Президент «Интера» – 26-летний китаец. Он сын владельца и хочет быстро догнать «Ювентус»
Все о Стивене Чжане.
Инстаграм забит Железным человеком, «Интером» и гиперкарами – игрушечными и настоящими. В портфолио – Пенсильванский университет, инвестиционный банк Morgan Stanley и большой футбольный клуб как домашнее задание. В активе – богатый папа.
Знакомьтесь: 26-летний Стивен Чжан, самый молодой президент в истории «Интера».
История отца и автопарк
В середине 80-х учитель литературы Чжан Цзиньдун вдохновился экономическими реформами Дэна Сяопина, несколько лет сутками пахал на фабрике, жил впроголодь и на собранные деньги открыл магазин кондиционеров. В те годы их почти никто не покупал, но Чжан просчитал рост благосостояния китайцев после реформ и соответствующий рост спроса из-за теплого климата.
Сегодня Suning – ведущий ритейлер Китая с выручкой в районе 30 миллиардов евро в год, а Чжан Цзиньдун входит в топ-30 богатейших людей страны – его личное состояние достигло 5,6 миллиарда евро. Он крупнейший акционер, основатель и босс компании и всех ее активов, включая «Интер».
Фишка Чжана-старшего – в мудрых методах управления: он заменяет корпоративную ответственность личной заинтересованностью, вручая акции топ-менеджерам, и предельно стимулирует преданность компании. Лин Гошэн проработал без отпуска девять лет, обещал спрыгнуть с моста, если не выведет Suning в лидеры в Шанхае. И дорос до вице-президента холдинга.
Чжан Цзиньдун и Стивен Чжан
У сына основателя Suning Стивена Чжана управленческой фишки нет. Корпорация наняла его в 2016 году, но молодой экономист не успел прочувствовать должность директора по коммерческому развитию. Летом 2016-го холдинг выкупил 68% акций «Интера», и Чжан-старший ввел сына в совет директоров.
Стивен подошел к назначению как отличник к домашнему заданию, и это неудивительно: парень рос в атмосфере жесткой дисциплины. Он часто гуляет по Милану пешком. Разъезжает на авто с надписью Nerazzurra. Бомбардирует соцсети соборами, отдыхает на Изумрудном берегу Сардинии и озере Комо, погружаясь в итальянскую культуру.
Автовыставки тоже можно было бы отнести к погружению в культуру, но тут все проще: Чжан обожает машины. Хотя с переездом в Милан предпочитает итальянские. Его автопарк украшают Ferrari и Lamborghini, но король коллекции – Pagani Huayra за 2,3 миллиона евро. Разгоняется до 375 км/ч, сделан в цветах «Интера».
Такая основательность кажется многим чрезмерной и нарочитой, мало кто сомневается, что для китайцев «Интер» – лишь бизнес-проект. Но сейчас важно, насколько хорош Чжан в деле. И с этим пока проблем нет.
Стивен Чжан в «Интере»: рост доходов и посещаемости, стратегические друзья
Когда китайцы пришли в «Интер», консолидированный долг клуба составлял более 400 миллионов евро. С тех пор семья Чжан вложила в клуб 474 миллиона и увеличила показатели по всем ключевым пунктам.
Финансовый отчет за сезон-2017/18 зафиксировал рекордный доход в истории клуба – 347 миллионов евро. За два года он вырос почти на 44%, и единственный неприятный нюанс – сильная зависимость от коммерции (131 миллион), которая в огромной степени держится на китайских вливаниях (более 100 миллионов евро в год).
Клуб все равно в минусе на 17,7 миллиона евро, но это большой прогресс: при Тохире убыток достигал и 140 миллионов. Дефицит держится в границах разрешенного УЕФА, а значит, проблем с финансовым фэйр-плей будет намного меньше. Теперь «нерадзурри» играют в Лиге чемпионов и следующим летом должны быть в плюсе (только продажа билетов и участие в группе уже принесли клубу почти 55 млн евро).
Это прямой результат работы Стивена Чжана, экономиста по образованию. Последние два года именно он управлял «Интером», а Тохир был номинальным президентом. Индонезийца оставили как буфер, защиту от критики в переходный период. И сняли как раз тогда, когда «Интер» вернулся в Лигу чемпионов, поправил финансы и готовится к новому рывку.
«Интер» вкладывается в стадион (в отличие от «Милана», клуб не планирует переезжать с «Сан-Сиро») и болельщиков – доходы в дни матчей выросли на 25% и теперь составляют 33,8 миллиона евро. «Нерадзурри» настолько оторвались от других итальянских клубов по посещаемости, насколько «Юве» – по игре.
Третье большое достижение Чжана-младшего – стратегическая дружба с владельцами «Аталанты». Китаец сошелся с семьей Перкасси и привел в Suning перспективного партнера – теперь они сотрудничают и в футболе, и в бизнесе. Стивен сдружился с Лукой Перкасси, тоже наследником империи (в сфере недвижимости и розничной торговли, компания – партнер Benetton, Gucci, Guess). Лучшая молодежь «Аталанты» будет менять одну сине-черную футболку на другую, если пригодится «Интеру» – у клуба будет преимущество перед другими покупателями.
Что изменится в «Интере»?
В глобальном плане – ничего, потому что изменений не произошло. У клуба остался тот же владелец, а прежний управленец просто вышел из тени. Как и прежде, последнее слово в стратегических решениях за Китаем: Стивен Чжан только отчитывается и предлагает варианты, а на месте решает важные, но не глобальные вопросы.
Первым официальным кадровым решением Чжана станет, видимо, назначение Беппе Маротты на место гендиректора (недавно тот ушел из «Ювентуса»). Топ-менеджер станет для китайца тем же, кем стал для молодого Аньелли.
Новый президент уверен в себе: «У «Юве» ушло десять лет, чтобы выйти на нынешний уровень, но я хочу справиться быстрее. С инвестициями Suning нам по силам преодолеть разрыв – это не займет много времени. И прошу вас, не сравнивайте нас с другими китайскими инвесторами, которые были в серии А».
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
Фото: instagram.com/stevenzhang91; Gettyimages.ru/Emilio Andreoli; youtube.com/SupercarsNews; globallookpress.com/Alberto Lingria; Gettyimages.ru/Valerio Pennicino
https://pp.userapi.com/c852016/v852016449/32ed0/UO9KiuMfAjo.jpg