5 мин.

​«ПСЖ» насмехается над УЕФА. Они взломали финансовый фэйр-плей

thescottishsun.co.uk

 

Идея Платини

 

Что вы знаете о финансовом фэйр-плей, кроме того, что этих слов до ужаса боятся клубы Российской премьер-лиги? Если совсем ничего, то расслабьтесь, вы нормальный человек. Потому что даже Мишель Платини, который придумал ФФП и ввел его в эксплуатацию в 2011-м году, кажется, сам до конца не понимает, как это работает. Прямо как Билл Гейтс, не способный объяснить суть многочисленных ошибок «винды».

Впрочем, идея французского футбольного чиновника была понятна. Платини хотел выровнять ситуацию на трансферном рынке, сделать так, чтобы маленькие клубы увеличили свои возможности, а большие перестали совершать космические трансферы. В итоге все привело к тому, что условный «Вулверхэмптон», который только что поднялся в АПЛ из Чемпионшипа, может спокойно отвалить за какого-нибудь британского ноунейма под 30 миллионов и чувствовать себя абсолютно спокойно. \

Футбольный рынок вообще сошел с ума, и никакой ФФП это безумие остановить не сможет. Здесь за Антони Марсьяля, пять раз попавшего в основу «Монако», «Манчестер Юнайтед» платит 85 миллионов. Есть и более свежие кейсы, о которых все знают.

 

Дави мелюзгу!

 

По факту мы видим, что ФФП, изначально созданный для того, чтобы сдержать зажравшихся богачей, лупит в основном по мелким клубам, которые просто бездарно управляются. Поэтому неудивительно, что от этого правила ежегодно страдают российские команды. Большинство руководителей клубов РПЛ даже не знают, что такое «релевантные доходы». А именно они, на секундочку, являются ключевым критерием в оценке соответствия организации всем правилам ФФП.

Артем Коротаев/ТАСС

Как это вообще работает? С виду просто. УЕФА каждые три года проводит аудит финансовой состоятельности клуба, и если сумма убытков за этот период не превышает 30 миллионов евро, тогда все огонь. Но даже если расходы клуба больше, но каким-то способом его талантливый менеджмент сможет доказать, что скоро все будет в порядке, наказание смягчат, дадут время на исправление ситуации и слегка пожурят, например, ограничив размер заявки на еврокубки.

Критериев, которые подвергаются анализу, – масса. Но что больше всего интересует УЕФА, так это «релевантные доходы». Ими признаются деньги, поступающие в клубную казну от продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции и просто спонсорские средства. При этом кэш, который выделяет на содержание клуба его владелец, в категорию релевантных не попадает.\

В свое время это сильно подвело Ольгу Смородскую, которая была крайне удивлена, узнав, что пять миллиардов рублей от контракта с РЖД УЕФА не учитывает. «Локомотив» тогда нарвался на штраф, ограничение заявки и ультимативные требования снизить дефицит бюджета с 20 миллионов евро до 10 всего за один год. 

Машков Юрий/ТАСС

От финансовых проверок УЕФА в России, помимо «Локо», пострадали «Краснодар», «Ростов», «Рубин» и «Динамо». Два последних клуба залетали максимально жестко и нарывались на еврокубковый бан. По жести попадали и турецкие клубы, вроде «Фенербахче», где система управления тоже не очень чистая.

 

И как «ПСЖ» справляется?

 

Но если все так страшно и строго, то почему тот же «ПСЖ» может позволить себе Неймара за 222 миллиона евро и Мбаппе за 180? Ну, во-первых, уже не могут. Во-вторых, УЕФА все-таки наказывал «ПСЖ». И, наконец, в-третьих, ребята в Париже хорошо знакомы с правилами игры, поэтому грамотно манипулируют системой.

Правда, в 2014-м они все же ошиблись. Набрали кучу дорогих игроков, при этом сумев показать приемлемый дефицит бюджета, но забыли о зарплатах. На тот момент они превысили 70 процентов от общей выручки – еще одно важное правило от УЕФА. Бам! Получите штраф в 20 миллионов евро (которые для вашего владельца все равно, что куча фантиков), ограничение заявки в Лиге чемпионов до 21 человека и пообещайте, что больше так не будете. В общем-то, парни разрулили на лайте.

А сейчас они на опыте. И даже в ситуации с мегатрансферами Неймара с Мбаппе «ПСЖ» все равно обойдется без тотальных санкций со стороны УЕФА, потому что руководство парижан все делает предельно грамотно.

Michel Euler/AP/TASS

Во-первых, не платят все деньги сразу. Того же Мбаппе сначала взяли в годичную аренду, чтобы его трансфер рассматривался в другом отчетном периоде. Проверки-то раз в три года.

Во-вторых, заключают кучу спонсорских контрактов. Среди крупных партнеров «ПСЖ» фигурируют «Qatar National Bank», телекоммуникационная компания «Ooredoo», сеть спортивных телеканалов «beIN Sports», Управление по туризму Катара (Qatar Tourism Authority) и огромная сеть клиник спортивной медицины «Aspetar». Все эти организации, разумеется, базируются в Катаре, а контракты с ними заключаются при непосредственном участии владельца «ПСЖ» Нассера Аль-Хелаифи.

В-третьих, в «ПСЖ» все-таки избавляются от игроков. Пасторе, Крыховяк, Берчиче, Иконе, Бен Арфа, Тьяго Мотта, Гедеш – все эти люди больше не играют в Париже, а зарплаты у них были очень хорошие. При этом в летнее окно Томасу Тухелю подогнали только бесплатного Буффона и 37-миллионного Керрера, которого уж очень хотел немецкий тренер.

Все это привело к тому, что в июне, когда «Реал» уже готовился купить Неймара, а «Ман Сити» положил глаз на Мбаппе, УЕФА не выявил со стороны «ПСЖ» нарушений правил ФФП за период с 2015-го по 2017-й. Аль-Хелаифи в этот момент удовлетворенно потянулся на диване из кожи трехмесячного аллигатора, захлопнул золотой макбук и погрузился в сон с блаженной улыбкой на лице. Ведь его план сработал. И так будет продолжаться всегда. Простофили из УЕФА его никогда не достанут.

prostoprosport.ru