14 мин.

«Путин приглашал меня на ЧМ-2018, но Инфантино намекнул ему, что это плохая идея». Жесткое интервью Платини

Бывший президент УЕФА и трехкратный обладатель Золотого мяча Мишель  Платини дал развернутое интервью французскому изданию L`Equipe, в котором рассказал, почему по-прежнему считает глупой затеей введение видеоповторов, а также признался, что президент России Владимир Путин лично приглашал его на ЧМ-2018.

ЭПОХА ГВАРДИОЛЫ

- Можете назвать последний матч, который вас по-настоящему впечатлил?

- Аякс - Бавария в 1973-м (смеется)! Ну а если серьезно, один из самых прекрасных матчей, которые я видел в последние годы состоялся в финале Клубного чемпионата мира-2011, когда играли Барселона и Сантос (Барселона одержала победу со счетом 4:0 - Прим.). Неймар тогда еще был в Сантосе и играл против Месси и остальной банды. Уже к середине матча счет был 3:0, и в какой-то момент я не удержался, чтобы не встать и не аплодировать. Я был просто поражен, хотя за 63 года видел много классных матчей. 

Сначала была эпоха тотального футбола Кройфа, а потом появился тотальный футбол от Гвардиолы. Каждый поддерживает свою команду. Я же всегда на стороне красивого футбола.

- Футбол Гвардиолы - это главный ориентир в наше время?

- Кройф начал революцию в футболе, а Пеп, как известно, его ученик. На первом месте в их игре всегда скорость, живость и техника. У Гвардиолы вратарь стал не просто выбивать мяч куда попало, а делать прицельные передачи на невысоких Хави, Месси, Иньесту. Интеллектуальная составляющая вышла на первый план.

- Смотрите матчи Манчестер Сити, который сейчас возглавляет Гвардиола?

- Случается, но не очень часто. Когда я был президентом УЕФА, я, в основном, смотрел в сторону трибун, думая о том, чтобы болельщики не устраивали потасовки между собой (смеется). А сейчас я смотрю только то, что хочу. Я бы с радостью посмотрел матч между Барселоной и ПСЖ! Мне уже не надо смотреть все подряд, подробно анализировать, раскладывать, как когда-то мне приходилось это делать в качестве эксперта на ТВ. Даже во время чемпионата мира я смотрел далеко не все. Я в основном следил за сборной Франции.

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ ЛУЧШЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА

- В середине матча Франция - Хорватия вы тоже встали и аплодировали? 

- Нет...Это был далеко не самый захватывающий чемпионат мира, отнюдь. В плане качества игры Лига чемпионов значительно выше чемпионата мира. Но чемпионат мира вызывает другие чувства, патриотические или даже националистические, что не так уж хорошо. Возникает ощущение, что ты принадлежишь одной стране. Когда Франция стала чемпионом, я испытал большое чувство гордости. И теперь, когда я еду в Италию, могу посмеяться над моими итальянскими друзьями (улыбается).

«Все еще надеюсь выиграть Лигу чемпионов». Первое большое интервью Буффона во Франции

- Сборная Франции была далека от футбола Гвардиолы.

- Да, поскольку игроки средней линии сборной Франции - это не Хави, Иньеста и Месси. Но, во время ЧМ нет цели показывать красивую игру, все, в первую очередь нацелены на результат, в плей-офф нужно выиграть четыре матча за десять дней. Франции это удалось за счет сбалансированности состава. У других же сборных были как сильные, так и слабые стороны, тогда как у Франции были хорошие игроки на каждой позиции. Перед началом турнира я отправил сообщение Дидье Дешаму. Я ему написал: "Я верю в тебя, я знаю, что ты знаешь".

- Что вы хотели этим сказать?

- Вокруг сборной постоянно много дискуссий - как она должна играть, кого приглашать в команду и т.д. Но я знал, что Дидье знал лучше меня, лучше вас и всех остальных, что нужно было делать. Я всегда в него верил. Только после этого можно рассуждать о хороших игроках, благоприятных обстоятельствах, справеливых видеоповторах, о которых мы еще поговорим отдельно.

- Некоторые считают, что победа сборной Франции положила конец футболу, в котором на первый план выходит контроль мяча. Вы с этим согласны?

- Это все ваши журналисткие домыслы! Все зависит от игроков, которые есть в твоем распоряжении. В 1984 году мы выиграли чемпионат Европы как раз благодаря футболу, когда ты постоянно пытаешься владеть мячом. А вот когда я был главным тренером сборной Франции, то с теми игроками средней линии, которые у меня тогда были, добиться победы за счет контроля мяча было сложно. Работа тренера - это умение складывать паззл: найти футболистов, которые обеспечат результат, и это могут быть не обязательно лучшие игроки. Дешаму это удалось. 

- Как считаете, что лучше - победить Хорватию в финале ЧМ-2018, при этом играя посредственно, или уступить Германии в полуфинале ЧМ-1982, показав классный футбол? 

- Это не так уж важно, оба матча навсегда останутся в истории. Чемпионат мира - это, прежде всего, эмоции. Ты находишься с миллионами людей на улицах, поскольку Франция, можно сказать, выиграла что-то вроде футбольной войны, оказавшись впереди всех других стран. Хотя большая часть этих французов в остальное время не так уж и часто интересуется футболом. Всегда будут вспоминать таких игроков, как Диомед и Гиварш, которые стали чемпионами мира в 1998 году, а вот футболистам вроде Роналду и Месси о таком достижении остается только мечтать. Тем не менее, Лионель и Криштиану все равно останутся в истории футбола, но точно не в истории чемпионата мира.

МБАППЕ - ЭТО НЕЙМАР ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

-  Что вы думаете о Килиане Мбаппе? Его уже сравнивают с Пеле.

- (Улыбается) У Килиана огромный талант, но его, наверное, рано сравнивать с Пеле, который трижды выигрывал чемпионат мира...Пеле - это был миф, чью игру мало кто видел, из-за чего этот миф стал только больше, тогда как за Мбаппе можно наблюдать все время. Он мне больше напоминает Неймара десятилетней давности. Неймар в Сантосе был таким же быстрым. А сейчас у Неймара нет необходимости столько бегать, поскольку он всегда получает мяч в ноги. Мбаппе 19 лет, он несется со скоростью 2000 км/ч, быстрее мяча.  

- Вас не вводит в заблуждение его скороспелость? Вы в свои 19 лет играли за Нанси во втором дивизионе, а он в этом возрасте стал чемпионом мира.

- В 19 лет я, можно сказать, только ушел из уличного футбола, у Мбаппе же к этому моменту за плечами уже десять лет футбольной подготовки. Мы были всего лишь мальчишками, которые вообще не задумывались о том, что футбол может быть профессией, тогда как поколение Мбаппе уже хорошо готово физически...Мбаппе - прототип современного футболиста. То же самое можно сказать о Дембеле. Я не устану повторять, что сегодня футбол лучше, чем раньше. 

«Перед поездкой в Россию на ЧМ нас пугали самым страшным». Откровенное интервью Арсена Венгера

- Переход Роналду в Ювентус стал для вас неожиданностью?

- Да, для меня было весьма странно, что после трех подряд побед в Лиге чемпионов он решил покинуть Реал ради нового вызова. В 32 года меня хотели видеть многие клубы, но я завершил карьеру, потому что устал от футбола. В случае с Роналду ситуация абсолютно противоположная, он, по-видимому, до сих пор испытывает большое желание играть на высоком уровне. Но для меня остается открытым вопрос, кто был инициатором этого перехода - Ювентус или агент Роналду Мендеш? Мне трудно понять эту сделку. 

- А что скажете по поводу ухода Зинедина Зидана из Реала? Вам это понятно?

- Это мне понятнее в большей степени. Все эти три года, пока Зинедин был тренером Реала, он ежедневно испытывал сильное давление. И когда он достиг всех поставленных целей, я могу понять его решение сделать паузу. 

НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ ФИФА

- Вы успели попробовать себя в футболе в разных ипостасях, включая главного тренера национальной команды, но никогда не тренировали на клубном уровне. Почему? 

- Если бы я был тренером, я бы сейчас не сидел рядом с вами и не обсуждал бы этот вопрос, не обедал бы сегодня днем с Мишелем Идальго, не побывал бы в Тоскане, где встретился с Паоло России и Деметрио Альбертини. Нужно иметь призвание, чтобы быть клубным тренером, это очень трудно. Во всем что я делал после завершения игровой карьеры, я всегда стремился к эпикурейству, проще говоря, я хотел быть просто счастливым. С раннего детства до 32 лет я отдал очень много сил. У меня была большая усталость после завершения карьеры, я чувствовал себя изношенным, и затем я решил заниматься только тем, что мне нравится и доставляет удовольствие. 

К счастью, мне всегда это удавалось, за исключением периода, когда я мог стать президентом ФИФА. У меня просто не было большого желания работать там. В течение трех лет у меня часто менялось мнение на этот счет - соглашаться на это или нет. Когда Блаттера отстранили и 150 национальных федераций сказали мне: "Мишель, мы хотим видеть тебя президентом". И я дал свое согласие. Но в противостоянии между 150 президентами федераций и тремя дураками, которые не хотели видеть меня в ФИФА...Победили три дурака.

Какое наследие вы оставили в футболе после своего пребывания на посту президента УЕФА? 

- Я хотел ввести финансовый фейр-плей в футболе, чтобы европейские турниры были более сбалансированными, а не только - богатые против богатых. Нам удалось сократить многомиллиардные долги до 200 миллионов евро. А сейчас уже слово за УЕФА, оставлять финансовый фейр-плей или нет, и если да, то надо подумать, как это лучше всего сделать на практике. 

- Что вы думаете по поводу решения УЕФА по ПСЖ в плане финансового фейр-плей?

- Ничего не думаю. Я принимал решения в течение 20 лет, а теперь таких полномочий у меня нет. А раз у меня нет официального права высказываться по этому поводу, зачем я буду вмешиваться? 

- У вас есть разочарование из-за отсутствия возможности высказываться на подобные темы?

- Нет. Это точно так же, как когда-то я был тренером сборной, и все говорили мне, кто должен играть. Мне было непросто обращать внимание на все эти советы, поэтому у меня сейчас нет желания рассказывать Дешаму, как должна играть команда. То же самое касается и финансового фейр-плей. Я принимал решения, которые считал необходимыми, в тот момент, когда у меня были полномочия, а сейчас об этом пусть думают другие.

ЛИГА НАЦИЙ ДОЛЖНА ПОВЫСИТЬ ИНТЕРЕС К МАТЧАМ СБОРНЫХ

- Вы создали Лигу наций, первый розыгрыш которой начнется уже на этой неделе. В чем изначально заключалась ваша идея?

- Лига наций создана, прежде всего, чтобы повысить интерес к товарищеским матчам. Когда сборная Франции играет против Испании или Италии, это все хорошо. Но, например, есть такие страны, как Грузия или Эстония, которым трудно найти соперников для товарищеских встреч, и что им делать? Это и стало поводом для создания турнира для всех стран, в котором у всех в итоге появилась бы хоть какая-то мотивация. Конечно, это может создать проблемы для футболистов, которые регулярно играют в официальных матчах, но они могут пропускать эти игры, если находятся не в лучшей форме.

- Игроку сложно отказаться от вызова в сборную. Вы утверждали, что всегда находитесь на стороне футболистов, но при этом сделали их календарь еще насыщеннее.

- Когда у футболиста мало игрового времени, у него есть желаение играть, и, соответственно, ему нужны эти матчи...Я хорошо в этом понимаю, поскольку сам был игроком.

VAR - ЭТО ВИДЕОПОДЕЛКИ

- Вы, как известно, не являетесь сторонником видеосудейства (VAR) и всегда были против этого. Но видеоповторы в футболе все-таки ввели.

- VAR - это видеоподелки. Видеоповторы не сделали судейство более справедливым. Возьмите хотя бы финал ЧМ: там были видеоповторы, и тем не менее французы забили первый гол после нарушения, которого, по моему мнению, на самом деле не было. Потом, в эпизоде со вторым голом Франции арбитр был попросту марионеткой, абсолютно ничего не решая. Возник вопрос - сыграл хорват рукой или нет? Когда эпизод просмотривали на обычной скорости и в замедленном темпе, то руки не было, но когда включили супер замедленное воспроизведение и расстянули на 15 секунд действие, которое реально длилось в тысячу раз меньше, вот тогда, да, увидели, что игра рукой была. И арбитр в конце концов назначил пенальти. Вся Хорватия завопила, что игра рукой была непреднамеренной, а вся Франция прокричала, что это было это сделано осознанно. Так где же прогресс, где справедливость? Все зависит от интерпретации эпизода.

- Сторонники VAR никогда не утверждали, что видеоповторы решат все проблемы. Во время чемпионата мира ФИФА показала статистические данные по принятию правильных решений по итогам просмотра видеоповторов - их точность увеличилась с 95 до 99 процентов.

- Ты меня удивляешь своим вопросом, я же хорошо их знаю в ФИФА, это их работа - находить ту статистику, которая им на руку (улыбается). На первых этапах развития футбола вообще не было как таковых арбитров, позже появился рефери в центре поля, боковые. А затем приходит телевидение, которое утверждает, что оно поможет арбитрам. Но это всего лишь иллюзия. 

Мне это давно известно, потому что я играл перед камерами. Я вспоминаю Тьерри Ролана (известный французский комментатор - Прим.) и Жана-Мишеля Ларке (бывший игрок сборной Франции, Сент-Этьена и ПСЖ - Прим.), которые кричали "пенальти на Платини!", хотя защитник едва коснулся меня. А в других случаях, когда я буквально вырывал ногу, чтобы бежать дальше, они молчали, будто ничего не видели. 

Футбол - это контактный вид спорта. Прикоснуться - это еще не значит нарушить правила. В крайнем случае повтор может помочь определить вышел мяч за линию или нет, или в ситуации с офсайдом - эти решения основываются на конкретных, точных фактах, здесь нет места для свободных интерпретаций, но даже это таит в себе опасность. 

Я однажды сказал Блаттеру: "Ты вводишь систему Goal Line Technology, и это начало конца, поскольку это будет только мешать самой игре". Мне интересно, что будет дальше? Может быть, уже завтра капитаны команд и голкиперы будут играть в наушниках и в разгар матча тренеры смогут общаться с ними и давать указания: "Играй на левом фланге! А теперь иди на правый фланг!".

Таким образом футбол просто убьют, как уже ранее это сделали с велосипедным спортом и Формулой-1. Роль арбитров существенно снизилась. VAR предполагает то, что арбитры не достаточно хороши и им не хватает компетентности. Теперь, получается, они нуждаются в каких-то парнях, которые сидят в тысяче километрах от стадиона, чтобы принять верное решение.

Почему все ответственные лица из судейского корпуса положительно реагируют на введение VAR? Чтобы сохранить свои задницы, потому что они всегда на стороне тех, кто их кормит...

ПРИГЛАШЕНИЕ ОТ ПУТИНА

- Говорят, что россияне приглашали вас на чемпионат мира. Почему вы не поехали? 

- Слышал, что Путин хотел, чтобы я приехал на ЧМ, потому что я голосовал за проведение турнира в России, но Инфантино и ФИФА, должно быть, намекнули ему, что это плохая идея. 

- И тем не менее Блаттер же ездил в Россию?

- Да, но это был неофициальный визит. В моем случае это уже не первый раз, меня не было и на Евро во Франции. 

- Почему? 

- Когда ты видишь вручение кубка в финале Евро в Париже...Лучше уже выключить телевизор и пойти лечь спать. После финального свистка в матче с Хорватией я тоже выключил телевизор. 

- Вы не захотели смотреть церемонию вручения кубка сборной Франции?

- Нет. Этот кубок должен был бы вручать я. Я не хотел себе делать больно. Я просто ушел спать.

- В мае прошлого года швейцарское правосудие сняло с вас обвинение в деле о двух миллионах швейцарских франков, которые Блаттер перевел на ваш счет в феврале 2011 года. Что это изменило в вашей жизни?

- Для меня ничего не изменилось. Разве что другие теперь наконец поняли, что я оказался жертвой заговора, организованного ФИФА с целью отстранить меня от президентского поста.  

- Вы оправданы швейцарским правосудием, но по-прежнему отстранены ФИФА от любой футбольной деятельности на четыре года. Был ли момент, когда вы подумали, что возможна в какой-либо форме амнистия или компромисс с ФИФА? 

- Какой смысл Инфантино рисковать своим президентским креслом? Какой глупый вопрос! (улыбается)

- Спасибо, понятно! Вы позиционируете себя как оппонент Инфантино? 

- Я себе этот вопрос не задаю, я не думаю об этом. Я просто говорю, что не отказываюсь ни от каких дальнейших попыток и не создаю для себя никаких запретов. В данный момент я себя ощущаю человеком, который является защитником и опорой футбола как игры. С момента завершения игровой карьеры я ушел с футбольного поля. Я был экспертом на ТВ, главным тренером сборной, президентом УЕФА, тогда как одна единственная вещь, которая по-настоящему важна, - это сама игра. Команда против команды и удовольствие, которое испытывают ребята, не думая об остальном - о ФИФА, финансовом фейр-плей, бизнесе...Это как раз то, что всегда должно оставаться приоритетом. 

Перевод Василисы Гусевой, оригинал интервью здесь.