Пришел, увидел и купил: скаутинг 21 века
Новые технологии ежедневно, если не ежеминутно, внедряются в нашу жизнь и даже футбол со своими столетними традициями не может избежать этого. Вместе с The Independent мы представляем вам последние новшества, коснувшиеся реорганизации селекционной службы в мировом футболе.
«Манчестер Юнайтед» провернул одну из самых успешных сделок за последние годы, выкупив контракт Эрнандеса у «Гвадалахары» за 7 млн. фунтов. Чичарито был найден традиционным методом – сначала скауты «Юнайтед» приметили его в 2005, когда он играл за сборную Мексики U-17, и только после того, как главный селекционер команды Джим Лоулор провел три недели в Мексике, досконально изучив игрока, его купили.
Каждый клуб был бы не против откопать такого самородка как Эрнандес, который забил 20 голов в дебютном сезоне на «Олд Траффорд». Но у «Манчестера» не один десяток лет ушёл на развитие такой селекционной службы, и не каждый клуб может себе это позволить.
Все больше и больше клубов обращаются к современным технологиям, дабы сократить расходы на поиски талантливой молодежи. В прошлом году ведущие компании по сбору футбольной статистики устремили свой взор на трансферный рынок, усердно пытаясь протолкнуть свои товары селекционным службам, они полагают, что за этими технологиями будущее. И вполне возможно, что следующего Эрнандеса найдет уже не футбольный скаут, а ботаник у монитора.
Джон Кулсон, менеджер по продажам компнаии Opta, утверждает: «Спрос на продукт растет, и это уже не ставится под сомнение. Три года назад никто не предоставлял таких данных. На данный момент минимум семь клубов Премьер Лиги используют эти данные при поиске игрока».
Такие крупные компании как Prozone, Amisco, Opta снабжали футбольные клубы самыми последними статистическими данными о игроках, их командных и индивидуальных выступлениях годами, и теперь выход на трансферный рынок – это следующий в развитии шаг для них.
В принципе, компании предоставляют продукт, который в некотором виде работает как компьютерная игра «Football Manager»: задавая в программу желаемые для поиска характеристики – возраст, амплуа, сила, работоспособность – вы затем ищите игрока с большим количеством совпадений. Так постепенно добавляя все новые и новые критерии в поиск, вы можете отобрать для себя только самые приемлемые варианты. Ну а затем, скаут или тренер уже может посмотреть этого игрока в действии на видео.
Prozone попал на рынок в прошлом году с программой под названием «вербовщик», которая предоставляет детализированные данные по 35,000 игроков, выступивших в 6,000 матчах за последние три года.
Саймон Эдгар, менеджер по маркетингу в Prozone, сказал: «Мы не рассматриваем эти программы как замену традиционной селекции, мы считаем это отличным дополнением и помощью, в том числе и для скаутов. Селекционеры и футбольные агенты ежедневно связываются со всеми тренерами Премьер Лиги, а у них просто нет времени на всех. Если вы рассматриваете 10 игроков в качестве потенциального приобретения, мы можем сократить этот список до трех. Тогда тренер уже непосредственно сам может их просмотреть, не тратя свое драгоценное время на всех десятерых.
Эвертон один из тех самых клубов, который публично заявил, что использует программы Prozone в своих нуждах. Джон Мертэг, глава проектов «Эвертона», сказал: «Серьезность и объективность данных предоставляемых программой «вербовщик» идеально подходит для «Эвертона». Мы верим в то, что используя лучшие продукты, предоставляющие аналитические данные по выступлениям игроков мы, таким образом, сможем усилить каждый компонент команды в целом. Клуб и игроки смогут выйти на новый уровень развития».
Для такого клуба как «Эвертон» первостепенной целью является поиск молодых игроков с большим потенциалом, как, например, Тим Кэхилл, которого купили за 1,5 млн. фунтов у «Миллуола» в 2004 году. Во время этой сделки селекционеры и тренер команды, Дэвид Мойес, ориентировались на статистические показатели предоставленные компанией Prozone.
Opta запустила свою программу по статистическим данным три года назад, и их представители заявляют, что на данный момент база данных включает в себя 15 первенств Европы и Южной Америки, а некоторые данные датированы 2000 годом и ранее.
«Какой бы скаут отказался посмотреть на игрока, взглянуть на его статистику, посмотреть видео голов или результативных передач,» - заявляет сотрудник Opta, Коулсон.
Статистический анализ основан на сабеметрике, псевдонаучных исследованиях, проведенных бейсбольным автором Биллом Джеймсом в 1980-х, дабы можно было вычислить лучших и худших игроков в любой команде. Сабеметрика перевренула мир бейсбола во многом благодаря работе Билли Бина в «Oakland Athletics».
Бинн использовал статистический анализ, генерируемый компьютером для поиска дешевых игроков обделенных вниманием и, вырабатывал принцип успешной модели игры для победы в бейсбольных матчах.
Постепенно Бинн перешел и на футбол. Он работал вместе с доктором Биллом Джеррардом в университете бизнеса в Лидсе, чьи работы, по отбору игроков при помощи современных технологий, были взяты на вооружение директором «Челси» по эффективности использования ресурсов, Майком Фордом, когда он ещё работал в «Болтоне»
Начиная с 2005 года, доктор Джеррард помогает Форду в обработке статистических данных с целью определения потенциально выгодных трансферов, за которыми затем будут наблюдать скауты. Его работа и положила начало той продукции, которую сейчас выпускают три выше упомянутые компании, борющиеся за доминирование на этом рынке услуг.
Французская компания Amisco, которая в основном ориентируется на Европу, также предоставляет продукцию в помощь селекционным службам. В прошлом году компания-учредитель Amisco, Sport Universal Process (SUP), завершила слияние с Prozone Sports (Sky Blue Sports and Leisure), таким образом, будущее обеих компаний остается неопределенным.
Никто не делает громких заявлений, что традиционный скаутинг будет заменен компьютерными технологиями. Однако кажется неизбежным, что некоторые клубы все же откажутся от селекционных служб в пользу новых технологий при заключении сделок.
Век Технологий или первый «твиттеротрансфер»
Этим летом мы стали свидетелями двух новых технологий, внедренных в футбол. Для начала тренер «Йовил Таун», Терри Скивертон, в поисках новых игроков для команды обратился к фоллоуерам в твиттере дабы они помогли ему в этом не легком деле. В интервью для BBC он сказал, что: «Это не ради развлечения, просто наш клуб не может позволить себе селекционную службу».
Твиттер Скивертона был переполнен ответами от фанатов клуба со ссылками на потенциальных игроков, прозябающих в резервных командах Премьер Лиги. И он нашел нужного: «Киран Агард – быстрый форвард, которого отпустил Эвертон…На него стоит взглянуть! : )» - таким был твит от фаната команды, видевшего игрока в матче Лиги Европы с БАТЭ в декабре 2009. Два дня спустя игрок прошел пробы в Йовиле и затем подписал однолетнее соглашение, таким образом, можно констатировать, что первый в мире «твиттеротрансфер» свершился!
Другое новшество нам представил бывший полузащитник «Юнайтед» Оуэн Харгривз, выложивший видео со своей тренировки на YouTube пытаясь доказать, что он здоров и готов играть. Просмотрев видео, с ним связался «Вест Бромвич» и, возможно, даже подпишет с ним контракт.
А вот про Твиттер и ютуб весело :)
Спасибо!
Этого игрока приобрёл «Эвертон» в январское дозаявочное окно. Вот он, продукт работы этих программ! Для небогатых клубов вполне удобно :).
иначе получится история, как у МЮ со Яп Стамом
ну и психолог всегда должен быть при таких переговорах
микроклимат в команде никто не отменял