6 мин.

Я тебя никогда не забуду: 9 дней без Николая Караченцова

Скорее всего, люди, родившиеся в 90-е и позже, впервые увидели Николая Петровича на экране в роли бандита Урри в фильме "Приключения Электроника". Герой Караченцова резво катался на мотоцикле, общался с начальством через специальный шлем-телефон, а также был убежден в том, что не нужно иметь убеждений – о чем он даже задорно спел.  Кстати, актер не только самостоятельно исполнил эту песню, но и исполнил все трюки.  Эта роль только добавила вистов актера и раскрыла перед ним новые горизонты. После роли Урри Караченцова стали регулярно приглашать озвучивать детские мультфильмы, чем он с большим удовольствием занимался на протяжении многих лет.

Сам же Караченцов, говоря о своих лучших ролях, всегда вспоминал работу в картине Виталия Мельникова «Старший Сын», где снимался вместе с Михаилом Боярским. У обоих актеров на тот момент было совсем мало актерского опыта,  но это не помешало им справиться со своей задачей. Этот фильм стал поворотным моментом не только для актерской биографии Караченцова, но и для его личной жизни. Именно на съемках "Старшего сына" он познакомился с Людмилой Поргиной, с которой он прожил до конца своих дней.

Путь актера, во многом был предопределен с раннего детства. Родился Караченцов в творческой семье в самом центре Москвы, на Чистых прудах. Его отец Петр Яковлевич Караченцов много лет проработал художником в журнале «Огонек» и удостоился звания заслуженного художника РСФСР, а мать Янина Евгеньевна была крупным балетмейстером-постановщиком и работала в ведущих театрах страны. Конечно, Николай Петрович с детства посещал крупнейшие постановки и не видел себя нигде, кроме актерской профессии.

При этом, в жизни Караченцова всегда присутствовал спорт, недаром он учился в спортивной школе. Он входил в сборную Москвы по прыжкам в воду, что очень пригодилось ему в дальнейшем. «Сначала я попал в секцию по прыжкам в воду. Там с нами серьезно занимались гимнастикой и акробатикой. Во всяком случае, быстрота реакций, координация, гибкость и растяжка - несомненно, результат детских тренировок», – вспоминал актер. В последствии, Караченцов сильно увлекся теннисом и сильно в нем преуспел.  Он занимался этим видом спорта больше 20 лет, стал очень сильным игроком и не раз встречался на корте с первым президентом России Борисом Ельциным, регулярно играл с Шамилем Тарпищевым и композитором Максимом Дунаевским.

А еще, Николай Петрович очень любил играть в футбол, и по воспоминаниям коллег, был неудержим на поле.  В 80-е годы он служил в Ленкоме, где исполнял главную роль в великолепной рок-опере «Юнона и Авось». Караченцов блестяще исполнял самые сложные партии, а те, кому довелось видеть это потрясающее зрелище, с удовольствием приходили еще – настолько волшебным было все происходящее на сцене. А ведь в начале работы над спектаклем Караченцов не обладал нужными вокальными навыками, и первое время прямо на сцене его "вытягивал" Павел Смеян, который по совместительству был его учителем. Со временем ученик сумел выйти на нужный уровень и вплоть до конца своей карьеры исполнял роль графа Резанова.

А вот в футбольной команде Ленкома, где его партнерами были Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов, он был лидером и главным бомбардиром. Возможно, тогда Николай Петрович и увлекся «Спартаком». В отличие от других артистов Ленкома, он почти не говорил в интервью о футболе, но выходил на поле и регулярно забивал. 

Неуступчивость, свойственная профессиональным спортсменам, помогала Караченцову преодолевать трудности и на съемочной площадке. Во время работы над культовым фильмом "Человек с бульвара Капуцинов", где он исполнил роль Билли Кинга, он получил серьезную травму. Во время съемки знаменитой драки в баре Караченцов сломал палец на ноге, но даже тогда не прибегнул к помощи каскадеров, а через боль доработал смену до конца.  А во время съемок "Приключений Электроника" Караченцова даже увезли на скорой: он напоролся на сук, но ничего не сказал и доиграл сцену.

Но не всегда его склонность к риску заканчивалась столь благополучно, в  жизни Караченцова было немало моментов, когда актер мог погибнуть. Причем, большая часть неприятностей происходила с ним зимой.  Так, однажды они вместе с супругой едва не погибли в горах, когда в 1977 году в Приэльбрусье остановился  их фуникулер, и семейная пара застряла на огромной высоте.  Спасатели отказывались организовывать операцию, опасаясь оползня, и только настойчивость друга семьи Юрия Визбора спасла им жизнь. Супруги очнулись уже в больничной палате, и только чудом Николай Петрович не только выжил, но и не утратил свой великолепный голос.

Зима действительно роковое для Караченцова время года.  28 февраля 2005 года произошло событие, фактически поставившее крест на творческой жизни великого актера. Он попал в страшную аварию, в результате которой пролежал в коме 28 дней. Оправиться от неё он так и не сумел, артист боролся с ее последствиями, начал посещать светские мероприятия и даже сыграл пару эпизодических ролей в кино, но его речь так и осталась нарушенной, да и общее физическое состояние не позволяло вести активный образ жизни.

12 лет семья актера делала все возможное, чтобы облегчить жизнь Николая Петровича, но затем случилась вторая авария. Причем, практически в годовщину первой. В этом некоторые сразу же увидели нечто мистическое. Караченцов обошелся без серьезных травм, но все-таки пару недель пролежал в больнице. Его здоровье стало стремительно ухудшаться, но оказалось, что виной тому была не только авария. В сентябре актеру был диагностирован неоперабельный рак легких.

Но даже это не сломило волю этого сильного человека. Он до последнего боролся за каждый прожитый день, даже когда ему вдобавок диагностировали двустороннее воспаление легких.  В последние месяцы жизни Караченцов практически не мог дышать самостоятельно, но все равно собирался отмечать день рождения в кругу детей и любимой женщины, которая была его опорой все эти 13 лет. К сожалению, его надеждам сбыться было не суждено, до своего дня рождения Караченцов не дожил всего день.  

Николай Петрович останется в памяти не только, как великий артист, но и как человек, которого не смогли сломить никакие потрясения.  Даже когда он практически не мог ходить и говорить, актер не утратил интереса к жизни и сражался за нее до последнего дня. Твердость духа и жажда борьбы помогала Караченцову терпеть невзгоды на съемках, забивать голы на футбольном поле, без устали носиться по корту, а также в неравном бою сражаться со своим последним врагом – смертью.

Автор: Сергей Румянцев