Подчеркнуть особенность
Матч за Суперкубок Испании лишний раз подтвердил – на сегодняшний день в футбольном мире нет профессии сложнее, чем главный тренер мадридского «Реала». Такое количество встреч с лучшим клубом Европы последних лет одновременно и мотивирует, и заставляет мозг просчитывать ничуть не меньше операций, чем известная шахматная компьютерная программа «Deep Fritz». Что любопытно – в абсолютно разные промежутки времени победа в «классико» или даже завоевание «сливочными» какого-либо трофея больше подчеркивало могущество и великолепие клуба как бренда, а так же звездный состав игроков. Теперь же ситуация прямо противоположная – выигрыш именно у «Барсы» на всех фронтах способен возвести в высочайший ранг именно человека, заточенного в прямоугольник. Тем более, если им является Жозе Моуринью.
Отношения клуб (в широком смысле) – коуч исторически складывались в королевской команде весьма специфическим образом. Подобно лучшим традициям мафии, когда над главным человеком, ответственным за выполнение важных заданий стоит глава семьи, способным в один миг сделать того козлом отпущения. Президентская ложа «Реала» как раз не ограничивала себя в подписании соглашений с разного рода временщиками, существование которых в роли наставников имело определенно прикладное значение. Марионетками они, конечно, не были, но подчас лишь маленьким дополнением к общей роскошной картине. В этой связи по-настоящему запомниться куда больше шансов имел (что и произошло в итоге) вечно первый запасной Гути, подменявший то Фигу, то Бекхэма, то Зидана и завоевывая в этой теплой компании свое место под солнцем. Нежели, например, Карлушу Кейрушу, как бы одно время управляющего этой россыпью звезд. Что уж говорить о Хуанде Рамосе или Пеллегрини, пришедших в команду ровно в то время, когда их присутствие требовалось лишь для временной реанимации длиною в пару матчей или сезон.
Управляющий, на мой вкус, вообще очень хороший синоним тренера, если рассматривать эти слова в контексте футбола и всего того, что с ним связано. Сидит он у кромки поля с телефоном в руке в то время, когда самого-самого главного дисквалифицировали и таковой вынужден давать указания через записки или по мобильнику. Некоторые специалисты осуществляют координацию с «управляющим» подобно героям нашумевшего шоу «За стеклом», как Иоахим Лев на Евро-2008 или и вовсе ведут наблюдение из комфортабельной гостиницы. Именно управляющие, в большинстве своем, и руководили «Реалом» в домоуриньевскую эпоху, эпоху кризиса, когда клуб постепенно утрачивал способность к самоконтролю и просто требовал руки, способной направить энергию футболистов в нужное русло, русло новых больших побед. От того, кто сам прошел через них и чья харизма может устоять перед «мощью ромба». Сила которого, однако, уже не выглядела такой всепоглощающей.
Непосредственно с таких позиций очень возможно рассматривать появление именно Моуринью у руля «Реала». Кроме того, королевский клуб может и подрастерял к тому времени частички роскоши, но при этом не перестал быть мечтой. Мечтой для любого, кто считает себя профессиональным игроком или тренером. Но Моуринью в большей степени, конечно, воспринял новую работу как очередной большой вызов. Собственной карьере, обществу. Попросту говоря всем, кому только можно. Это словно очередная дуэль с судьбой: кровавая, беспощадная, страшная. И как показало время, в качестве «постоянного» оппонента будет выступать один единственный клуб. Моуринью, возможно, сделал самый главный вызов в своей жизни. Вызов «Барселоне» небывалого рассвета, команде, приобретающая статус обожествляемой.
Путь португальца поистине и уникален тем, что за счет персонального влияния и соответствующих знаний он ломал обстоятельства, устои и стереотипы. В Португалии – что невозможно сделать из просто добротного клуба клуб-победитель. В Англии – что денежные вливания решают практически все безо всякого управления ими на практике. В Италии – что 45 лет без Кубка Европейских Чемпионов – это еще далеко не закономерность. И, кстати, что итальянские клубы не способны играть в яркий атакующий футбол. Ломать стоящие на ходу барьеры Моуринью привык самыми разными способами, не всегда адекватными в глазах окружающих, но на этом пути рядом с ним появляются новые лица, служащие исключительно положительным олицетворением сделанного однажды помощником Боби Робсона.
Теперь, в Испании, разрушить сложившийся образ «Барселоны» - победительницы уже точно будет значительно сложнее. Жозе уже порядком наговорил колкостей, напоказывал жестов, состригал газон и выпускал Пепе в опорную зону. При всех этих процессах не забывая строить команду, которая действительно привлекает внимание своей игрой, а не названием. В одной из шестираундовых схваток она все-таки выиграла. Тогда Моуринью немножко не был похож сам на себя. Тихо-мирно сидел на скамеечке и иногда что-то записывал. Вполне возможно, в этом есть своя прелесть. Особенность – так созвучнее применительно к конкретной личности. Моуринью уже многое изменил вокруг себя. Как знать, может пора уже измениться и самому? Просто все чаще кажется, что это такой необходимый дополнительный камешек, способный принести как неожиданный, так и самый ожидаемый результат.
впрочем, в этой атмосфере противостояния погиб от недостатка кислорода не один тренер. И тут скорее интересно, переборет ли её спешл ван. Пока что он органичен ей, как никто. Ей-богу, Дель Боске смотрелся, как опоздавший к обеду повар на фоне этого менеджера высшего звена.