9 мин.

Гаджи ГАДЖИЕВ: «О Махаче у меня был жёсткий разговор с его дядей, Гаджи Махачевым»

О подготовке нашей команды к предстоящему поединку со «Спартаком» рассказывает главный тренер «Анжи» Гаджи Гаджиев. 

- Гаджи Муслимович, коротко всё же вернёмся к итогам поединка с «Томью». Матч складывался для нас не лучшим образом (по игре), мне даже показалось, что томичи превосходят анжиевцев в самоотдаче… Но похоже, махачкалинцы уже научились одолевать соперников на классе? 

- В какой-то степени. И не научились, а учатся делать это. И только к классу я бы не стал сводить итог встречи. Если вы заметили, в середине второго тайма, после сделанных замен, мы прилично добавили в игре. 

- По итогам матча в лагере болельщиков «Анжи» возникла серьёзная полемика об игре Махача Гаджиева. Одни любители футбола высказываются в его поддержку. Они говорят, что Махач один из самых самоотверженных игроков на поле, он сражается за каждый мяч, он душой отдаётся своему делу. Ну и чисто статистические результаты тоже из песни не выкинешь: Махач забил уже три мяча, на его счету голевой пас в матче с московским «Спартаком» и заработанный голевой штрафной в игре с Нальчиком, а также роскошная передача Прудникову в Казани, которую Саша, правда, не использовал… 

Критики Махача уверены, что вы ставите его как своего любимчика. Критики считают, что в игре Гаджиева множество слабостей: он не может подстроиться под пас, теряет позицию на поле, допускает много брака. По мнению критиков, вы незаслуженно даёте так много играть Махачу… 

- Во-первых, начну с того, что у меня никогда не было и не будет любимчиков. Мне кажется, это понятие вообще никак не вяжется с мужскими видами спорта. И все, кто меня знает, это подтвердят. 

Во-вторых, я никогда не пойду против интересов команды, исходя из личной заинтересованности. Будь это мой сын или родной брат. И если кого-то считать «своими» (например, дагестанских игроков), это означает только одно – с них спрос будет ещё жёстче. Включая Махача. Кстати, все они, включая Расима и Камиля, много рассказать о противоположных вещах – о своих обидах на меня, о том, что я предъявлял к ним завышенные требования. 

Они прекрасно знают, что в футболе по блату сыграть невозможно. Это не вуз и не офис, который возглавляет близкий родственник. Футбол – это публичная сфера деятельности, где сразу очевидно, что умеет и чего не умеет игрок. И молчать люди не станут. А ещё есть такая объективная вещь как результат. 

- Что можно сказать объективно о Махаче как об игроке? 

- Он – талантливый футболист, который ещё в 19 лет играл за самарские «Крылья» в премьер-лиге так, что вся аудитория на «Металлурге» его горячо поддерживала. Доходило до противоположного: здесь критики говорят, почему я ставлю Махача; а там, в Самаре, болельщики и журналисты удивлялись, почему Махач так редко выходит на поле. 

Он игрок быстрый, агрессивный, самоотверженный и всегда голодный до борьбы. Пасом тоже владеет: разве это была плохая передача, которую он выдал на ход Прудникову в Казани? Другое дело, что некоторое время назад развитие его приостановилось, главным образом из-за травм. И ещё: некоторое время назад у меня к нему были претензии. Нет, не по самоотдаче в матчах и тренировках, а в связи с слишком тёплыми отношениями с друзьями. Пользуясь его общительностью, они могли проводить с ним время до двух, до трёх часов ночи! Нет, он не пил и не курил с ними, но в любом случае в такое время профессиональный футболист должен отдыхать перед следующей тренировкой. А Махач считал, что это «не по-дагестански» - сказать им, мол, ребята, вам пора, у меня режим. 

Но потом Махач женился – и в этом смысле его жизнь тоже стабилизировалась. 

- Говорят, в матче с «Томью» в ответ на рабочее замечание Роберто Карлоса Махач очень грубо ответил ему. И вроде был ещё подобный эпизод с другим приезжим игроком… 

- Не верю. И не представляю, что такое возможно. У Махача в команде самые тёплые отношения и с бразильской группой, и вообще со всеми игроками в коллективе. Могу вам сказать, что руководство клуба тоже внимательно отслеживает ситуацию в команде. И даже иностранцы отмечают: именно Махач – одно из важнейших связующих звеньев в тёплых отношениях местных и приезжих футболистов. 

Пользуясь случаем, хочу отметить: руководство клуба действительно очень многое делает для того, чтобы в коллективе были братские отношения. Мы вместе всё делаем для этого. 

В целом руководство клуба и лично Сулейман Керимов поддерживают курс на то, что «Анжи» должен воспитывать дагестанских футболистов. Это выгодно и полезно с самых разных точек зрения. И это одно из направлений нашей работы. Но только за красивые глаза дагестанцы выходит не будут. 

- Ещё вопрос: не слишком ли много времени получает Махач на поле в ущерб Иванову? 

- Если вы помните, в начале сезона чаще играл Алексей. Именно он выходил в основном составе. Но сыграл не так как может и должен. Вот в игре с «Томью» он действовал гораздо лучше. Мы ждём от него именно такой игры. Кстати, я и раньше подметил такую особенность в игре Иванова: он во второй половине сезона действует гораздо увереннее, чем на старте. 

Махач же как раз тогда не играл. Хотя очень хотел. И стал получать свой шанс позже. У нас принципы очень ясные: помимо слов игрока «Я готов играть и принесу пользу!» мы оцениваем ещё объективные критерии. Его общий уровень одарённости, координацию, техническое оснащение, волевой потенциал, готовность на данный момент, и т.д. И если слова не расходятся с делом, даём шанс. 

- Хотелось бы ясности вот в чём: Махач – вам не родственник? 

- Нет. Он родственник Гаджи Махачева, его племянник. Кстати, с Гаджи Нухиевичем у меня как раз был жёсткий разговор по поводу Махача. 

- А вот с этого места поподробней, как говорится. 

- Гаджи Махачев – мой старинный друг. Кстати, он очень любит футбол. И тренировался в своё время у меня, ещё молодого тренера. Отношения у нас очень хорошие и проверенные временем. 

Нет, в тренерскую кухню «Анжи» он не позволял себе вторгаться, но как-то стал говорить мне, что я якобы не даю Махачу возможность играть и проявить себя. Я жёстко ответил Махачеву, что это мой участок работы и кто лучше готов, тот и играет! Он возразил: мол, как раз вот в таком-то матче Махач очень хорошо сыграл – а после этого снова сел в запас. Я ответил, что как раз в том поединке Махач плохо сыграл! 

(Улыбается). В общем, мы поняли друг друга. А сейчас и болельщики должны понять: я никогда не поставлю неготового Махача на поле только из-за того, что он дагестанец или ещё по каким причинам. В профессиональном футболе нет места таким «штучкам» - кто чей племянник и из какого тухума. Хочешь играть – докажи своё место на поле. 

Это довольно распространённая ситуация в футболе: мест на поле только 11, а считающих, что они готовы играть, гораздо больше. В этих условиях тренерский штаб должен профессионально и справедливо выбирать лучших на данный момент. Если я буду без оснований ставить Махача на поле – отношение к нему резко ухудшится прежде всего в самой команде. 

ТАРДЕЛЛИ ЗДОРОВ И РВЁТСЯ В БОЙ 

- В принципе, исчерпывающее разъяснение. Перейду к другому недоразумению. Во втором тайме матча с «Томью» Балаж Джуджак, уходя с поля, явно был недоволен своей заменой. 

- Да, было дело. И все это видели. Не видели другого: уже после матча Джуджак подошёл ко мне, обнял, поздравил с победой – и это было своего рода формой извинений. Балаж объяснил свою эмоциональность: он очень хотел играть и проявить себя. И считал, что вот-вот его прорвёт. А мы видели, что после удачных стартовых 20 минут у него дела идут неважно. И всё потому что, последний официальный матч он сыграл очень давно; его соревновательный тонус оставляет желать лучшего. Он как раз и будет прибавлять по ходу выступлений за «Анжи», набирая игровую форму. 

Но в конкретном поединке с «Томью» мы не могли долго ждать и рисковать! Томичи к тому времени уже перехватили инициативу, у наших ворот возникали моменты. Замены как раз позволили вновь взять игру под свой контроль и даже забить второй мяч. 

На Джуджака я не только не держу зла, а вообще могу сказать: тренер должен быть выше таких вещей. Никаких эмоций, только польза для дела. И главное вот что: Джуджак хочет играть, хочет быть полезным. К слову, мы выпустили его на поле, нарушив неписаный принцип: выигравший состав не меняют. А мы после крупной победы в Казани всё же внесли перестановки в состав, потому что игроки уровня Джуджака должны быть на поле. Он будет прибавлять и приносить пользу, не сомневаюсь. 

- Из-за травмы вы заменили Жоао Карлоса… 

- У него небольшое повреждение, но один тур придётся пропустить. 

- Как поживают Тарделли и Жусилей? 

- Жусилей пока ещё занимается индивидуально, а вот Диего без ограничений работает в общей группе. Все боли и дискомфорт в колене позади, и он тренируется очень усердно. Можно сказать, рвётся в бой. Это ведь его третий приезд в Европу, и на сей раз Тарделли жаждет доказать, что он умеет забивать не только в Бразилии. 

- А Прудников имеет право сыграть со «Спартаком»? 

- Нет. Точнее, по условиям годовой аренды «Анжи» в этом случае выплатит крупный штраф москвичам. Ведь именно от красно-белых Саша находится у нас в аренде. 

- Жаль, ведь именно тренерский штаб «Анжи» оживил игрока после его 3-летней спячки… 

- Прудников – это ещё один пример того, как футболист долго и усердно тренировался, а потом подошёл к нам и сказал, мол, чувствую, что готов. И мы пообещали ему шанс. И он его использовал. 

- Ситуация с Это,О? 

- Вы ведь уже знаете наши принципы: до подписания контракта ничего не комментируем. 

"АНЖИ" НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ОДИН В НЕЛАСКОВОЙ АТМОСФЕРЕ ЛУЖНИКОВ В БЛИЖАЙШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 

- В каком режиме тренируется «Анжи»? 

- Те игроки, которые не разъехались по сборным, занимались в Кратово с понедельника. Обычно мы тренируемся утром: в пользу этого и биоритмы, и свободный вечер игроков, и дорожный трафик: днём не так сильны пробки, и игрокам легче вернутся домой после занятия. 

Жирков, Тагирбеков, Агаларов, Гаджибеков уже вернулись на базу и сегодня утром провели восстановительную тренировку. Буссуфу и Джуджака ждём вечером, а уже завтра все они будут заниматься в общей группе. Добавлю, что Ревишвили вообще никуда не уезжал: грузинская федерация не успела сделать ему визу на гостевой матч сборной Грузии. 

- Вы уже индивидуально пообщались с Юрием о вчерашнем? 

- (Смеётся). Когда бы я успел, если мы с вами уже час разговариваем. Сейчас буду беседовать и с Жирковым. 

- Вы примерно представляете, что «Анжи» ждёт в Лужниках в это воскресенье? 

- Мы не мальчики, и знаем, что в Москве нас всегда ждёт неласковый приём. И соответствующие кричалки, и хоровые оскорбления – мы постоянно играем в такой атмосфере. Всё это очень плохо, конечно: одно дело, что москвичей раздражает появление ещё одного конкурента, а другое, когда к этому явно добавляются националистические мотивы. 

Однако настрой, мотивация, боевитость – всё это в исполнении «Анжи» не должно пострадать в этих условиях! Трусов в нашей команде нет. Нас агрессивно встречали болельщики хозяев на всех московских матчах этого года, но неудачным для нас получился только поединок с ЦСКА, во многом из-за быстрого гола Вагнера Лава. 

В лужниковском матче со «Спартаком», похоже, будет апогей всего этого «приёма». Мы готовы к бою. С другой стороны, знаем и о том, что нашу команду в этой игре поддержит рекордное число выездных дагестанских болельщиков. «Анжи» не останется один в суровой воскресной чаше Лужников. 

Беседовал Альберт МЕХТИХАНОВ  ("Молодёжь Дагестана")