11 мин.

Эрико Лара - первый крак «Гремио»

Эрико Лара- легендарный вратарь "Гремио" 20-30-х годов прошлого века, бывший лейтенант уругвайской армиии и единственный футболист, чье имя  упоминается в специально сочиненном гимне по случаю 50-летия "Гремио". Легендарный крак, чья преждевременная смерть потрясла до глубины души всех поклонников клуба.

Эрико Лара родился 24 января 1897 года в Уругвае, Его ранние годы не были отмечены ничем примечательным, более того, он в детстве даже и не помышлял о том, чтобы играть в футбол. А отдавал предпочтение совершенно иному виду спорта... стрельбе из лука.

 

А еще он мечтал о воинской славе, и поэтому с радостью в 1915 году отправился отдавать воинский долг своей стране. Он был зачислен в стрелковую часть, расквартированную в Мело, на самой границе с Бразилией, недалеко от Риу-Гранди. Эрико всегда отличался завидным упорством и дисциплиной, поэтому неудивительно, что его воинская карьера развивалась очень успешно- он всегда был на хорошем счету у своего начальства, и добросовестно исполнял свои обязанности. О футболе первое время и речи не было: Лара и в армии продолжил занятия своим любимым видом спорта- стрельбой из лука. Но от судьбы как известно не уйдешь. В Уругвае футбол в это время уже достиг невероятной популярности, даже в армии стали проводиться чемпионаты между различными округами. В один прекрасный день части, в которой служил Лара срочно потребовался голкипер- просто предыдущий демибилизовался. Выбор начальства совершенно случайно пал на Лару: Эрико был высок (выше 177 см- по тем временам более чем достаточно для вратаря, а уж для полевого игрока он был бы тогда просто гигантом), пластичен и гибок.  То, что он даже и близко до этого не был знаком с футболом, никого не смущало. Приказ есть приказ- Лару поставили в ворота его воинской части.

В итоге произошло, то, что и было предначертано: Эрико был прирожденным вратарем- впервые став в ворота, он почуствовал там себя словно родился в них. У Лары было феноменальное чутье на действия игроков соперника- он словно предугадывал все их действия, одновременно при всем своем росте  очень умело играя на линии ворот. Его отличительной чертой была игра на выходах, когда он смело бросался навстречу форвардам противника. В игре в воздухе ему тоже не было равных. Уже в первой игре за свою воинскую часть Лара не пропустил ни одного гола, попутно отбив пенальти. Сам Лара почувствовал невероятный подъем- футбол пленил его, по его словам, он не понимал, как раньше он обходился без этой игры. Следует сказать, что в силу специфики его службы (он служил в разведроте и часто выполнял свои служебные обязанности), Лара не мог играть в футбол постоянно. Но когда он занимал свое место в воротах, его команда почти никогда не проигрывала.

Футбол он и в армии футбол. Слава Лары росла, о нем заговорили не только в стране, но и за за ее пределами- а именно в приграничном Гаушу. Благо до Порту-Алегри было и не так далеко. Тогдашнее руководство клуба "Гремио" было настолько наслышано о вратаре-разведчике с пограничной области, что направило в воинскую часть двух своих представителей- Жозе Алвеша и Каэтану де Соузу. Увидев Лару в деле, они были настолько потясены его игрой, что тут же кинулись обратно в Порту-Алегри, призывая немедленно купить Лару. Но как это сделать? Все-таки он на воинской службе, в армии сопредельного государства. Но как всегда в этом мире, все решают связи: влиятельные люди из "Гремио" отправились на переговоры в Уругвай- о чем они там говорили неизвестно. Но факт остается фактом- Лару демибилизуют из армии, и он отправляется в Порту-Алегри, где с ним заключают его первый контракт. Шел 1920-й год. Ларе было уже 23 года, а в то время это был уже возраст чуть-ли не ветерана для игрока в футбол- играть ведь начинали очень рано, рано и заканчивали (в основном, чтобы зарабатывать себе на жизнь- профессиональная эпоха наступила позже).

 "Гремио" станет прервым и последним клубом Лары. Иными словами вся его карьера пройдет в Порту-Алегри. Раз приехав сюда, он навсегда здесь и останется. К слову сказать, что в 1930 году, уже в блеске его славы, Ларе в его родном Уругвае будет присвоено почетное звание лейтенанта уругвайской армии. В этот год как известно Уругвай станет первым чемпионом мира. Думал ли тогда Лара, получивший к этому времени бразильское гражданство, что и он мог бы играть за сборную той страны, где родился, на том первом чемпионате мира? Это неизвестно, хотя разговоры были разные.

Лара дебютирует в "Гремио" осенью 1920 года. В это время в штате стали разыгрываться регулярные чемпионаты, пришедшие на смену чемпионатам Порту-Алегри. Это была довольно смутная эпоха для футбола в Гаушу. Сами чемпионаты разыгрывались по сложным схемам, когда одного финалиста определяли клубы из провинции, тогда как гранды Порту-Алегри разыгрывали это право между собой. Зачастую эта борьба лишала их сил на последний и решающий матч. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чемпионом часто становился не самый сильный клуб. А дважды ( в 1923 и 1924 годах) чемпионат и вовсе был отменен. Для самого Лары первым чемпионатом стал сезон 1921 года. "Гремио" выиграл классификацию в своем регионе, после чего в финальном турнире из 6-и матчей выиграл 5. А в по сути в финальном матче 21 ноября на Байшаде обыграл "Уругайану" 1:0 и впервые выиграл чемпионат Гаушу. Эрико провел фантастический турнир- за всю компанию он пропустил всего 5 голов (3 из них в финальном раунде), и был наряду с другой звездой клуба- Лагарто- признан лучшим игроком всего чемпионата. Он сполна использовал все свои лучшие качества в игре- прыгучесть, высокий рост и пластику. Уже тогда его игра в воротах вызывала искреннее восхищение болельщиков и игроков соперника. На следующий год (1922) "Гремио" вновь повторит свой успех, победив в финальном раунде. Хотя и победа дасться очень непросто: "Гремио" проиграет уже в первой игре "Гуарани де Алегрете" 1:2, при том, что Лара отобьет пенальти. И лишь в последней игре финального турнира, в игре с тем же соперником, добьется тяжелейшей победы- также 2:1. Добьется благодаря все тем же Ларе и Лагарто: Эрико несколько раз спасет команду от неминуемых голов, а Лагарто забьет решающий гол в конце игры. В том же 1922-м году имя Лары стало хорошо известно и за пределами Порту-Алегри. В специально организованном Torneio Preparatorio он сыграл за команду Риу-Гранде-ду-Сул против команды Сан-Паулу, за которую играл феноменальный Артур Фриденрайх: в Parque Antarctica сборная Паулисты выиграла 4:2, но Лара полностью нейтрализовал все попытки Фриденрайха забить, смело бросаясь ему в ноги каждый раз, когда тот вырывался к воротам.

 

В два последующих года (1923 и 1924) чемпионатов не будет, команду покинет Лагарто, уехавший в Рио играть за аристократов Флу. Лара станет в это время непререкаемым авторитетом клуба. Именно в этот промежуток времени- когда не разыгрывался чемпионат- Лара впервые для себя примет участие в Гре-Нале. Да, первые три года его карьеры в Порту-Алегри пути "Гремио" и "Интернасьоналя" не пересекались, Колорадос вообще переживали далеко не лучшие дни, регулярно пролетая мимо финалов. 23 сентября 1923 на Байшаде Лара дебютирует в Гре-Нале в товарищеской игре: в тяжелейшей и упорной борьбе "Гремио" возьмет верх 3:2 (это будет кстати последняя игра Лагарто за клуб), а Лара впервые в совей карьере пропустит мяч ударом с 30-и метров от Бедионды. Последующие 5 Гре-Налов Эрико тоже закончит в ранге победителя, и лишь в мае 1927 года он впервые проиграет "Интернасьоналу" на Эвкалиптос со счетом 2:3. Примечательно, что именно тогда Колорадос наконец-то впервые выиграют чемпионат штата.В 1925 году Лара в третий раз подряд выйдет с "Гремио" в финал чемпионата Гаушу, но в решающей игре уступит клубу "Баже" 1:2

 

Одним из самым трудных и сложных матчей для Лары будет финал чемпионата Гаушу 1926 года против "Гуарани де Баже". Игра отличалась необычайным напряжением и драматическим развитием сюжета. Лара накануне игры почувствовал себя неважно, но все же стал в ворота: но недомогание мешало ему-в первом тайме он пропустил два совсем необязательных мяча, а во втором, после того как "Гремио" сравнял счет, пропустил удар над головой. "Гремио" был в нескольких минутах от поражения, и рвался отыгрываться. И тут Лара дважды спас свою команду, прерывая опасные контратаки соперника. А на предпоследней минуте Домингес вновь сравнял счет. В добавленное время Эрико пришел в себя и сыграл просто блестяще, отразив пару неберущихся ударов игроков соперника. После чего игрок "Гремио" Коро принес победу и титул своей команде. После игры, по словам самого Лары это был самый сложный матч в его карьере.

Последующие 5 лет были очень непростые как для Лары, так и для все команды. Сказывалась смена поколений- "Гремио" на время утратил ведущие позиции в штате. Сам Лара перешагнул 30-летний рубеж, но его место в воротах не оспаривалось никем. Он давно  уже стал живой легендой для всех почитателей команды. Каждое его появление на улицах Порту-Алегри сопровождалось бурным проявлением восторга и поклонения. Когда спустя долгих пять лет- в декабре 1931 года "Гремио" вновь выйдет в финал чемпионата, и в решающей игре победит "Гуарани де Алегрете" 3:0, а сам Лара вновь покажет фантастическую игру- его слава превысит все мыслимые пределы. Он и еще один новый идол команды-Фогиньо- просто не могли появиться на улице, ибо сходившие с ума от счастья болельщики "Гремио" готовы были задушить их в объятиях. На следующий год  35-летний Лара завершит еще одну замечательную компанию "Гремио" очередной победой в чемпионате: в финале будет разгромлен "Пелотас" 5:1. Заклятый враг "Интернасьонал" за этот период (1931-1932 годы) будет обыгран 6 раз подряд. К сожалению "Гремио" вновь не удасться выиграть чемпионат штата в третий раз подряд- в финале 1933 года команда проиграет. Но сам Лара не сможет сыграть в финале того года из-за травмы.

Несмотря на почтенный для футбола возраст-Ларе к 1935-му году уже исполнилось 37 лет- он и не задумывался об окончании карьеры. И тут случилось страшное: совершенно неожиданно для всех, и особенного для самого Лары, проходя очередное медобследование после травмы (вследствие чего он не играл какое-то время) у него обнаруживают туберкулез. Причем в очень тяжелой форме.  Сначала Лара отказывается в это верить- ведь совершенно ничего не предвещало такого развития событий, он прекрасно себя чувствовал.  Что делать? Год 1935-й-это год столетия Револиции Фарроупильи, даже чемпионат проходит под этим лозунгом. Ларе нужно выбирать: или срочно проходить курс лечения (при этом врачи не дают никаких гарантий), или же сделать роковый выбор и играть до конца. А через несколько дней очередной и очень важный Гре-Нал. Слухи о болезни Лары просачиваюся в среду болельщиков, торсида "Гремио" приходит в сильнейшее волнение. А Эрико делает свой выбор- он будет играть этот Гре-Нал, он не может по другому. 22 сентября 1935 он выходит на свой как оказывается прощальный матч. Байшада полностью переполнена, над стадионом словно висит какое-то напряжение. Но игроки "Гремио" не могут играть плохо- они просто обязаны сегодня победить. Фогиньо и Лаки забивают два гола, и Колорадос деморализованы. Каждое касание мяча Ларой сопровождается бурей овации. Перед самым перерывом случайная атака Интера приводит к совсем необязательному пенальти в ворота "Гремио": но Лара в броске парирует удар Манкусо, и первым успевает на добивании. Но в перерыве ему становится плохо, его срочно отвозят в Hospital Beneficencia Portuguesa. Во втором тайме изменений на поле не произошло, "Гремио" выиграл 2:0, а после игры все игроки команды тут же направляются к госпиталю, туда же устремляются и десятки поклонников клуба. Врачи дают неутешительный прогноз- положение Лары очень тяжелое.

Более месяца лучшие врачи города борются за его жизнь, сам Лара подбадривает своих близких и не хочет говорить о плохом. Но рано утром 6 ноября его сердце не выдерживает борьбы с болезнью: Лара умирает на руках близких и врачей. Умирает в полном сознании. Тысячи людей, даже те, кто не являлся болельщиком клуба, вышли на похороны своего кумира. Люди не могли сдержать слезы- плакали все- болельщики, руководители клуба, Фогиньо рыдал навзрыд. Все были просто потрясены. По словам многих очевидцев город никогда не видел таких похорон, такого проявления истинного горя.

В 1953 году в ознаменование столетия клуба Луписиньо Родригес написал слова песни, которая стала официальным гимном клуба. В нем есть отрывок посвященный Эрико Ларе- единственному из всех игроков "Гремио", упоминаемому в нем:"... Лара, бессмертный крак! Я вижу как снова высоко над нами твое имя! Сегодня оно также непогрешимо... Мы все чтим его всегда...".

О жизни Лары возникло впоследствии много легенд, передаваемых среди болельщиков клуба. Считается, что он был еще тем шутником, и даже когда впервые приехал из Уругвая в команду, то пытался разыграть всех: когда ему протянули вратарский свитер, он сказал, что он никакой не вратарь, а нападающий, чем ошарашил всех вокруг. Другая легенда утвержает, что в одном из Гре-Налов ему сломали руку, но в перерыве Лара скрыл это от всех, и отстоял игру до конца, отразив три опаснейших удара игроков "Интернасьонала" (Лара дествительно по ходу одного сезона после игры с Колорадос сломал руку. Или во время игры?). Самая стойкая легенда среди торсиды "Гремио" тех лет гласила о том, что на самом деле Лара умер во время того последнего Гре-Нала, умер после того, как отбил пенальти, и получил на добивании удар ногой в живот. Болле того, якобы за Интер играл брат Лары, который и пнул Эрико неумышленно ногой, стремясь добить мяч в ворота. Ничего такого конечно не было, но уже одно то, что имя Эрико Лары окружено таким количеством легенд, говорит о том, каким значимым игроком он был для своих болельщиков, и о том как они все любили его. 

Первый крак в истории клуба. Уругваец, лейтенант, стрелок из лука, вратарь. Легенда.