Живой «Спартак»
Обозреватель "СЭ" Игорь Рабинер – о матче "Спартак" – "Вильярреал" (3:3).
4 октября исполнилось четыре года со дня смерти Федора Черенкова. На Троекуровское кладбище пришли десятки людей, для которых народный футболист был и остается родным человеком, – брат Виталий и дочка Настя, его одноклассники и товарищи по спартаковской школе, а гендиректор "Спартака" и лучший друг великого игрока Сергей Родионов и Дмитрий Гунько по традиции привели мальчишек из академии красно-белых. Как им было туда не прийти, если она названа именем Черенкова? Остается надеяться, что проникновенные слова, которые произнес перед ребятами Гунько, были услышаны. И кто-то из них, этих пацанов в красно-белых спортивных костюмов, однажды тоже добьется славы – к которой Федор, к слову, не стремился, живя по принципу, сформулированному Пастернаком: "Быть знаменитым некрасиво..."
Мне было любопытно и важно – устроят ли болельщики "Спартака" в день памяти кумира перформанс (не представляю себе это слово в устах Черенкова) в память о нем. К счастью, о Федоре не забыли – на десятой минуте болельщики начали распевать его имя. Но больше ничего не было. Надпись на английском "Все в ваших руках. Играйте и выигрывайте!" к легендарной десятке красно-белых никакого отношения не имела. А жаль.
Может быть, если бы фанаты более акцентированно дали понять игрокам "Спартака", что в день смерти Черенкова те не имеют права проиграть, – футболисты начали бы игру с вдохновением. Но это не произошло. И трибуны, всегда чутко реагирующие на игру команды, оказались наполовину пусты – хотя, тут дело может быть и в неудачной билетной программе. Признаться, давно не видел "Открытие Арену" настолько скудно наполненной. Дождь, припустивший еще до игры и не останавливавшийся ни на секунду, сделал атмосферу еще грустнее. Кстати, в районе полудня, когда у могилы Черенкова собралось больше всего народу, из-за туч внезапно выглянуло солнце…
Массимо Каррера удивил одной фигурой в стартовом составе – впервые с первых минут в основе вышел юный талант, полузащитник Игнатов. Большей частью же у красно-белых играли те, кто и ожидался – ведь, например, на острие атаки выбора у итальянца не было: Луиз Адриану по-прежнему дисквалифицирован. Ханни на сей раз нашлось место не в центре и не на фланге атаки, а на скамейке, зато вернулся в основу Ломовицкий. Четыре молодых воспитанника академии имени Черенкова с первых минут – Максименко, Рассказов, Ломовицкий и Игнатов – это было приятно.
Но сказать, что эффективно прямо сейчас, увы, было нельзя – разве что в будущем. Впрочем, явно не в молодых было дело – тот же Фернанду смотрелся гораздо хуже. Если начали красно-белые более или менее бодро, то после какого-то очень легкого гола Экамби, на 13-й минуте сместившегося с левого края в центр и без чьего-то особого сопротивления пробившего в "девятку", стало тоскливо. При том, что по сравнению с матчем предыдущего тура ла лиги против "Вальядолида", проигранного дома – 0:1, у "желтой подводной лодки" вышло лишь четыре тех же футболиста, основа "Спартака" долго ничего не могла придумать. После гола какое-то время казалось, что красно-белые просто умерли.
Но, как говорится, – не дождетесь! Если игра рукой испанцев и пенальти, с которого Зе Луиш сравнял счет, выглядели улыбкой фортуны, то реакция на второй пропущенный гол в начале второго тайма со стороны "Спартака" (когда Фернанду стал автором "голевой передачи") оказалась образцовой. Это был лучший тайм красно-белых в сезоне.
Тому во многом поспособствовали замены Карреры – и в первую очередь Ханни, и Ташаев резко обострили игру. Незасчитанный гол, штанга Ханни – спартаковцев не могло остановить ничто. И когда сначала Зе Луиш с подачи Ташаева сравнял счет, а затем Мельгарехо после еще одного удара в штангу Ханни вывел "Спартак" вперед – это выглядело сколь красиво и эмоционально, столь и справедливо. "Зенит" и "Краснодар" выиграли – на победу наиграл и "Спартак".
Тем обиднее оказался пенальти и третий пропущенный гол – и даже нельзя сказать, что на последней добавленной минуте. Да, похоже, Ташаев придержал Мори – вот только когда это случилось, прошло 4.40 компенсированного времени при четырех добавленных минутах, при том что прибавлять там было не за что. Еще долго Джикия стоял перед трибуной В, согнувшись пополам и закрыв руками лицо, Зе Луиш сидел на газоне, а Боккетти держался за голову.
И все же, несмотря на упущенную победу, это был живой и настоящий футбол. Футбол, за который, не сомневаюсь, порадовался бы Черенков.
И если бы "Спартак" играл в такой футбол весь этот сезон, никому и в голову не пришло задаваться вопросами о будущем Карреры.