10 мин.

Забытые страницы кальчо. Часть 1. Футбольный «Мистер Наворски»

Вторая мировая война покалечила сотни миллионов судеб по всему миру. Отголоски тех страшных дней и по сей день слышны в разных уголках планеты. Герой этого рассказа и один из лучших футболистов в истории миланского "Интернационале" хоть и не принимал прямого участия в боевых действиях, но эхо той ужасной войны, преследовало его до самых последних дней жизни.

Иштван Ньерш - это поистине уникальный человек в итальянском футболе. За свою жизнь он носил три разных имени: Иштван его звали в Венгрии - на родине родителей футболиста, Этьеном - во время французского этапа карьеры, а после перехода в "Интер", в Италии он получил имя Стефано. О причинах этого поговорим чуть ниже, а пока, обо всем по порядку.

Местом рождения будущего чемпиона Серии А принято считать французский город Фремен-Марлебак, что недалеко от Меца. Отец Ньерша по профессии являлся шахтером и в 20-ых годах прошлого века, в поисках лучшей жизни, вместе с супругой эмигрировал во Францию. Именно в этой стране, в мае 1924-го года, Иштван появился на свет. Через 14 лет, перед самым началом Второй мировой войны, жизнь заставила родителей мальчика вернуться в Будапешт, где он и начал заниматься футболом. 

Первым профессиональным клубом нападающего стал "ЖАК" из города Суботица. Во время войны, Югославия находилась под оккупацией Венгрии, поэтому неудивительно, что в 1941-ом, в 17-летнем возрасте, Ньерш дебютирует в профессиональном футболе именно в этом балканском городе. До большого взлета в карьере оставалось 6 лет...

      

После трех чемпионатов в Суботице, где футболист знакомится с будущей супругой, Ньерш возвращается в Венгрию и в сезоне 1945/1946, демонстрируя великолепную игру и завидные бомбардирские качества, становится чемпионом страны в составе столичного "Уйпешта". Однако начать новый чемпионат в прежнем клубе нападающему было не суждено: размер ущерба, нанесенный стране войной, превышал национальный доход за пять лет, поэтому тяжелое финансовое положение в послевоенные годы, заставляет многих венгерских футболистов искать места для продолжения карьеры за границей. Не стал исключением и Ньерш. Но покинуть страну в то время - была задача не из легких. Иштвану это удалось. Однажды, незаметно пробравшись на военный грузовой автомобиль, футболист смог бежать из Венгрии на территорию Чехословакии. За этот поступок игрок не только получил запрет на выступление за национальную сборную своей страны, но и вовсе был лишен венгерского гражданства на долгие годы. 

В Праге Ньерш присоединяется к "Виктории Жижков" - одному из самых титулованных клубов Чехословакии того времени. До побега из Венгрии, Иштван успел провести два товарищеских матча в цветах сборной. Именно эти игры и стали переломными в судьбе футболиста, ведь в одной из них на молодого форварда обратил внимание еще только начинавший тренерскую карьеру, а позже ставший настоящей легендой миланского "Интера" и одним из лучших футбольных специалистов в истории -  великий Эленио Эррера.  

Спустя считанные месяцы после переезда в Чехословакию, на базе "Виктории Жижков" появляются представители французского клуба "Стад Франсе" и заявляют, что главный тренер парижан Эленио Эррера мечтает видеть футболиста в своей команде. Ньершу предлагают немедленный переезд и очень приличные, для того времени, деньги. Нападающий принимает предложение и сезон 1946/1947 начинает уже во французской Лиге 1. 

(на фото Ньерш крайний справа в нижнем ряду)

Лучшие годы и главные футбольные успехи клуба "Стад Франсе" связаны непосредственно с Иштваном Ньершем, а многие болельщики команды, которая сейчас является лишь полупрофессиональной, до сегодняшних дней считают венгерского футболиста лучшим в истории клуба. Правда, во Франции его имя звучало уже иначе - Этьен. Дело в том, что попав в новый коллектив, игрок не имел при себе никаких официальных документов, подтверждающих личность и гражданство. К слову, это была совсем не редкость в те, послевоенные годы. В Париже Ньерш получает временные документы(что-то похожее на рабочую визу в сегодняшнее время) и выбирает себе новое имя, как уже говорилось раньше - Этьен.

За два сезона в клубе под руководством Эрреры, нападающий, с одной стороны, становится в команде главной фигурой, вокруг которой строится вся атакующая игра, а с другой - демонстрирует не самые лучшие человеческие качества, постоянно требуя от руководства повышение гонораров за выступления и нередко, напоказ, откровенно сорит заработанными деньгами, которые ему ох как понадобятся на старости лет. Два чемпионата в составе "Стад Франсе" Ньерш проводит выше всяких похвал, забив, в общей сложности, 34 мяча в 62-ух играх, а сама команда достигает лучшего результата в своей истории, дважды подряд финишируя на пятом месте в высшем дивизионе страны. Неудивительно, что за форварда начинается настоящая битва среди "больших" клубов Европы. Победителем из этой битвы выходит миланский "Интер", в который нападающий и отправляется в 1946-ом году. Там он проведет, по его же собственному признанию, 6 лучших сезонов в своей футбольной жизни. Через 12 лет в миланской команде появится и Эленио Эррера, тоже став одним из главных людей в истории "нерадзурри".

  

Попав в Италию, Ньершу опять приходиться менять имя: вновь из-за санкций венгерских властей. На этот раз нападающий получает прозвище Стефано, которым его будут называть на протяжении всего итальянского этапа карьеры. На одной из первых же тренировок в "Интере", игрок просто поражает тренеров "нерадзурри" невероятной скоростью, преодолев стометровую дистанцию ровно за 11 секунд, при мировом рекорде, в то время, 10,20 секунды. 19 сентября 1948-го года футболист дебютирует за миланцев в победной игре против "Сампдории" и сразу оформляет хет-трик. По итогам чемпионата, "Интер" чуть не дотягивает до первого места, уступая скудетто "Торино", но  сам Ньерш со стартовых игр начинает писать свою великую историю в мировом футболе и становится лучшим бомбардиром Серии А, забив 26 мячей, три из которых были отправлены в ворота "Милана". К слову, за период выступлений в черно-синей футболке, венгерский форвард стал настоящим кошмаром для "россонери": чаще него, из футболистов, когда-либо выступавших за "Интер", голкиперов "Милана" точными ударами огорчал только легендарный Джузеппе Меацца. Всего, в миланских дерби, Стефано Ньерш забил 11 голов. 

    

 Одно из этих противостояний было особо примечательным и одним из самых драматичных за все время соперничества двух клубов. В дерби 1949-го года, к середине первого тайма "Милан" вел в счете 1:4, но великолепная игра партнеров по команде и самого Ньерша, записавшего дубль на свой счет, перевернула все с ног на голову, принеся итоговую победу "нерадзурри"  6:5. Это был первый матч "Интера", увиденный в живую 4-летним Массимо Моратти, который присутствовал на трибуне. И кто знает, возможно, именно в тот день будущий президент "черно-синих" полюбил миланскую команду всем сердцем.

 

Отдав шесть лет "Интеру", Ньерш навсегда стал одним из величайших людей в истории не только клуба, но и всей Серии А. Регулярно завершая сезоны с показателем около 30 забитых мячей, в чемпионатах 1952/1953 и 1953/1954 годов, нападающий с одноклубниками заслуженно добираются до скудетто, которого у "Интера" не было 12 лет.

Оказавшись на Апеннинском полуострове, футболист не понимал ни слова на итальянском языке. Казалось бы, процесс адаптации на новом месте может очень затянуться и помешать полностью раскрыть свои способности на поле. Но Ньерш разговаривал на другом языке - на языке игры. Он словно читал мысли партнеров и прекрасно понимал их без слов. Потрясающая скорость, великолепная техника и отменно поставленный удар - все эти качества на века вписали имя венгерского нападающего в историю миланского "Интера". Выступая за "нерадзурри", в официальных протоколах он всегда числился, как человек без гражданства...

 Неприятный отпечаток на карьере футболиста оставило его чрезмерное стремление к роскоши и деньгам. Играя в Италии, Ньерш и там нередко требовал для себя от руководства "нерадзурри" гораздо большие суммы, чем те, что были прописаны в контракте. Например, в интервью для Gazzetta dello Sport в 2005-ом году, бывший партнер Ньерша по "Интеру" Серджо Бригенти вспоминает о своем венгерском товарище так:

"На футбольном поле его было невозможно остановить. Он, словно лев, бросался за каждым мячом, а его удары, с обеих ног, были почти "приговором" для голкиперов. В повседневной жизни Ньерш часто любил произвести впечатление на людей. Он был очень приближен к руководству клуба и президент "Интера" платил ему с большой щедростью. Стефано не хватало репутации просто великого футболиста, за пределами поля он всегда стремился поразить окружающих дорогими вещами или одеждой. В итоге, к огромному сожалению, к старости он потратил все, что смог заработать."

Действительно, последние годы жизни для Иштвана Ньерша оказались очень непростыми.

   

Покинув "Интер" в 1954-ом году, нападающий провел еще два неплохих сезона в римской "Роме", после чего плавно начал завершать карьеру. После того, как с футболом было покончено, Ньерш недолго прожил в Италии, но вскоре вернулся в Суботицу - на родину первой жены. К слову, второй супругой Иштвана стала бывшая горничная, много лет отработавшая в его доме. 

С этого момента он практически пропал с футбольных "радаров" и о его жизни, в этот период времени, мало что известно. 

По причине побега из Венгрии, нападающий сыграл лишь 2 матча в составе национальной сборной своей страны. Оба в самом начале футбольного пути. Но несмотря на это, он всегда считался великим игроком. Даже сам Ференц Пушкаш выражал сожаление, что Ньерш не смог быть частью той великой Венгрии середины 50-ых годов прошлого века, которая на протяжении четырех лет не знала поражений. 

Осенью 2004-го года, венгерская футбольная федерация решила организовать встречу для великих футболистов своей страны, которые на тот момент еще были живы: Пушкаш, Ене Бузански, Дьюла Грошич. Получил приглашение на это мероприятие и Иштван Ньерш, который уже имел статус гражданина, как Венгрии, так и Югославии. Но в январе 2005-го случается страшное - Ньерш переносит тяжелый инсульт. В таком возрасте - это, конечно, приговор. На восстановление, да и просто на продолжение жизни, требуются большие деньги, которых у чемпиона Серии А уже не было. По бюрократическим причинам и путаницы с гражданством, он получал минимальную пенсию, которой катастрофически не хватало. Отчаявшись, супруга Джулианна обращается к руководителям миланского "Интера" и просит о финансовой помощи. Массимо Моратти,естественно, не мог остаться в стороне и необходимые суммы были перечислены. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. 9 марта 2005 года, в день рождения "Интера", Иштван Ньерш скончался в Суботице в возрасте 80-ти лет.

Цитата из последнего интервью нападающего для журналистов, в преддверии встречи великих венгерских футболистов, на которую он так и не попал:

"Выступление в чемпионате Италии - это главное приключение в моей жизни. В "Интере" мы были настоящей семьей. Я всегда с любовью и теплотой буду вспоминать этот клуб, эту страну и ее чемпионат".

За время выступлений в "Интере" и "Роме", Иштван Ньерш провел 236 игр, в которых забил 153 гола.