«Реал» сыграл матч Кубка Испании в Африке. Мини-урок географии о необычном городе
Чтобы провести матч 1/16 финала Кубка Испании, «Реалу» пришлось покинуть страну, пролететь через Средиземное море и очутиться в Африке. Именно там, окруженная владениями Марокко, базируется маленькая команда «Мелилья».
Как так получилось?
Мелилья – это автономный испанский город, полуэксклав (регион, отделенный от своей страны, окруженный другим государством/государствами, имеющий выход к морю; например, Калининградская область – полуэксклав). Площадь – в два раза меньше, чем у Южного Бутово (12,3 км2). Там живут более 80 тысяч человек. Кстати, у Испании есть и второй известный город, граничащий с Марокко, – Сеута.
Несмотря на границу с другим культурным кодом, вы не найдете в Мелилье множества африканских мотивов: это второй город Испании после Барселоны по количеству зданий в стиле модерн. Строил их ученик Гауди Энрике Ньето, который однажды приехал в Мелилью в гости и так влюбился, что остался там жить, а в 1936-м стал главным архитектором города. Он спроектировал более 500 зданий в стилях ар-нуво и ар-деко, причем среди них синагога, католические храмы и даже центральная мечеть.
Из описания религиозных построек логично следует, что это очень мультикультурный город: около 46% – испанские католики, еще 44% – мусульмане, оставшаяся часть населения – это евреи, индусы и другие приезжие.
Уровень жизни в Мелилье – один из самых низких в Испании. Безработица составляет 27,6%, причем среди молодых людей (до 25 лет) – уже 63%. «В Мелилье мало локальных индустрий. Не развито сельское хозяйство, не развита рыболовство, в первую очередь рабочие места связаны с торговлей с Марокко и государственным сектором. Около 40% населения заняты в бюджетном секторе», – говорит Лая Сото Берман из университета Хельсинки, которая исследовала Мелилью полтора года.
Большая часть денег, которые Мелилья получает от Евросоюза, уходит на защиту границы с Марокко.
С Марокко есть проблемы?
Во-первых, Марокко исторически претендует на все ближайшие испанские земли (Сеута плюс разные острова), но Испания категорически отказывается. Главная причина: все это принадлежит ей еще со времен позднего Средневековья (конец XV века), большая часть населения – испанцы, а вовсе не марокканцы. Кроме того, Испания напирает на то, что владела этими землями, когда Марокко еще даже не существовало, поэтому и обсуждать принадлежность бессмысленно. Африканцы видят в этом остатки колониализма.
Во-вторых, в Марокко много желающих нелегально попасть в Мелилью, а оттуда по морю – в Испанию. Американское медиа Vox в конце 2017 года сняло короткий документальный фильм о людях, которые собираются на севере Марокко и мечтают прорваться в испанский город. Они собираются в подготовительном лагере на холме: объединяются в большие группы (нужно набрать порядка 100 человек) и обсуждают план действий. Перелезть через многочисленные заборы почти никогда не получается (во-первых, много охраны, во-вторых, просто сложно). Один из анонимных спикеров признался, что пробовал пять раз – и всегда проваливался. Марокканцы отлавливают бегущих и отправляют в другие части страны, подальше от испанского города (некоторых жестоко избивают). Но те в большинстве случаев все равно возвращаются и пытаются снова.
На границе есть и другие проблемы. Жители марокканской провинции Надор, которая граничит с Мелильей с трех сторон, могут заходить в испанский полуэксклав 4 раза в неделю, но не более чем на 5 часов. Этим пользуются для серой торговли, на ногах таская из Испании мешки с разными товарами. Если вы будете везти десятки килограммов чего-либо на машине, то придется платить пошлины. Если вы пересечете границу пешком, то весь груз будет считаться личным багажом. Из-за этого возникли «мешочники» – в основном женщины среднего возраста, – которые получают максимум по 5 евро за один прогон между странами.
Как устроена граница между городом и Марокко?
Со стороны Испании – три шестиметровых забора длиной около 11 километров, которые обильно обмотаны колючей проволокой.
Рядом с заборами ездит дорожный патруль и ходят вооруженные дежурные полицейские – пробраться незамеченным практически невозможно. Но если что, повсюду установлены камеры видеонаблюдения, датчики шума и движений.
Недавно новый министр внутренних дел Испании Фернандо Гранде-Марласка заявил, что с заборов надо убрать колючую проволоку. Это не должно снизить надежность системы – просто пора выбрать менее жестокие и опасные для здоровья способы, уверен министр.
В 2007 году проволоку уже снимали, но из-за участившихся прорывов в 2013-м вернули.
А что за команда?
«Мелилья» никогда не заглядывала в примеру, а в последний 31 год безвылазно играет в третьем дивизионе. У нее был уникальный шанс вырваться в сегунду в 2010-м, но она упустила его в плей-офф против «Лас-Пальмаса» (0:4).
Главный соперник «Мелильи» – это, разумеется, «Сеута». Чтобы сыграть друг с другом, команды не едут какие-то 400 километров на машине, а летят с пересадкой где-нибудь на юге Испании. Так надежнее.
Еще никогда команды, находящиеся в Африке, не проходили в Кубке Испании дальше 1/16 финала. Кажется, после 0:4 в Мелилье не получится и в этот раз.
Фото: commons.wikimedia.org/Melilla desde el Kol-La; commons.wikimedia.org/Erisgp; REUTERS/Youssef Boudlal; Gettyimages.ru/Alexander Koerner, David Ramos; twitter.com/estadios_Spain; realmadrid.com
P.S. Нет я не сумасшедший. И да у меня есть работа и семья. Просто люблю футбол и FM. Всем добра)