Проблема адаптации
Сейчас каждую минуту во всем мире идут переговоры о переходах игроков из одного клуба в другой. Форлан в «Зените», Это О в «Анжи». Интенсивность процессов столь высока, что в механической чиновничьей голове Блаттера вдруг взошла мысль о том, что футболисты похожи на рабов. В отличие от Блаттера мне защищать Кристину с зарплатой в 237 тысяч долларов в неделю совсем не хочется, но есть пара моментов, про которые интересно поговорить.
В 1983 году «Милан» обратил внимание на английский рынок. В составе «Уотфорда» играл выходец из Ямайки Джон Барнс, который позже станет одной из легенд «Ливерпуля» и сборной Англии. По какой-то роковой случайности, «Милан» вместо Барнса купил другого выходца с Ямайки из «Уотфорда» - Лютера Блиссета. Поговаривали, что это была просто техническая ошибка.
Этот парень, год промучившись в итальянском футболе, выдал одну из самых печальных фраз в английском футболе – «Не важно, сколько у вас есть денег, тут все равно не купить рисовых хлопьев».
И, в этом смысле, очевидно, что горькая судьба Блиссета, ожидает этим летом целый табун футболистов. Если вы думаете, что процесс привлечения гастарбайтеров сегодня сильно изменился, то вы ошибаетесь. Иностранцу, подписавшему контракт с клубом, заявляют: «Вот тебе билет на самолет, прилетай и с первого дня играй на высшем уровне». Игрок не вписывается в чуждый ему национальный колорит, теряет форму, и миллионы долларов выкидываются в трубу. Это происходит из-за того, что клубы ведут себя непрофессионально. Точно также как нефть является часть нефтебизнеса, точно также и глупость является частью футбольного бизнеса.
Когда ведущий сотрудник Майкрасофт приезжает в незнакомую ему страну, местный консультант помогает его детям найти школу в стране, семье дом и вообще становится настоящим мостом, по которому можно пройти через сложные социальные различия стран. Стоимость такой адаптации меньше 30 000 долларов, а она составляет не больше десятой процента трансфера топ футболиста. Но в футболе об этом если и думают, то в самую последнюю очередь.
Вы не верите? А ведь есть огромное количество примеров. «Челси» покупает великого Руда Гуллита и заставляет его жить в жуткой дыре под названием Слау в пригороде Лондона. Можно вспомнить и Иана Раша, который поиграв в Италии за «Юве» один сезон в 87-88 годах, написал потом целую книжку – «Мой итальянский дневник», от которой местами наворачиваются слезы. Вот кусочек оттуда: «Пресса меня постоянно критиковала. Но один репортер отличился особенно. Он постоянно меня сравнивал то с Чарли Чаплином, то с Адольфом Гитлером. Трейси (жена Иана) постоянно из-за этого нервничала. На одной из пресс-конференций она пила Кока-Колу. Какое же было у нее удивление, когда она потом прочитала в газетах, что она в наглую пила Кампари. С точки зрения итальянской прессы мы были адовой парой – комик-диктатор и алкоголичка. Самое забавное, что в свой медовый месяц мы и половины не делали того, что нам приписывала итальянская пресса, когда мы там жили».
Неудивительно, что через год Раш вернулся на Британские острова.
Но возможно самым большим провалом в адаптации в чужой стране стал приезд Николя Анелька в мадридский «Реал». Испанцы заплатили «Арсеналу» 22 миллиона фунтов за футболиста и не одного фунта на его адаптацию в Испании. Стеснительный 20-летний Анелька пришел в первый день в клуб, но никто совершенно никто его не встретил и ничего не объяснил. Ему даже не предоставили шкафчика в раздевалке. Он смог занять пустой шкафчик лишь после того, как другой игрок сжалившись показал ему, где можно кинуть свою одежду. Через год он покинул «Реал».
Даже если игрок обладает устойчивой психикой и он общителен, он может столкнуться с проблемами. Его подруга не может найти работу или она беременна и не может полноценно общаться с доктором, который ее не понимает. Сам игрок может просто не понимать? Что ему говорит тренер, или ему просто тупо не хватает рисовых хлопьев. Проблемы негров шерифа не волнуют. Игрок должен выйти и играть.
Специалистов по адаптации клубы не нанимают. В отличии скажем от гигантов спортивной формы – Найка или Адидаса, которые очень часто присылают своих спецов в помощь футболисту, который перешел в иностранный клуб. Саймон Купер из Financial Times рассказывает, что знал такого человека в Италии. Как-то молодой игрок, перешедший в «Милан», пришел с тренировки и стал жаловаться на проблемы адаптации. Он был настолько зол ситуацией, что собирался высказывать все что думает тренеру команды. Именно, этот специалист успокоил игрока и объяснил ему как себя вести и что сделать для того, чтобы бытовые и социальные проблемы не мешали игроку.
Но этого недостаточно. Футболисты по-прежнему пропадают за рубежом. Клубы, впрочем понимая трудности адаптации, стараются не брать футболистов из тех стран, которые мало похожи. К примеру, в Англии не так много бразильцев. Они не говорят по-английски, не любят холод и мало понимают главные традиции английского футбола, когда после матча надо обязательно выпить 20 пинт пива. Английские клубы предпочитают скандинавов. Они конечно похуже футболисты, чем бразильцы, но зато они врубаются в английский, холодную погоду и 20 пинт пива. Правда непонятно, почему бы не купить крутого бразильца, нанять человека отвечающего за его адаптацию и получить выгоду. Этим занимаются в Англии лишь несколько клубов.
Когда Дрогба за огромные деньги перешел из «Марселя» в «Челси», никто в клубе не помог ему найти дом и школу для детей. Ему пришлось недели проводить в гостинице. В своей автобиографии, которая недавно вышла, Дрогба говорит, что все дорогостоящие иностранные покупки «Челси» могли сесть в круг и жаловаться на то, что до сих пор живут в гостинице. Клуб совершенно не парился по этому поводу.
Как говорит тот же самый Саймон Купер, в мире уже давно есть услуги адаптации иностранцев. Представители этой индустрии пытались предложить свои услуги футбольным клубам, но столкнулись с полным пренебрежением. В России лишь несколько агентов выполняют эту работу за клубы, которые часто перекладывают это на переводчиков типа Максима из ЦСКА.
Игроки одиноки и сами обязаны решать свои проблемы, которые зачастую они не в состоянии решить. А клубам просто все равно.