Ковалевски: «Еще сыграю в «Лужниках»!
Войцех Ковалевски – главный эксперт предстоящего в Варшаве матча, потому как выступал за обе команды. В составе «Легии» становился чемпионом, в «Спартаке» упирался в серебро. В интервью «Советскому спорту» Ковалевски рассказал о переосмыслении спартаковского периода своей карьеры и предложил собственное объяснение, почему красно-белые десять лет не могут стать первыми. Тема потрясений и конфликтов внутри команды осталась в прошлых интервью – отболело потихоньку…
«СЕЙЧАС ТОЛЬКО ЗДОРОВЬЕМ ЗАНИМАЮСЬ»
– Как дела? – поинтересовался я у Ковалевски, чтобы услышать его отличительное «нормално», в котором «л» – твердая-претвердая, если не сказать стальная. Сделай Ковалевски поправку на мягкие согласные, то мог бы запросто сыграть в кино польского разведчика, засланного в наш тыл. Помню, еще в «Спартаке» старковского периода многие игроки, «не ораторы», переводили стрелки на поляка: мол, он лучше нас всех по-русски говорит, словарный запас богаче, ему и интервью давать.
Дела – «нормално». Но в 34 года человек оказался на перепутье. На тренировке вдруг защемило в спине. Боль нарастала. Потребовалась операция. Казалось, она прошла хорошо. Вдруг появляются новые боли, на месте разреза обнаруживается жидкость – и все по новой, снова на хирургический стол. Руководство нынешнего клуба Ковалевски, «Анортосиса», проанализировав ситуацию, вступило в переговоры о расторжении контракта. В клубе понимают: в ближайшие месяцы придется рассчитывать на других вратарей. Поэтому «Анортосис» на Кипре, а Ковалевски лечит спину дома в Сувалках.
– Мои отношения с клубом? Через юристов. Ответ говорит сам за себя, – сухо комментирует Ковалевски.
– Что же дальше?
– Сейчас только здоровьем занимаюсь. Бегаю ли? Даже к тренажерам не могу подойти. Такой период, что спина даже при сидячей позе больше часа не выдержит. Пройдет какое-то время, станет легче. Мотивация продолжать карьеру есть. Но, пока нет однозначного диагноза и конкретного срока восстановления, бессмысленно размышлять о перспективах.
– Не придется ли завершить карьеру? Хотя по вратарским меркам вы молоды.
– Разные мысли в голову лезут… Не стану в будущее заглядывать. Хотел бы многое успеть, прежде чем перчатки на гвоздь повесить. Например, отблагодарить болельщиков «Спартака». Я ничего не забыл – поддержку с трибун, встречи-проводы в аэропортах, баннеры и подарки от души. Пока не знаю, что именно я должен сделать для болельщиков. Рисую себе матч в «Лужниках», в котором участвую. А потом подхожу к трибунам и аплодирую.
«СПАРТАК» ОБРЕТАЕТ ЕДИНСТВО»
– Опечалили вы сводками о здоровье. История чем-то похожа на недавнюю исповедь Владимира Быстрова.
– Все же разные истории. Звоню как-то Володе, а он отвечает: «Вой, я в «тренажерке», наберу позже». Он уже начинает тренироваться, и «Зенит» ждет его возвращения. А я сижу дома и мечтательно гляжу на тренажеры. К ним нельзя.
– С кем еще из бывших спартаковцев связь держите?
– С Зуевым, Калиной, Боярой… Калиниченко в сборную Украины вернулся, искренне рад за него. Хотел бы напомнить всем моим товарищам, что ежегодно в декабре я жду их в Сувалках – для участия в мини-футбольном турнире с благородными целями. Все спартаковцы там желанные гости. Мечтаю о том, что станет приезжать сам «Спартак».
– Игроки вашего поколения в последних интервью произносят одну и ту же фразу: «От моего «Спартака» остался только администратор Чавдарь».
– Ха-ха, так, видимо, будут говорить и последующие поколения. Георгий – вечный. В моем случае можно приплюсовать Дзюбу. Вообще текучка в «Спартаке» такая, что голова идет кругом. Ушли почти все. А про Чавдаря могу сказать одно – мировой человек, никто столько не работает, сколько он.
– Что же вы расскажете польским журналистам о «Спартаке»?
– Возможно, начну с воспоминаний. В 1995‑м я побывал в качестве зрителя на матче «Легия» – «Спартак» (0:1) еще в Лиге чемпионов. Было холодно. Но футбол получился, потому что «Спартак» играл очень зрелищно. Что тогда, что сейчас фавориты – москвичи. Обязательно обращусь к аудитории: «Спартак» – команда с большими традициями. Горд, что выступал за нее». Те же слова скажу о «Легии».
– Вряд ли вас станут расспрашивать о традициях…
– Я хорошо знаю болельщиков обеих команд. Их интересует своя команда и никто больше. Поэтому надо постараться, чтобы они прониклись уважением к сопернику. Информации о российском чемпионате много, но большинству польских болельщиков он малоинтересен. Должен сказать, что приглашен польским ТВ поработать на матче в качестве эксперта. В связи с этим событием я готовился всю неделю. Читал российские газеты, звонил старым друзьям. В сжатой версии посмотрел игру с «Анжи». «Спартак» впечатляет.
– А какой он, «Спартак»? Ваш свежий взгляд.
– Противоречивый, что ли. Будь «Спартак» в порядке, наверное, шел бы в тройке. Тренер не стал бы подавать в отставку. В то же время игроки собраны молодые и индивидуально очень сильные. Не раз слышал, что команде не хватает единства, сплоченности. Но в матче с «Анжи» я увидел сжатый кулак, который методично долбил соперника. Это похоже на ту команду, которая взяла серебро в 2005 году и вышла в Лигу чемпионов.
«СПАРТАК» БЫЛ ДОСТОИН ЧЕМПИОНСТВА»
– Вы много чего видели и пережили в «Спартаке». Нет желания взяться за мемуары?
– Были такие планы. Я ведь записываю некоторые мысли и воспоминания. В «Спартаке» пережил достаточно для того, чтобы написать сочинение. Пусть это будет новый взгляд, пусть скажут, что он не совсем объективен. Но, наблюдая за тем, как выходят книги одна за другой и все делятся мнениями, хочется своего добавить. Красной нитью через мемуары пройдет мысль: находясь в «Спартаке», находился дома. Мне повезло в жизни – защищать цвета столь известной и титулованной команды. Положительных эмоций от «Спартака» у меня больше, чем отрицательных.
– То есть подробностей громких скандалов не ждать.
– Скандалы? Не хочется этого слова. Были драмы.
– Вы что-то переосмыслили?
– Человек взрослеет. Опыт подсказал: здесь ты был резок в суждениях, там слишком близко принял к сердцу. Это правда – я очень переживал из-за некоторых процессов в команде. Два года назад в интервью «Советскому спорту» я обратился к Егору Титову: «Был неправ». Мы поняли друг друга. Правда, до сих пор не встретились. Я бы хотел такой встречи. Как-то в Москве пересекались с ребятами. Тогда же о жизни Титова узнал: Егор много времени посвящает своей дочери, сопровождает ее в поездках и снова уехал из столицы.
– Войцех, известно, что в какой-то момент вы разуверились в руководстве клуба, а также в капитане Титове. Но сейчас-то вас что гложет?
– Подчеркиваю: с уважением отношусь к Егору. А гложет меня досада: у «Спартака» был реальный шанс добиться большего. Мы могли быть выше вторых мест. Почему многообещающие игроки не показали себя, почему им все время что-то мешало? В какой-то момент нас отвлекали от работы. Выдумывались проблемы, которых на самом деле не существовало. И все шло насмарку.
– Приведите пример.
– До сих пор не разобрался в ситуации, возникшей между Александром Старковым и Дмитрием Аленичевым. Для меня нет правых и виноватых в этой истории. Ход Аленичева не обсуждаю. Но теперь можно говорить о том, что конфликт стал скрытым надломом для команды. Он аукался нам не один год. До момента с известным интервью, на мой взгляд, все шло правильно. Все были довольны медалями, возвращением в Лигу чемпионов и терпели временные неудачи. И вдруг – взрыв, скандал. А у наших соперников тем временем все спокойно, никаких конфликтов.
– За что же судьба такая «Спартаку»?
– Может, за то, что народная команда. Как народ непросто существует в быту и на работе, так и в «Спартаке» происходит. Одни искусственно создают проблемы в жизни, а другие из-за них должны пострадать. Если говорить о соревновательной плоскости, то за последние годы значительно прибавили конкуренты. Теперь «Спартак» – «один из».
О ЧЕМ ПЕРЕЖИВАЛ КОВАЛЕВСКИ?
Подборка прошлых интервью польского голкипера – что его не устраивало в «Спартаке»?
О «черном глазе» гендиректора Сергея Шавло и его сподвижниках:
– Такого бреда иногда от них наслушаешься – желание выходить на поле отпадало. Я теперь думаю: может, специально перед матчем «партсобрания» в раздевалке устраивали, чтобы из себя вывести команду? Мы спрашивали у Федотова: «Зачем Шавло в раздевалку приходит?». Я как-то раз сказал Сергею Дмитриевичу, но без злобы: «Заканчивайте вы со своими визитами». Но он, по-моему, меня не понял. Как гендиректор, считал своей задачей приходить и читать нравоучения, наставлять. Его слова абсолютно не воспринимались.
О роли Егора Титова в жизни команды:
– Между нами было недопонимание, много неоправданных эмоций с моей стороны. Да, как футболист он отдавался игре полностью. Даже когда Аленичев был в команде, глаза всех игроков были направлены на Егора: что сделает он? Но настал момент, когда от Титова как от лидера требовалось слово. Но он не выступил. Наверное, на то были причины…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Войцех КОВАЛЕВСКИ
Вратарь.
Родился 11 мая 1977 г.
Рост 189 см. Вес 86 кг.
Карьера: «Вигры» Польша (1996–1997), «Легия» Польша (1997–2000, 2001), «Дискоболия» Польша (2000), «Шахтер» Украина (2002–2003), «Спартак» Москва, Россия (2003–2007), «Корона» Польша (2008), «Ираклис» Греция (2008–2009), «Сибирь» Новосибирск (2010). С 2011 г. «Анортосис» Кипр. За сборную Польши провел 11 матчей.
Достижения: чемпион Польши (2001), чемпион Украины (2002), обладатель Кубка Украины (2002), серебряный призер чемпионата России (2005, 2006).