Мостовой: «Скинуть бы лет 20 и сыграть на «Открытие Арене»...»
Легендарный полузащитник впервые посетил музей красно-белых.
В это сложно поверить, но на днях Александру Мостовому исполнилось 50 лет.
«Футболисту от бога, кумиру красно-белых», — такая фраза украсила подарок, который вручил вчера ярчайшему игроку его бывший партнер по команде, а ныне генеральный директор нашего клуба Сергей Родионов.
«Отказываюсь признавать, что мне уже полвека, это кошмар! Но все равно спасибо», — с фирменной широкой улыбкой сказал юбиляр, принимая спартаковскую майку с 50-м номером.
Церемония прошла в клубном музее, где Мостовой оказался впервые. И, пользуясь случаем, директор музея Алексей Матвеев провел для гостя персональную экскурсию. На Мостового произвели сильное впечатление личные вещи и письма Николая Петровича Старостина, медали Алексея Александровича Парамонова, которые он передал в дар музею незадолго до смерти, и многие другие экспонаты.
Но самые яркие эмоции вызвал у Мостового интерактивный стенд, на котором каждый посетитель может выбрать лучший гол в истории «Спартака». Напомним: с 1987 по 1991 год Александр провел провел за «Спартак» 142 матча, забил 48 мячей, дважды стал чемпионом СССР. В подборке из 25 мячей только Мостовой представлен дважды — голами «Металлисту» в 90-м году и «Арарату» в 91-м. Однако Александру, которого в Испании прозвали Царем, этого показалось мало.
— Были ведь еще не менее красивые голы! С десяток точно. И голосуют за меня как-то не очень активно. Приеду еще специально, понажимаю, поправлю статистику! — в шутку пообещал Мостовой после окончания экскурсии по музею и стадиону.
— Сами какой свой мяч за «Спартак» считаете самым эффектным?
— По поводу эффектного не скажу, но самый памятный — пенальти в ворота «Наполи». Это было не так красиво, но очень важно. Ведь мы победили чемпиона Италии во главе с Марадоной.
— Понравился наш клубный музей?
— Я много раз про него слышал, и вот, наконец, побывал. Потрясающе! В пятерку лучших футбольных музеев он точно входит. А я, поверьте, много где побывал. Впечатления сильные. Особенно волнительным был момент, когда меня подвели к стенду со всеми игроками, когда-либо игравшими в красно-белой форме, я ввел свою фамилию, и на экранах появились мои старые фотографии, видео голов в моем исполнении.
— Как вам «Открытие Арена» в целом?
— Я несколько раз работал на этом стадионе в роли комментатора. Но теперь впервые увидел домашнюю раздевалку, вышел к полю. Шикарная арена! Конечно, любой ветеран, когда появляется что-то новое и лучшее (а оно всегда появляется), представляет себя на месте нынешних игроков. И мне хотелось бы поиграть на таком стадионе в красно-белой майке. А еще не отказался бы скинуть лет 20!
— Вы уже в 23 года уехали покорять Европу, но все равно успели стать легендой для спартаковских болельщиков. А ведь когда вы играли за «Красную Пресню», то не хотели принимать приглашение красно-белых. Почему?
— Потому что в «Пресне» меня все устраивало. Мне там доверяли, у меня получалось. И я не понимал, зачем какой-то пацан нужен такому клубу большому клубу, как «Спартак». Не верил, что не стану там лишним. Несколько раз даже сбегал. Тем более я занимался до этого в школе ЦСКА, а болел в детстве за киевское «Динамо».
— Но в итоге все сложилось...
— Да! Я и мечтать не мог, что окажусь в одном автобусе с Дасаевым, Черенковым, Родионовым, а вскоре ничего кроме «Спартака» для меня уже не существовало. Сначала тренером был Бесков, потом Романцев. Часто вспоминают про жесткость Константина Ивановича, но по отношению ко мне он был не таким, всегда старался сказать мне что-то приятное. Видимо, я чем-то отличался от других.
Если бы в те годы у «Спартака» были такие же возможности, как сейчас, я бы никуда не уехал. Играл бы здесь до окончания карьеры! Все-таки тогда за границу уезжали во многом из-за лучших условий. Впрочем, в Испании я потом встречался с такими вещами, которых в Тарасовке нельзя было представить. Приезжаешь, например, на базу, а там для тебя даже кресла нет, чтобы переодеться.
— До Испании у вас был не самый успешный опыт в Португалии и несколько ярких сезонов во Франции.
— Да, в «Страсбурге» я за два года стал одним из лучших игроков в истории клуба — такое дано не каждому. А нашу «Сельту» до сих пор вспоминают — шикарная была команда.
— С таким талантом вы могли бы играть в клубе-гранде?
— Легко! Но в футболе, как и в жизни, не все складывается так, как ты хочешь. На многие вещи я повлиять не мог. Меня приглашали «Реал» и «Ливерпуль», у меня был подписан предварительный контракт с «Ювентусом», который искал десятого номера на место получившего травму Дель Пьеро. Но «Сельта» всякий раз запрашивала большие деньги, да и я не всегда был готов к переезду. И в итоге не сложилось. Я жалею об этом, но что поделать.
При этом где бы я ни играл, всегда оставался спартаковцем. Сегодня многие футболисты, перейдя из одной команды в другую, целуют эмблему нового клуба и так далее. Мне этого не понять. В душе я был, есть и буду только красно-белым. И для меня большая честь быть частью славной истории такого клуба. Удачи «Спартаку»!
Полную видео-версию разговора с Александром Мостовым о его яркой карьере смотрите на нашем сайте в ближайшее время.