Корпоративный спорт как бизнес: Москва, Питер... Барнаул
Наверное, никто не вспомнит, кто первый в стране начал зарабатывать на проведении спартакиад или турниров для предприятий, но одно точно можно сказать: как отдельная отрасль - рынок по организации спортивных событий для бизнеса сформировался в "жирные" 2000-ые. Оно и понятно: у бизнеса появились хорошие деньги, почему бы их не тратить в большем объеме на развитие и развлечение персонала?! В том числе в виде внутренних спартакиад или участия в сторонних спортивных событиях.
С тех пор один кризис минул, другой продолжается уже 4-ый год, но рынок корпоративного спорта продолжает развиваться. К примеру, бизнес-лиги (то есть чемпионаты исключительно среди команд от предприятий) по футболу, есть чуть ли не в каждом крупном городе страны, а ивент-агентства широко предлагают свои услуги по организации спортивных тимбилдингов и спартакиад. Однако, сегодня, хотелось бы поговорить об узко специализированных организаторах, которые занимаются ТОЛЬКО спортивным ивентом ТОЛЬКО для корпоративных клиентов. Поехали!
МОСКВА
Разумеется, самый сок в нашей централизованной экономике, достается двум столицам: Москве (в большей степени) и Санкт-Петербургу. Начнем с Москвы, где и работают крупнейшие игроки рынка организации корпоративных спортивных событий.
Количество крупных спартакиад, проводимых для московских компаний в год, насчитывает десятки, а счет различным футбольным, волейбольным, баскетбольным и прочим турнирам среди предприятий - идет на сотни! Этот довольно внушительный "пирог" делят множество столичных организаторов, крупнейшими из которых являются Руспортинг и Pinkov Sports Projects. Первые делают упор на проведение спортивных мероприятий для отдельных заказчиков и развитии по франшизе отдельного проекта "Лига Чемпионов Бизнеса". В Москве - это крупнейшая корпоративная лига на сотни команд по самым разным видам спорта, франшизы в Санкт-Петербурге, Воронеже и Красноярске - гораздо менее внушительны, но тем не менее работают не первый год.
Pinkov Sports Projects же занимает значительную часть ниши по проведению различных турниров среди организаций, а не внутри отдельных гигантов бизнеса. На пике экономики в 2013 году организаторы проводили более сотни турниров в год по футболу и волейболу, на сегодняшний день, количество турниров снизилось, но остается очень внушительным.
К крупным игрокам рынка также можно отнести "Нашу Лигу", Unevents, "Легион-спорт", "Корпоративную лигу", "Интелспорт", "Лигу Форбс" и других. Не понятно, как по финансовой части, но по количеству проводимых мероприятий для корпоративных команд и заказчиков они все-таки значительно уступают двум вышеперечисленным организаторам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В Северной столице также есть два ярко-выраженных лидера в этом сегменте, но оба они значительно уступают в объемах организации московским грандам. Речь об организаторах "Work&Sport" и "Росглавспорт". У них также разные подходы в организации: первые делают акцент на разнообразии предлагаемых видов спорта (проводят турниры от футбола и волейбола до настольного тенниса и даже брейн-ринга), вторые не замыкаются как первые рамками Санкт-Петербурга (есть еще выездные турниры в Крыму и Калининграде), но менее разнообразны в предлагаемых дисциплинах (футбол, волейбол и пляжный волейбол). Есть организаторы корпоративных событий поменьше, здесь же действует франшиза "Лиги чемпионов Бизнеса" от московского Руспортинга. А в прошлом году, неожиданно в Санкт-Петербург довольно удачно сразу с международным турниром по волейболу зашел, пожалуй, самый неожиданный крупный организатор спортивных ивентов - "Спортико" из, кто бы мог подумать, Барнаула!!!
БАРНАУЛ
Ни Казань, ни Екатеринбург, ни Новосибирск, ни другой российский мегаполис, а именно, Барнаул - стал "третьей столицей" России среди организаторов крупных спортивных событий для корпораций. Именно здесь появилась и продолжает работать компания "Спортико", несмотря, на специфическое, географическое положение, ставшая одним из лидеров на рынке организации корпоративных спортивных мероприятий. Пусть барнаульцы, по понятным причинам, также уступают двум московским грандам, но с остальными москвичами и Питером - они спокойно могут сравниться объемами организуемых событий. Стратегия "Спортико" понятна. В Барнауле и ближайшем Новосибирске - не разгуляешься, поэтому организаторы активно "заходят" в другие города и сегодня у их турниров, пожалуй, самый внушительный географический охват: Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань, Иркутск, родной Барнаул и даже зарубежный Алматы! Вот такая вот барнаульская неожиданность...
ДРУГИЕ ГОРОДА
В остальных городах пока нет устоявшихся крупных специализированных организаторов корпоративных спартакиад или межрегиональных спортивных проектов (бизнес-лигив расчет не берем). Но первые ростки зарождаются. К примеру в Омске - Омская корпоративная футбольная лига, этим летом провела впервые межрегиональный футбольный турнир. Организаторы от франшизы Руспортинга в Красноярске и Воронеже, также время от времени пытаются выйти за рамки внутригородских "Лиг Чемпионов Бизнеса". Но в целом вышеперечисленные игроки специфического сегмента организации корпоративных спортивных мероприятий пока не устойчивы.
КАК У НИХ ЭТО ПОЛУЧАЕТСЯ?
Как человеку, работавшему, в этом рынке, мне были интересны материалы касаемые нашего узкого сегмента. И в одной из региональных обзорных статей автор транслировал распространенное заблуждение: "москвичи пользуются административным ресурсом, их поддерживают региональные чиновники на местах при организации турнира в условном Волгограде". С полной уверенностью, могу сказать, что это домыслы, которые рождаются от неумения или непонимания специфики работы местными организаторами различных любительских лиг. Взнос за участие в которых несопоставимо меньше, чем скажем на однодневный турнир. Проще говоря, команды за полугодовой сезон в любительском чемпионате платят меньше чем за участие в турнире на один день среди корпоративных команд разных городов или стран. Вышеперечисленные в статье организаторы, профессионально занимаются только своим делом (а не как хобби) и стараются обеспечить максимальный сервис, как и полагается, чтобы угодить взыскательным корпоративным клиентам. Таким образом, взносы за участие в одно-двухдневных турнирах по стране варьируются от 30 до 200 тысяч рублей и даже выше. Деньги гигантские для любительских лиг, но все равно небольшие для среднего и, тем более, крупного бизнеса. Нужны мощные навыки продаж в секторе B2B, админ ресурс - вообще роли не играет.