Романцев: «Мне повезло, что рядом были прекрасные, талантливые люди»
Презентация книги легендарного тренера «Правда обо мне и “Спартаке”» прошла на «Открытии Арене» в домашней атмосфере.
Это был удивительно теплый вечер. По-настоящему домашний и уютный. Поздравить с выходом автобиографии великого и при этом как всегда скромного, порой даже застенчивого Олега Ивановича пришли сотни людей. Те, с кем он играл. Кого тренировал. С кем работал.
И, конечно, те, кого он долгие годы делал счастливыми, кому он привил любовь к футболу и к «Спартаку» — болельщики. После презентации Романцев еще долго подписывал книги в магазине красно-белых, к которому по такому случаю выстроилась длиннющая очередь. Когда за окнами уже темнело, с теми, кто не успел получить заветный автограф, Олег Иванович еще около получаса делал совместные фото. В качестве компенсации. Ведь он обещал…
А перед этим в пресс-центре «Открытие Арены» звучали искренние и добрые слова в адрес Романцева, воспоминания, веселые байки и даже стихи.
— Я поздравляю всех нас и всех болельщиков с этим историческим событием — выходом книги самого титулованного тренера в истории «Спартака», — сказал генеральный директор нашего клуба Сергей Родионов, которому посчастливилось выходить на поле и когда Олег Иванович был игроком, и когда он уже тренировал. — Я навсегда запомнил случай, когда совсем еще молодыми мы с Борисом Поздняковым долго не могли уснуть накануне важного матча, болтали. А Романцев, на тот момент капитан, жил прямо над нами. Спустился… Мы боялись, что на следующее утро нас отчитает или даже отчислит Константин Бесков. Но все осталось между нами. Спасибо Олегу Ивановичу, что не «сдал».
— Когда я был игроком, то мог только догадываться, что такое работа тренера, а теперь испытал это на своей шкуре, поэтому совершенно иначе воспринимаю моменты из прошлого, — признался главный тренер сборной России Станислав Черчесов. — Мне очень повезло быть игроком в командах нескольких гуру советского футбола. Олег Иванович — один из них. И если бы не такой опыт, то я, может, никогда бы не задумался над тем, чтобы стать тренером. Романцев принял команду, и без того привыкшую думать только о победах, но поднял планку еще выше! Поэтому тем, кто приходил после него, сложно было достичь подобного. В том числе мне. Он мог перевернуть игру не только заменами, но и словом, взглядом, интонацией. Как, например, в матче против «Русенборга» в 95-м: 0:2 тогда превратились в 4:2. В тот год мы одержали шесть побед в шести матчах в группе Лиги чемпионов. Не игра была, а песня!
— У нас была великолепная команда в чемпионском 1979 году и много других прекрасных поколений, — вспоминал Георгий Ярцев, долгие годы деливший с Романцевым место сначала на поле, а затем на тренерской скамейке. — И всегда сцепкой служили дружба и уважение. Мы могли не отдыхать вместе, но в наше время мы собирались на базе за три дня до матча и были счастливы. А залогом правильной атмосферы был наш капитан —Олег. Мы дружим уже очень много лет. Хотя был у нас эпизод раздора. Так бывает… Моя мама, царствие ей небесное, написала мне тогда письмо. Там было сказано: «Наверное, виноват в этой ситуации не Олег, а ты». Казалось бы, мать всегда должна стоять за сына, но она обозначила позицию, что неправ был я. И я это позже признал. Много сил нужно, чтобы нести такую ношу, которую нес Романцев. Я всегда поражался его спокойствию и выдержке. Мало кто видел, как он настраивался на игру. Это была предельная сосредоточенность. В такие моменты его трогать не стоило.
— Человека, лучше понимающего юмор, чем Романцев, я не встречал никогда, — отметил Александр Хаджи, без малого 30 лет проработавший в «Спартаке» администратором. — А ведь та ответственность, которая на нем лежала, — она огромна! И только гениальный человек мог выдерживать такой напор, словно плотина ГЭС. При этом футбол Олег Иванович проповедовал романтичный, удивительно легкий. Это была сказочная игра!
— Романцев был нашим капитаном, и само это говорит о его ответственности, бойцовских качествах, — сказал чемпион СССР 1979 года в составе красно-белых Александр Мирзоян. — Он отлично выбирал позицию, как в защите, так и при подключениях в атаку, вел команду за собой. А еще был проводником между игроками и главным тренером. Так что тренерство в нем было заложено изначально!
— Мне не довелось играть с Романцевым в одной команде, но, выступая за ветеранов, я восполнил этот пробел, — отметил автор легендарного «золотого» гола в ворота киевского «Динамо» в 89-м году Валерий Шмаров. — При Олеге Ивановиче каждый знал свой маневр на поле, все было отточено до мельчайших деталей. Мы старались придерживаться тех же принципов, что были при Константине Ивановиче Бескове. Разве что Романцев сам прошел через бесковские разборы по три часа до обеда и по три часа после, поэтому проводил теорию намного быстрее.
— Я в последние годы много езжу по стране, и постоянно люди спрашивают: «Как там Олег Иванович? Как себя чувствует? Будет ли тренировать?» — поделился наблюдением рекордсмен по числу завоеванных трофеев в составе красно-белых Дмитрий Ананко. — И теперь благодаря книге многомиллионная армия поклонников имеет возможность пообщаться с вами один на один. Вы их этим осчастливили! — Вы создали многомиллионную аудиторию, которая с благодарностью вспоминает ваш «Спартак», — обратился к Романцеву актер Алексей Маклаков. — И вы подарили нам самое главное ощущение — величия нашего клуба. Такая история вряд ли обойдется одним томом.
Валерий Кечинов, Василий Кульков, Виктор Самохин, Александр Филимонов, Дмитрий Хлестов, Юрий Васильков, Артём Ребров… Кого только не было на «Открытии» в этот вечер!
— Я не знаю, надо ли меня поздравлять или сочувствовать по случаю выхода такой книги. Кто прочитает, подскажет, ведь сам я ее пока не читал, — пошутил главный герой. — Я прошел в футболе путь от дворовой команды до сборной Советского Союза, начал тренировать «Красную Пресню» во второй лиге и дошел до золота со «Спартаком» и до сборной России. В этом смысле удача ни при чем, я честно работал и не перескакивал ступени. Но мне повезло, что вокруг меня были прекрасные, талантливые люди. Если бы не они, то таких результатов ни как у футболиста, ни как у тренера у меня бы не было...
В этих словах весь Романцев. Он ничуть не изменился с тех пор...
Ещё Николай Петрович говорил, что кстати и Олег Иванович подтверждал:"Олег, не продавай Спартак.". А получилось, как получилось. ПОЧЕМУ?!?!