5 мин.

25 миллионов евро агентам… За что на самом деле уволили Массимо Карреру

Главный вопрос фанатов «Спартака» к руководству клуба: за что был отправлен в отставку Массимо Каррера? (Быстров Денис "Советский Спорт")

Когда клуб идет в одном очке от места Лиги чемпионов в первенстве страны и сохраняет шансы на попадание в плей-офф Лиги Европы тренера не увольняют. Не увольняют за день до вылета в Глазго на решающую встречу группового этапа еврокубков. Не увольняют, не имея ни одного кандидата на замену, кроме испанского физиотерапевта, читай «физрука». Однако Карреру все-таки уволили.  Давайте попробуем разобраться за что?

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ

По нашей информации главная причина расставания далека от футбольного поля.

Все фрагменты мозаики сразу встают на свои места, если мы посмотрим не только на турнирную таблицу, но и на некоторые любопытные цифры. Итак,  взглянем на траты «Спартака», трансферами в котором полностью занимался Массимо Каррера, отодвинувший от этого селекционный отдел «Спартака» после скандала с приобретением Александра Селихова, о котором Каррера узнал от журналистов на пресс-конференции.

Выплаты другим клубам в качестве компенсаций за приобретенных игроков с тех пор, как у руля «Спартака» встал Каррера, превысили 30 млн евро. Здесь и Роша, купленный за 12 млн евро при рыночной стоимости в 1,5 млн, и потихоньку завершавший уже карьеру в сборной из-за возраста Александр Самедов за 3,5 млн евро, и даже вроде как пойманный на амфетаминах за рулем во время аренды в «Крыльях Советов» Георгий Тигиев – 1 млн евро.

Также в «Спартак» приходили и бесплатные футболисты вроде Луиса Адриано с Марко Петковичем. Последним стал отбывший дисквалификацию Роман Еременко. Бесплатными этих игроков можно назвать лишь условно. Это, если хотите, как с девушками: бесплатные девушки – самые дорогие. За бесплатных футболистов тоже приходится платить, но эти цифры болельщики видят крайне редко и еще реже обращают на них внимание.

Им нужно платить так называемые «подъемные», размер которых не раскроет никто и никогда – коммерческая тайна. За них также нужно платить комиссионные агентам, которых в России с легкой руки Николая Толстых теперь принято называть посредниками. Так вот, с середины 2017 года «Спартак» выплатил посредникам более плюс-минус 25 млн евро.

Эта сумма кажется колоссальной, если учесть статистику, которую приводит УЕФА: в среднем в России выплаты агентам составляют 13% от суммы сделки по футболисту. В «Спартаке» - явный перебор. По данным авторитетного ресурса Transfermarkt в 2017 году «Спартак» потратил на трансферы более 23 млн евро. А на комиссии по данным источника близкого к клубу – порядка 25 млн евро. Сумма выплаченных вознаграждений составила более 100% от количества потраченных на покупку игроков денег. Да, надо учитывать бесплатных Адриано с Петковичем, но даже при таком раскладе 25 млн евро – огромная сумма.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ДРУЖБА

Доверие  к Каррере, который привел клуб к долгожданному чемпионству в 2017 году, было настолько велико, что сделки заключались не то что в обход селекционного отдела, но даже вопреки отрицательным заключениям менеджеров по трансферам многих футболистов. В итоге по сделкам, в которых в том числе участвовали посредники Марко Трабукки и Тимур Гурцкая, клуб заплатил рекордные агентские комиссии.

Особого внимания заслуживают дружеские отношения Карреры, управляющего трансферами «Спартака», с Трабукки, частенько эти трансферы обслуживающим. Конфликт интересов на лицо – многочисленные совместные фотографии в неформальной обстановке, на которых запечатлен человек, распоряжающийся средствами клуба, с человеком их получающим, к клубу никакого формального отношения не имеющим. Не зря после увольнения Каррера первым делом отправился в Латвию – на матч юрмальского «Спартака», большая часть акций которого принадлежит именно Трабукки.

Некоторые бесплатные трансферы, такие как переход Луиса Адриано, выстрелили и даже отчасти принесли «Спартаку» чемпионство. Большинство же – провалились: Петкович, бесплатная аренда Пашалича, странный переход Сергея Еременко.

РФС называет агентов посредниками для красного словца. Мы называем Марко Трабукки посредником без всякого зазрения совести, даже не стараясь прикрыться словом агент. Для «Спартака» он именно посредник – почти уникальное явление для разделенного по секторам российского рынка. «Спартак» был вынужден платить ему деньги, чтобы приобрести футболиста, который красно-белым необходим, несмотря на наличие у футболиста  другого постоянного агента. Проще говоря, клуб платил двойные комиссии за свои покупки.

Дошло до того, что Трабукки захотел получить комиссионные с Дениса Глушакова за то, что клуб продлил с капитаном контракт. Мол, он, Трабукки, повлиял на Массимо, а уже Каррера убедил клуб в необходимости оставить Дениса в команде. Когда эта комбинация провалилась, на красно-белого капитана начали литься килотонны грязи. Отсюда растут ноги и у конфликта Глушакова с Каррерой, который, благодаря все тому же Трабукки, получил себе замену капитану в лице Романа Еременко. Мы думали, что это капитан сливает тренера, а оказалось – вроде как наоборот.

Не удивляют уже даже слухи о том, что суд с женой и выложенное в интернет видео из бани – все это звенья одной цепи. Да, человеку, по природе своей ищущему во всем шаблоны, в любых совпадениях видится заговор. Но это отнюдь не означает, что заговор – это миф и его не существует. Доказано историей.

МУХИ - ОТДЕЛЬНО, КОТЛЕТЫ - ОТДЕЛЬНО

Болельщики обсуждали  уши, торчащие из этой истории, уже давно. Менеджмент клуба высказывал свои претензии к тренеру все настойчивее. Ведь одно дело по сути прикрывать глаза на неадекватные траты, когда клуб находится на вершине турнирной таблицы. И совсем другое, когда поверивший в свое всемогущество и безнаказанность тренер, забывает о своей основной работе и начинает заниматься лишь пиаром и откровенно заигрывать с фан-сообществом, в то время как обстановка в клубе накаляется, а игра скатывается все ниже и ниже.

С этой точки зрения, кстати, не удивляет кандидатура Олега Кононова, которого сейчас прочат на место Карреры. Для Федуна это скромный и интеллигентный человек, который, как показала практика в «Краснодаре», сможет наладить тренировочный процесс. Тонкий психолог, он  умеет находить подход даже к самым сложным субъектам, таким, как Павел Мамаев.

Для болельщиков Кононов – это эффектная «спартаковская» игра со стеночками, забеганиями и мелким пасом.

Для специалистов Кононов в первую очередь – отличный аналитик, тактик и стратег, который не держится за полюбившуюся ему схему игры, а может варьировать ее в зависимости от соперника, от задач, от рисунка матча, который он видит наперед.

Конечно, можно рассматривать кандидатуры и Валерия Карпина, и Станислава Черчесова, и даже Курбана Бердыева. Все, вроде, тренеры неплохие, но у каждого есть определенные минусы. Черчесову принимать клуб, раздираемый скандалами, вообще не с руки, он – герой ЧМ-2018, который напряженно работает в лучшем случае раза четыре в год без необходимости проводить ежедневные тренировки. Карпин расстался со «Спартаком» на не самой лучшей ноте – Федун назвал его «сбитым летчиком». Бердыев владеет долей в «Рубине» и любит все контролировать – в «Спартаке» таких тренеров отродясь не было.

Из иностранных специалистов можно выделить экс-наставника «Монако» Леонарду Жардима. Он отлично подошел бы «Спартаку», потихоньку ставшему подтягивать к составу молодых воспитанников. Но разговоры о нем как начались, так же быстро и прекратились. Видимо, тренер сам не заинтересован в российской команде.