Жертва Кройфа, Лаудрупа и травм. Печальная история Томаса Кристиансена
Томас Кристиансен, theleaguepaper.com
Большое будущее
Февраль 1993 года. Сборная Испании принимала в отборочном матче недавно созданную команду Литвы. В составе испанцев на поле появился футболист с нетипичным для этой страны именем и с еще менее типичной фамилией Томас Кристиансен. 19-летний юноша не просто вышел, а забил в ворота сборной Литвы один из пяти мячей.
Кто такой? Откуда? И почему парень с такой фамилией не играет в составе сборной Дании, на тот момент чемпиона Европы? Информацию на молодого игрока наша пресса нашла довольно быстро даже с учетом «доинтернетной» эпохи.
Томас - датчанин по отцу (отсюда и имя, и внешность уроженца Ютландии, но никак не Пиренейского полуострова), каталонец по матери. Родился и рос в Дании. После развода родителей уехал с мамой в Барселону, но футбольное образование получил на родине отца. На карандаш скаутам больших клубов Томас попал рано: когда ему исполнилось 17, его уже активно сватал к себе «Реал», но мама воспротивилась подобному переходу. Зато на переход в «Барселону» она его благословила.
Томас играл на позиции оттянутого нападающего, как и его кумир Микаэль Лаудруп. И в «Реале», и в «Барселоне», и в «Брондбю» считали, что со временем Кристиансен вырастет в звезду уровня Микаэля и уж точно обойдет Бриана Лаудрупа, лидера чемпионов Европы. Неудивительно, что датчане хотели заиграть юное дарование сразу после золотого для них Евро-1992, но к тому времени Томас уже выбрал родину матери.
Mundodeportivo.com
В условиях существующего лимита пробиться в основной состав «Барселоны» датчанину было куда сложней, чем гражданину Испании. Йохан Кройф уверял молодого человека, что возлагает на него большие надежды и даже выпустил его на последние минуты в матче за Суперкубок УЕФА против «Вердера». Но с тех пор к основе не подпускал. Игра «Барселоны» была столь совершенна, что не требовала улучшения. Тем более, что излюбленная позиция была занята Лаудрупом-старшим.
А вот Хавьер Клементе, тренировавший тогда сборную Испании, дал молодому футболисту шанс. Сначала он вызвал Кристиансена на товарищеский матч со сборной Мексики, а потом выпустил в отборочной встрече с Литвой. Той самой, в которой Томас не только дебютировал за Испанию, но и забил один из голов. Так и получилось, что не сыграв ни минуты в Примере за «Барселону», Кристиансен успел дважды выйти на поле футболке «Красной фурии».
Годы, выброшенные на свалку
Но дальше дело не пошло. Кройф по-прежнему не обращал на Томаса внимания. А если ты не играешь в клубе, то сложно рассчитывать на попадание в сборную. Пришлось уходить в аренды. Хихонский «Спортинг», «Осасуна», «Расинг» - с каждой следующей ссылкой энтузиазма становилось всё меньше и меньше. В какой-то момент Кристиансен понял, что «Барса» на него не рассчитывает. Эх, если б он знал, что скоро Кройфа сменит англичанин Бобби Робсон, которому всегда было интересно возиться с молодежью!.. Но даром предвидения Томас наделен не был, и к моменту прихода англичанина уже отбыл в «Овьедо», где тогда выступал Виктор Онопко.
На новом месте, впрочем, раскрыться у него опять не получилось – помешали травмы. Кристансен умудрялся получать их где угодно. Потом возвращался на поле не до конца готовым, и тут же снова ломался. Ну и еще играть за «Овьедо» после «Барселоны» было банально скучно. Равно как и за «Вильярреал», куда нападающий перешел потом. «Подводники» тогда играли в Сегунде и только готовились к всплытию.
Mundodeportivo.com
Шли годы, а травм и переездов в карьере Томаса становился все больше. К концу 90-х о существовании футболиста по имени Томас Кристиансен забыл даже Хавьер Клементе. Молодой и некогда многообещающий нападающий доживал свой футбольный век.
Воскрешение испанского датчанина
Про него неожиданно вспомнили зимой 2001 года. Причем не в Испании и не в Дании, а в Германии. Терпевший очередное бедствие «Бохум» срочно искал нападающего. Вот и подвернулся залечивший очередную болячку Кристиансен. В январе он подписал контракт, но спасти обреченную команду уже не мог. Забил один мяч – и на том спасибо.
А вот во второй Бундеслиге Томас наконец-то стал показывать, за что его, собственно, и считали большим талантом в юности. Правда, играл он теперь не Лаудрупа, а выдвинутого на острие форварда. Скорости для такой игры, может, и не хватало, но удар, видение поля, техника - всё было на месте. Кто-то скажет, вторая Бундеслига - не самый крутой турнир. Но 17 голов для футболиста, фактически уже завершившего карьеру, - более, чем достойный показатель. «Бохум» же стараниями Томаса вернулся в элиту.
Сезон-2002/03 «Бохум» вновь начал фантастически. Три победы на старте, из них две в гостях - над «Нюрнбергом» (3:1) и «Байером» (4:2) плюс дома над «Энерги» (5:0). Кристиансен на этом отрезке забил ровно половину командных голов. Удержать такой темп было нереально, были еще и спады, и неудачные матчи, но даже так Томас завершил сезон с гроссмейстерским результатом в 21 гол. Столько же наколотил за «Баварию» Джованни Элбер, с которым Кристиансен поделил лавры лучшего бомбардира.
Датчане, у которых к тому времени закончили играть звезды девяностых, снова захотели видеть Томаса в сборной. А нельзя. Та игра со сборной Литвы навсегда закрыла уроженцу Орхуса дорогу в национальную команду. Испанцы, правда, тоже вспомнили, что есть такой Томас, но особого энтузиазма не проявили. Поэтому сыграть на крупном турнире ему не было суждено.
Mundodeportivo.com
Останься Томас в «Бохуме», может быть, он бы выдал еще сезон-второй на топ-уровне. Но он решил принять предложение «Ганновера». У «девяносто шестых» закончил Фреди Бобич, требовалась замена, вот и позвали лучшего снайпера Бундеслиги. Начал Кристиансен прекрасно: пять голов в восьми встречах. А потом что-то пошло наперекосяк, снова во многом из-за травм. Сначала мелких, незначительных, а потом ближе к лету полетели связки колена. Несколько попыток вернуться успеха не имели. Так один из самых талантливых игроков Европы завершил карьеру в 33 года.
Замах у Томаса был на рубль. Вот только удар вышел копеечным. Два крутых сезона в не самом именитом клубе Германии – такой талант явно заслуживал большего. Кто виноват? Йохан Кройф, игнорировавший молодого игрока в «Барселоне»? Микаэль Лаудруп, с которым было слишком сложно конкурировать? Выбор в пользу Испании? Мама футболиста, наложившая вето на переход в «Реал»? Отношение самого Томаса к делу? А еще защитники, не жалевшие форварда; врачи... Все понемножку. Какой смысл выяснять.
После завершения карьеры Томас Кристиансен стал тренером. Он довольно успешно трудился на Кипре - сначала тренировал АЕК, потом АПОЭЛ. Неплохо начал Кристиансен и в «Лидсе», но потом результаты ухудшились, а руководство поспешило с увольнением. Сейчас тренер Томас Кристиансен пока без работы. Не хотелось бы, чтобы это «пока» затянулось на годы.