Хвостик, который промахнулся
1994 год, финал Чемпионата мира Бразилия - Италия. Впервые за историю Мундиалей в финальном матче не было забито ни одного гола. Победитель определялся в серии пенальти. После промахов Барези и Массаро "Скуадра адзурра" уступала в счете, к мячу подошел герой этого турнира, который на своих плечах вытянул Италию в финал. Но даже такие мастера как Роберто Баджо могут не справиться с психологическим давлением...
- Роберто, уже прошло 14 лет с момента как ты объявил о завершении карьеры. Время сейчас идет быстрее, чем когда ты играл?
- Даже не знаю, что ответить. Скорее всего, да. Во всяком случае, я ни о чем не жалею. Я считаю, что я успел сделать все, что было у меня в планах.
- Расскажи об обычном дне Роберто Баджо.
- У меня постоянно куча дел. Когда я был футболистом, то все было проще - отработал на тренировках и твой день свободен. Сейчас все иначе - на данный момент я работаю над одним проектом, поэтому нехватка свободного времени ощущается все сильнее.
- Что это за проект?
- Когда он будет готов вы сами все увидите.
- ОК, тогда давай о футболе. Из нынешних футболистов кого бы ты назвал своим приемником?
- Приемником? Даже не знаю... Сейчас я много времени уделяю латиноамериканскому футболу и там мне нравится Центурион (Прим.: игрок аргентинского "Расинга"). Но ему еще предстоит много работать над собой, чтобы реализовать свой потенциал.
- В своей автобиографии "Дверь в небо", опубликованной в 2001 году, ты настаивал на том, что основными чертами характера успешного спортсмена являются упорство и крепкий дух. Однако ты также считал, что тебя почти никогда не считали лидером в команде "из-за твоего лица". Что ты имел ввиду?
- Смотри, футбол и прекрасен тем, что на поле есть пространство для всех. Когда я играл, то сталкивался с игроками, которые даже руками не могли мяч остановить. Но мощь их характера позволяла им биться на поле до последнего вздоха, это было похоже на гладиаторские бои! Я считаю, что все мы - разные, не стоит требовать от человека того, что ему несущественно. Кому-то удаются фантастические футбольные трюки, а кто-то может одной фразой завести команду.
- Во время профессиональной карьеры ты часто говорил, что лучшие игроки в истории - это Пеле и Марадона. Ты остался при своем мнении либо сегодня кто-то смог к ним приблизиться?
- Каждое десятилетие появляются настоящие звезды, согласен. Но чтобы стать вровень с этими двумя этого недостаточно.
- Неужели они так превосходят всех остальных?
- Тут большую роль играет время, в которое они играли. Сегодня нападающие защищены арбитрами, тогда же это была настоящая охота на человека.
- То есть, если бы ты играл сейчас, то по ногам бы получал меньше?
- Это очевидно. Я также уверен, что смог бы играть на пару лет больше. И не только я. В мое время было так: ты сначала спрашиваешь себя - с какой стороны тебя хочет скосит защитник в этот раз, а потом уже останавливаешь мяч. Сейчас же за чрезмерную грубость можно получить красную карточку уже за первый фол. Тогда такой мягкости не было. За одну атаку я мог три раза получить по ногам и даже не понять, кто именно меня ударил.
- Ты не раз говорил, что главную перемену в твою футбольную жизнь внес Арриго Сакки. В твоей игре тогда поменялось все - было тяжело переучиваться?
- Легко точно не было. У нас не было той футбольной культуры, которая есть у нынешнего поколения. Все, что мы умели мы принесли с улицы. Никто нас ничему не обучал.
- Тогда получается, что он увидел в тебе скрытый талант.
- Дело не в этом. Футбол развивался и классические "десятки" начали уходить с ведущих ролей. Тот же Дзола переехал в Англию, в Италии просто никто не был в нем заинтересован.
- Да, я помню. Это был именно момент, когда Анчелотти пришел в "Парму" и сразу же заявил о переходе на тактическую схему 4-4-2. Тогда же Карло сказал, что Дзола может менять клубную прописку, потому что именно под эту расстановку ему нет места на поле.
- Да, точно. Главное, что со временем Анчелотти признал, что это было его главной ошибкой в тренерской карьере.
- Но также поговаривали, что он тебя приглашал в "Парму", это правда?
- Это были всего лишь слухи газетных изданий.
- На какой бы позиции играл Баджо сейчас?
- Я думаю на позиции второго оттянутого нападающего в схеме 4-3-1-2.
- Ты помнишь как называл эту позицию Мишель Платини?
- Да, конечно, он называл ее позиции "9.5". Имелось ввиду среднее между типичным форвардом (девяткой) и классической десяткой.
- ОК, идем дальше. Это правда, что когда ты играл в Брешии, то однажды в интервью ты обмолвился, что Пеп Гвардиола, твой партнер по команде, станет одним из лучших тренеров в истории?
- Ты удивлен? Да, правда. На самом деле, лучшими тренерами становятся именно полузащитники, потому что именно они понимают эту игру лучше остальных. Они знают как надо правильно атаковать и как лучше обороняться.
- Потенциал Хосепа был так очевиден?
- Да, он был тактиком еще будучи игроком. Гвардиола пришел из школы потрясающих тренеров, а сейчас он уже многих из них переплюнул своими достижениями.
- А кто был лучшим защитником против кого ты играл?
- Паоло Мальдини. Когда ты его видел перед собой, то уже понимал - дальше ты не пройдешь. Он был огромен, потрясающе играл головой, одинаково владел обеими ногами. Это был абсолютно незаменимый игрок в составе "Милана" и сборной Италии 90-х годов.
- А с кем бы с удовольствием ты сейчас обменялся футболками?
- С Ван Бастеном. К сожалению, мы так и не поиграли с ним в одной команде.
- Как ты отнесся к завершению карьеры Тотти? Можешь ему что-то посоветовать?
- Даже не знаю, каждый переживает этот сентиментальный момент по-своему. Он сам должен принять решение, чем он хочет заниматься в будущем.
- Тебе тяжело было закончить карьеру профессионального футболиста?
- Мне было легче, чем Тотти. У меня были некоторые проблемы, в т.ч. и физические, поэтому однажды я сказал себе: "Хватит".
- Хотел бы тебя спросить вот о чем: в прошлом году лидер "Фиорентины" Борха Валеро удивил всех и перешел миланский "Интер". На протяжении многих лет он был главным звеном во всех успехах "фиалок" на футбольном поле. Казалось, что он готов даже закончить карьеру во Флоренции. Можешь рассказать что-то об этом городе и его главной команде?
- Я был и всегда буду благодарен этому городу, который принял меня после тяжелой травмы колена. Ситуация была очень сложной, но флорентийцы помогли мне вновь обрести себя, я получал сотни писем с призывом не сдаваться. А когда я увидел билборд со своим лицом и надписью: "Роберто, мы тебя ждем", то понял - я должен отплатить этому городу своей хорошей игрой. Я думаю, что что-то похожее пережил и Борха Валеро.
- Ты два года был вне игры. Это правда, что ты отвлекал себя от дурных мыслей походами в музыкальные магазины?
- Да, правда. Как сейчас помню магазин, где я купил все диски Eagles - это была легендарная группа того времени.
- После траснфера из "Фиорентины" в "Юве" ты стал "Мистером 25 миллиардов лир". Если перевести эту сумму в евро, то мы имеем около 12.5 млн евро. Сегодня это цена за обычного защитника. Сколько бы стоил Роберто Баджо на нынешнем трансферном рынке?
- Без малейшего понятия. (Голос с соседней комнаты Витторио Петроне, агента экс-футболиста: "150 млн долларов минимум!")
- О тебе говорили, что ты стал последним великим игроком "Скуадры адзурры" - в том смысле, что ты был последним, кто смог объединить всех жителей нашей страны независимо от их клубных предпочтений. За свою карьеру ты играл во многих командах, но фанаты не освистывали и не упрекали тебя в предательстве. Как ты думаешь - почему?
- Мне всегда это было приятно. Я считаю, что главной причиной этой аномалии было то, что своей игрой я мог развлекать публику. Тиффози всегда говорили, что за мной приятно наблюдать на футбольном поле.
- Как ты это делал?
- Я всего лишь пытался не усложнять свою игру лишними движениями. Двумя словами - играл просто!
- Возможно, для тебя это и было просто...
- На самом деле, простые вещи могут быть прекрасными. Поверь мне: я никогда не считал себя лучше тех людей, с которыми встречался на поле или лучше тех, кто просто приходил посмотреть матч. Возможно, в этом и была моя сила.
- Ты всегда говорил, что большую роль играет врожденный талант футболиста.
- Да, но чтобы этот талант развивать спортсмену должны быть присущи также упорство и храбрость. Он должен жертвовать собой, чтобы достичь поставленных целей. Например, свой талант я начал развивать еще будучи ребенком, играя в футбол на улице. Там я и научился всему.
- Возможно и не всему... В своей автобиографии ты рассказывал, что тебе часто снится тот злополучный пенальти в Пасадене. И в твоих снах тебе удавалось реализовать этот одиннадцатиметровый удар. Тебе до сих пор снится подобное?
- Да, иногда случается.
- Также в своей книге ты добавил, что это был единственный пенальти, который ты промазал. Все остальные нереализованные удары с точки были парированы вратарями.
- Да, это правда.
- Вижу, что твой твое настроение поменялось, когда мы заговорили об этом. Ты смог уже переварить ту неудачу?
- Нет, и никогда не смогу. К сожалению, эта боль будет преследовать меня до конца моих дней.
- Однако на тебе даже сейчас есть одежда, сделанная под ретро - под тот стиль в каком игроки сборной Италии играли в США в 1994 году.
- Да, потому что мне приятно вспоминать все те эмоции, которые мы пережили на том Мундиале. Естественно, кроме самого финала против Бразилии.
- Какие именно эмоции тебя переполняют, когда ты вспоминаешь тот турнир?
- От группового этапа и до финала мы прошли очень тернистый путь, мы превзошли самих себя. Труд, характер и упорство - в очередной раз скажу, что именно это нам помогло добиться успехов на американских стадионах. И я рад, что я принимал в этом непосредственное участие. Даже если...
- Даже если что?
- Даже если мы не смогли стать чемпионами мира.
Оригинал интервью на итальянском языке: https://www.corriere.it/sport/17_luglio_24/baggio-quel-rigore-fa-sempre-bf49ce72-6fd0-11e7-af64-bee1b3eecfa7.shtml