8 мин.

Обзор посещаемости российского футбола: на «Зенит» ходят лучше, чем на Роналду, в топ-100 два клуба ФНЛ

Средняя посещаемость первой трети чемпионата России 2018/19 – 18874 зрителей. Так мощно в нашей стране на футбол не ходили со времён СССР. По сравнению с прошлым сезоном посещаемость увеличилась почти на шесть тысяч зрителей, прирост – около 50%. Но заметно, что она падает с каждым новым туром – летом на матчи чемпионата России ходило почти 20 тыс зрителей, сейчас некоторые туры не собирают и 13 тыс болельщиков.

Самые высокие показатели, как и год назад, в Санкт-Петербурге. Там посещаемость превышает 50 тыс зрителей, в последний раз такие показатели в нашей стране наблюдались лет 30 назад. Такую высокую аудиторию клуб смог набрать во многом благодаря соперникам – в Петербург приезжали «Спартак», «Локомотив» и «Краснодар».

Если «Зенит» сохранит эту аудиторию, то войдёт в историю отечественного футбола – ещё ни разу по итогам сезона средняя посещаемость клубов РСФСР и РФ не превышала 50 тыс зрителей. Рекорд пока принадлежит «Спартаку» – в сезоне 1961 красно-белые собирали по 48913 зрителей.

Худшая посещаемость у «Анжи». Средняя посещаемость в Каспийске – 5,5 тыс зрителей. Для сравнения: приезд Хабиба Нурмагомедова собрал в несколько раз больше зрителей на «Анжи-Арене», чем местный клуб. На старте сезоне худшая посещаемость была у «Енисея», но после возвращения в Красноярск, как и предполагалось, аудитория увеличилась.

Традиционно провальная посещаемость у «Динамо». «Уфа» никак не может преодолеть психологический барьер в 8 тыс. У «Оренбурга» лучшая заполняемость в лиге – 93%, правда, стадион команды вмещает всего 7,5 тыс зрителей. Великолепные цифры показывают «Крылья Советов» и «Ростов», наследие ЧМ в Самаре и Ростове-на-Дону работает. Все три матча «Краснодара» прошли почти при аншлаге, уже сейчас складывается ощущение, что клуб ошибся со вместимостью своего стадиона. В будущем арена на 34 тыс зрителей явно не сможет вместить всех желающих.

ЦСКА, видимо, в конце сезона установит собственный рекорд посещаемости – сейчас средняя аудитория клуба превышает отметку 20 тыс зрителей. Помогло дерби против «Спартака», на котором был установлен рекорд посещаемости стадиона. Да и матчи Лиги чемпионов собирают под 80 тыс зрителей, первая половина сезона крайне успешна для армейцев.

 

             РПЛ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ САМЫХ ПОСЕЩАЕМЫХ ЛИГ МИРА

 

Вот уже как 20 лет самая посещаемая футбольная лига Европы – немецкая бундеслига. Показатели чемпионата Германии резко возросли перед ЧМ-2006, когда были построены или реконструированы множество стадионов по всей стране. Следом за немцами идут англичане, хотя уже через несколько лет АПЛ может стать самой посещаемой в Европе, так как местные клубы начали инвестировать сумасшедшие средства в строительство или расширение собственных стадионов.

РПЛ – восьмая по средней аудитории в Европе. В прошлом году чемпионат России был десятый. Тогда нашу лигу опережали чемпионаты Голландии и Шотландии, сейчас они далеко позади. В конце сезона есть шанс войти шестёрку самых посещаемых лиг континента, правда мы сейчас конкурируем не с элитными лигами, а с низшими дивизионами Германии и Англии. Пока в этих первенствах на футбол ходят лучше, чем в России. Но этот отрыв стремительно сокращается.

Среди всех чемпионатов мира РПЛ идёт на 13-м месте. Чемпионат России опережают китайская суперлига, американская МЛС, мексиканская лига МХ и чемпионаты Бразилии и Аргентины. Отставание от десятого места – всего лишь тысяча зрителей, так что у РПЛ есть все шансы оказаться в этой престижной десятке.

 

                  СРАЗУ СЕМЬ РОССИЙСКИХ КОМАНД В ТОП-100 ЕВРОПЫ

 

«Зенит» на данный момент – 19-й по посещаемости клуб в Европе и 20-й в мире. Ещё ни разу российская команда не располагалась так высоко. В прошлом сезоне петербургский клуб был на 31-й позиции. «Зенит» по аудитории опережает такие клубы, как «Челси», «ПСЖ», «Атлетико» и «Ювентус» с Криштиану Роналду.

Петербуржцы пока единолично представляют Россию в топ-30, но в сотне самых посещаемых команд Европе у нашей страны рекордное представительство – сразу семь команд. Помимо клуба из Северной столицы в топ-50 входит «Спартак». На 55-м и 56-м местах располагаются «Ростов» и «Краснодар». Ещё один представитель РПЛ «Крылья Советов» находится на 82-й строчке.

Также в топ-100 на данный момент попадают два клуба ФНЛ – «Ротор» и «Нижний Новгород». Да, еще год назад такое нельзя было вообразить. Отметим тот факт, что клуб из Волгограда идёт на 96-й позиции по посещаемости всех команд мира.

В Волгограде на футбол ходят лучше, чем в Эйндховене (средняя посещаемость чемпиона Голландии ПСВ – 25050 зрителей), чем у шести клубов АПЛ и пяти клубов немецкой бундеслиги. В чемпионате Италии «Ротор» вообще шёл бы на восьмой позиции по средней аудитории домашних игр.

Совсем рядом с сотой позицией идёт ЦСКА – для попадания в топ-100 нужно увеличить среднюю посещаемость на несколько сотен зрителей. Интересно, что до октябрьских матчей еще две российские команды входили в топ-100 – это «Рубин» и «Мордовия».

 

                         НАРОД ПОШЁЛ НА ФУТБОЛ ИЛИ НА СТАДИОНЫ?

 

На всех 12 стадионах ЧМ уже были сыграны матчи. Шесть стадионов задействованы в РПЛ (Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Екатеринбург и стадион «Спартак»). Ещё на пяти прошли матчи ФНЛ (Волгоград, Нижний Новгород, Саранск, Калининград и Сочи). Главный стадион ЧМ-2018, «Лужники», принял историческую встречу между ЦСКА и «Реалом» в Лиге чемпионов. Напомним, что хозяева победили со счётом 1:0.

Наследие ЧМ проявляется очень заметно. Рекорды посещаемости в Ростове-на-Дону и Самаре прогнозировались, правда, ещё никто не мог представить, как будут ходить на новые арены в ФНЛ. В итоге зритель пошёл охотно даже на первый дивизион, таких цифр посещаемости этот турнир еще не знал.

В 8-м туре, выпавший на последний уикенд лета, клубы установили рекордную среднюю посещаемость в истории лиги – 11236 зрителей. Примерно столько же ходило на матчи РФПЛ два года назад. Но такие цифры целиком заслуга новых арен – уже на следующий тур средняя аудитория была около 2,5 тыс.

Интересно, что в ФНЛ только сейчас, в октябре, проявляется снижение аудитории матчей. Средняя посещаемость осенних туров – 5113 зрителей, средняя аудитория всего сезона – 5297. Четыре клуба, играющих на стадионах ЧМ-2018, намного превосходят остальные команды по аудитории. Разница между идущим пятым хабаровским СКА и «Балтикой» почти 3 тыс. Если четыре самых посещаемых клуба покинут лигу, то аудитория резко провалится, так что нельзя говорить, что российский зритель вдруг полюбил футбол. Прежде всего, он полюбил новые арены.

Отметим ужасную посещаемость «Сочи». На стадион «Фишт» проходят в среднем менее пяти тысяч зрителей. Причём недавний матч Лиги наций УЕФА между Россией и Турцией, проходившей в этом городе, собрал почти 40 тыс зрителей. Значит, что в «южной столице России» футбол всё-таки любят, а «Сочи» пока ещё не стал городской командой. Хотя еще в прошлом году этот клуб базировался в Санкт-Петербурге под названием «Динамо».

Да, посещаемость в обеих лигах достойная, но впереди самые холодные месяцы в году, и именно этот период и будет самым показательным в плане наследия ЧМ-2018.

 

                                                       ЧТО ТАМ У «РУБИНА»?

 

У казанцев всё начиналось великолепно. Средняя посещаемость трёх стартовых матчей превысила 21 тыс зрителей, это второй показатель в истории команды. Больше «Рубин» собирал лишь в сезоне 2014/15, когда свои первые игры приняла «Казань Арена». Стоит отметить, что сложно сравнивать стартовые отрезки до и после перехода на систему «осень-весна», ведь ранее они приходились на март, когда менее комфортные погодные условия.

Но уже следующие три домашних матча показали отвратительную аудиторию – ни одна игра не собрала более 10 тыс зрителей. Если до октябрьских матчей «Рубин» попадал в топ-100 самых посещаемых команд Европы (шёл на 97-й позиции), то сейчас казанцы не входят даже в первую десятку по всей России.

Можно предположить, что, несмотря на хороший старт сезона, казанский зритель всё равно предпочитает ходить не на «Рубин», а на соперника. Сейчас средняя посещаемость «Рубина» – около 15 тыс зрителей. Прогнозируется, что она только будет падать. Так что клубу стоит подумать над тем, как привлечь зрителя в оставшиеся игры первой части чемпионата.\

У казанского клуба есть огромный потенциал, вместимость стадиона позволяет без проблем войти в топ-100 хотя бы в Европе. Для этого нужно, чтобы в среднем ходило по 22 тыс зрителей. В России, помимо «Рубина», преодолеть эту отметку могут «Урал», ЦСКА, с большой натяжкой «Мордовия». Все остальные, даже «Локомотив», пока еще далеки от постоянных 25 тыс болельщиков на своих стадионах. Впереди самое суровое время для футбола, ноябрь и декабрь, и если эта четвёрка сумеет пережить зиму, то весной сможет побороться и за попадание в элитную сотню. Для любого клуба это достойнейший результат.

БИЗНЕС Online