, прыгал, подтягивался. Был веселый момент: учительница физкультуры сказала, что за нами будут наблюдать, поэтому надо себя показать. После урока меня подозвал человек: «Я – тренер по дзюдо. Ты парень спортивный. Каким-то видом спорта уже занимаешься?». Я ответил, что шахматами и секция у меня четыре раза в неделю. Он удивился, предлагал пойти в дзюдо, но я отказался – времени у меня бы не хватило. Сейчас понимаю, что заниматься дзюдо было бы политически верно, хаха.
А так, помимо волейбола, никогда не занимался другим видом спорта или качалкой – только шахматы. Сейчас на любительском уровне играю в футбол, в настольный теннис, плавать люблю.
– Получается, больше всего повлияла соседка?
– Скорее, семья. Отец играл в шахматы, три брата и сестра – тоже играли, когда была возможность. А соседка вдохновляла: дарила хорошую литературу. Она подарила детскую книжку – я о ней даже писал в блоге – «Я играю в шахматы» Владимира Зака и Якова Длуголенского. Просил маму читать мне ее перед сном. Это приключения Буратино, который тоже играл в шахматы, и через эту сказку дети учатся играть в шахматы. До сих пор с теплотой и любовью отношусь к книжке. В то время она идеально подходила, чтобы вдохновить ребенка заниматься шахматами. Сейчас у детей другие герои, и про Буратино мало кто знает.
– Шахматы – не очень подвижный спорт. Для чего такую форму поддерживать?
– Любого чемпиона мира по шахматам отличает хорошая спортивная форма. Посмотрите на Магнуса Карлсена и Гарри Каспарова – они в хорошей физической форме. Про Ананда и Крамника такого сказать не могу, но все же. Надо выдержать 6-часовую партию, проводить за доской по несколько часов каждый день, при этом умственное напряжение очень выматывает физически.
Магнус Карлсен
У меня был ученик, с которым я занимался индивидуально. Мальчику 11 лет, он играл в футбол, но очень хотел получить разряд по шахматам. Он выступал на двухдневном турнире, вышел оттуда вымотанный, выжатый как лимон. Для него это в первую очередь огромный психологический стресс, но и телом он очень устал. Так что хорошая физическая форма – залог свежей головы на протяжении долгого времени.
– У вас классный пресс. И вы говорите, что не делаете скручиваний (упражнения на мышцы живота; называются так из-за поведения позвоночника при выполнении – позвоночник сгибается, скручивается. В общем, чтобы не напрягать вас – это просто любые упражнения на пресс – Sports.ru). В чем секрет?
– Наверное, дело в генетике. У меня отец не был спортивным ни разу, даже наоборот. Но у него до старости была хорошая фигура. Мой секрет – в самостоятельной работе. Просто бегаю, прыгаю, делаю упражнения на пресс, но это так – обычные упражнения. Специально дома часами делать какие-то скручивания… Я даже не особо понимаю, что это за скручивания. Только если вот ты лежишь и поднимаешься.
Специально я ничего не делаю. Еще один секрет – у меня низкий индекс жировой массы или как-то так. Так как жира в моем организме почти нет, я могу полгода ничего не делать, но пресс все равно будет виден. Я проверял.
– То есть целенаправленно вы не шли к такому прессу?
– Целенаправленно – нет. Когда я начинал в подростковом возрасте, мне просто хотелось быть сильным и иметь хорошую фигуру. Обычное подростковое желание нравиться девчонкам – повлияла первая влюбленность лет в 12-13. Но в принципе это было простое желание иметь хорошую фигуру.
– А был какой-то кумир в плане внешности?
– В то время точно нет. Можно сказать, что меня впечатлил одноклассник, который занимался самбо. Он был невысокого роста, но очень спортивный. Его пример вдохновлял быть не хуже. А из знаменитых людей – точно не было кумира. Если не считать, что на стене в комнате висели плакаты со Сталлоне, Шварценеггером и Чаком Норрисом, где они с голыми торсами спасали мир.
– А за питанием своим следите? Какие-нибудь диеты?
– Специально – тоже нет. Я ем что хочу и когда хочу. Вредную пищу просто стараюсь не есть. Но если мне захочется гамбургер или чипсов – я себе не откажу в этом. Специально я это не ем – стараюсь питаться нормальной едой. А сладкое вообще ем в больших количествах. Например, на завтрак у меня гречневая каша со сгущенкой. Для многих звучит необычно, но я за три завтрака съедаю банку «Рогачевской» сгущенки.
Тренеры, как и педагоги, проходят каждый год осмотр. Я один раз перед осмотром позавтракал, а там надо было кровь натощак сдавать. Естественно, у меня уровень сахара был какой-то запредельный. Я врачу объяснил, почему так. На следующий год приехал натощак к тому же врачу – все было хорошо. У меня проблема скорее с тем, чтобы набрать вес. Если я не занимаюсь – я усыхаю, вес уходит вместе с мышечной массой.
– Как в 42 года выглядеть так же круто?
– В моем случае, как я уже сказал, важная часть – генетика. Но как в одном фильме сказал Дуэйн Скала Джонсон: «Да это же просто: 6 раз в неделю по 6 часов в день занимаешься спортом. И так 20 лет! Тогда фигура будет нормальная». У меня примерно так, но без фанатизма. Есть свободное время – беру штангу, хожу на стадион, на фитнес или в бассейн – подкачиваю себя. Но если нет возможности, тоже себя не запускаю. Да и сложно запустить себя, когда вес не набирается никак.
– Можете описать вашу обычную неделю?
– У меня сейчас полгода спорта нет никакого. Только с дочкой пару раз в неделю ходим на стадион. Дома отжимаемся, какое-то время делали планку. Я, бывало, три минуты планку держал, жена – около двух, дочка – до полутора минут. Но вообще, у меня нет никакого расписания. Если есть возможность – занимаюсь.
Бывают периоды по 2-3 месяца – вообще без физической активности. А потом наступает весна, летом хочется выглядеть помощнее – снова начинаю заниматься. Но мне сложно что-то советовать, потому что не уверен, что мои советы могут кому-то помочь – из-за особенностей моего организма. Возможно, так происходит потому, что в юности занимался фанатично и заложил базу.
– У кого круче пресс: у вас или у Роналду?
– Наверное, все-таки у него. Он следит за диетой, больше занимается. Но меня мой пресс устраивает, и мне хорошо от этого. В 30 лет мне говорили: «Скоро женишься, тебя откормят, и пресс превратится в пузо». Я женился, жена меня откормила – я действительно прибавил в весе. Но все ушло в мышцы, и я просто стал чуть помощнее: раньше весил 71 кг при росте 188 см, а теперь 78-80. То есть могу смело еще 5-8 кг прибавить – просто стану более шкафообразный. Это все будет мышечная масса, и она на прессе не отразится.
– И еще немного о шахматах. Как стать тренером?
– Желательно, чтобы квалификация была не ниже первого разряда. Кому-то хватает и третьего взрослого разряда, чтобы учить совсем малышню. Но чем выше квалификация – тем больше возможностей для преподавания. Не всегда хороший игрок – хороший тренер. Но мне это интересно, мне нравится.
Я преподаю только шестой год, так что не могу сказать, что у меня супер получается. Два года назад получил педагогическое образование, чтобы официально иметь право работать с детьми. Сейчас законодательство ужесточается: можешь быть хоть гроссмейстером, но преподавать в государственных структурах без педагогического образования не сможешь.
– Когда начинали заниматься шахматами, сразу хотели стать тренером?
– Нет, хотел стать чемпионом. К сожалению, не получилось.
– Какое у вас самое большое достижение как у игрока?
– Как-то, еще в Ленинграде, проходил международный командный турнир. Не помню, как выступила команда, но я занял первое место на первой доске. Получил приз – 30 или 35 рублей, чему был очень рад. Еще достижение – стал кандидатом в мастера спорта в 14 лет. В советские времена это было не уникальное, но значительное достижение.
– Кого вы сейчас тренируете? Что за дети, какой возраст?
– Это дом творчества «Измайловский», и я работаю еще в двух школах на базе дома творчества. В основном тренирую младшие классы. Учу их играть, они участвуют в турнирах, получают разряды. Но пока только дети – опытом в тренерском деле я только обрастаю.
– Почему шахматы – круто?
– В шахматы могут играть все! Два года назад в эфире Первого канала в шоу «Лучше всех!» трехлетний Миша Осипов играл против 12-го чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова. Для трехлетнего он играл просто блестяще!
А седьмой чемпион мира Василий Смыслов в 1984 году проиграл финальный матч претендентов будущему чемпиону мира 21-летнему Гарри Каспарову. Смыслову тогда было 63 года! Смыслов, как и, например, Виктор Корчной, и в 80 лет показывал игру мирового уровня.
– А есть какая-то история про вас?
– На неискушенного зрителя производит яркое впечатление игра вслепую. Как-то коллеги с не связанной с шахматами работы узнали, что я шахматист. Один предложил сыграть и предупредил, что у него третий разряд. Чтобы уравнять шансы, я предложил сыграть вслепую. Он с двумя друзьями расставил фигуры в соседней комнате и сообщал мне ходы. Я же в это время подменял секретаря, отвечал на звонки, принимал факсы и играл с ними.
Коллеги захотели играть белыми, но это им не помогло: достаточно быстро я поставил мат. После этого коллега долго ходил и всем рассказывал, что «они втроем, а он вслепую, да еще и отвлекался, а поставил нам мат ходов за 20!». Для них это было почти чудом, а для меня было простым развлечением.
Чудо для меня, когда сильные шахматисты дают сеанс одновременной игры вслепую на десятках досках. Это действительно феноменально, и такие рекорды вносятся в Книгу рекордов Гиннесса.
Блог Олега Баранцева о шахматах
Фото: из личного архива Олега Баранцева; instagram.com/magnus_carlsen (2)
Один известный голливудский режиссер/продюсер/актер/бодибилдер/мистер "Олимпия": "Ничего необычного, абсолютли"