13 мин.

Стратегическая ошибка телекомментаторов,которая вредит зрителям!

Преамбула. Начинается матч.Игроки ввели мяч в игру, и только тут комментаторы обрывают свою болтовню о том - о сём в футболе и начинают называть фамилии игроков обеих команд! Игроки в поле уже начали сражение, борются за мяч, а комментаторам не до них : увлечены тем, что должны были сделать ДО начала матча! (А ведь Ионов из "Зенита" забил гол на ...12-ой секунде матча!) Закончив перечисление игроков, комментаторы обратили свой взор на поле и сказали пару слов о действиях игроков на поле.Затем зацепившись за фамилию одного игрока Комментатор начинает рассказ о нём и выкладывает всё, что о нём знает.А в это время проходили бурные события на поле, которые не привлекли внимание комментатора. Наконец, знания об этом игроке иссякли, и комментатор бросает свой взор на поле. Снова пару слов о действии на поле, снова зацепился за игрока-вратаря и начинает рассказ, какие замечательные вратари и игроки были в советское время, а в это время идёт атака на ворота! Но комментатору не до неё! Он ностальгирует… в упоении. Но вот Комментатор случайно бросает взгляд на поле и...:"О,кажется,гол забили! Сейчас посмотрим в повторе,кто это сделал!"А операторы и без его услуги показывают героя крупным планом, его имя на табло, атаку с нескольких камер… Ау, комментатор !Ты опоздал! Телезрители в твоей помощи уже не нуждаются! Вот типичная картинка РАБОТЫ комментатора. Главная беда таких комментарий – это отрыв темы речи комментатора от действия на поле! И это уже, увы, совсем не репортаж со стадиона в прямом смысле этого слова! Репортажем и не пахнет! Заметьте: в книгах все комментарии вынесены или вниз страницы, или вообще - в конец главы или всей книги! Для чего это сделано? Чтобы не прерывать мысль автора! Не нарушать стройность изложения этой мысли! А наши комментаторы спортивных игр стараются главным сделать не действие на поле (проследить футбольную мысль!), а свои рассказы о футболе, выпячивают свой « комментарий» на первый план! «Развлекают» и сами развлекаются в междусобойчиках! Больше того, такой комментатор даже не догадывается, что своим комментарием наносит прямой вред телезрителям в восприятии матча! И, парадокс! чем интересней рассказ комментатора на около-футбольные темы, тем дальше от действия на поле уводит он мысли телезрителей за своей занимательной историей. Телезрители уносятся за мыслью рассказчика и теряют смысл происходящего на поле: глазами они видят, что какие-то фигурки мечутся по полю, а ушами слышат увлекательные футбольные факты и уплывают за событиями рассказа журналиста. Происходит раздвоение восприятия и сознания, но основная масса болельщиков не в силах делать сразу два дела! Одним приходится выключать звук, чтоб речи комментатора не мешали следить за действием, а другим – действие на поле отвлекает от чудесного рассказа комментатора, и они с радостью отключили бы видеокартинку. Вопрос: зачем болельщики сели к монитору, следить за ходом матча или слушать информацию на футбольные темы? Что же мы, болельщики, хотим слышать и видеть ОДНОВРЕМЕННО? И можно ли это совместить?! 1.Надо поменять стратегию комментирования: сменить жанр неряшливо-обзорно-информационный на заинтересованный РЕПОРТАЖ-комментарий с места события и с постоянным сопереживанием с болельщиками за проходящими событиями в поле! Плюс аналитика, но только в Паузах хода матча или поясняя действия игрока! Идёт игра - ВСЁ внимание ей. Ни слова посторонней информации, отвлекающей от действия! И создание атмосферы СОПЕРЕЖИВАНИЯ (интеграции,эмпатии) с болелами. (Нападающий - вот-вот забьёт!Защитник - вот-вот отнимет мяч у соперника!Полузащитник - какой пас чудесный дал нападающему,будет ли гол...) Задача комментатора, в зависимости от степени своего таланта, ВКЛЮЧИТЬ телезрителей в процесс боления, а НЕ РАЗВЛЕКАТЬ тех, кто заскучал от непонимания, что происходит на поле. Возникла пауза в игре (аут, подготовка к пробитию штрафного, оказание помощи травмированному и вынос его на носилках за боковую...) - вот только тут место для около-матчевой информации, но и то в русле данного момента. Мы понимаем, что каждый спортивный тележурналист напичкан огромным количеством информации о футболе, и ему не терпится поделиться ею со слушателями, но делиться своими обширными знаниями надо не во время матча, а совсем в другой программе: информационно-аналитической! А во время матча комментаторы должны "наступить на горло собственной песне", потому что в данном репортаже с матча телезрители ждут от него ПОМОЩИ в понимании того, что ПРОИСХОДИТ на поле ВО ВРЕМЯ игры!. 2.Надо чётко решить для какой аудитории комментатор вещает. Специалисты и опытные болельщики сами знают не меньше информации о футболе, нежели журналисты - им достаточно интершума! Значит, остаются болелы среднего уровня и начинающие болельщики, а порой и впервые севшие с приятелем к экрану.Этой аудитории надо помогать разобраться в перипетиях игры, а не думать, что раз комментатор знает правила и тактику футбола, знает всех игроков пофамильно, то можно об этом умалчивать, считая, что и все телезрители это прекрасно знают !Комментатор должен быть старшим заботливым другом и помощником телезрителям, но не задавакой, который кичится своим статусом в кресле вещателя на миллионы людей и своими прекрасными знаниями о футболе! 3.Итак, в чём же выражается комментаторская помощь? На наш взгляд… 3.1.Техническая помощь. Непрезентабельная, даже примитивная, на первый взгляд, но очень важная! Казалось бы, телезрители в отличие от радиослушателей видят все действия игроков.Но, увы, далеко не всё! Надо помнить, что футбол по телевизору смотрят не только в крупных городах и на огромных мониторах, но миллионы любителей этой игры есть в зонах плохого, некачественного телеприёма, где звук хорошо проходит, а картинка бывает и чёрно-белой, и блеклой, и с двоением, и с прочими искажениями. Поможет таким бедолагам в данных непростых условиях именно репортаж заботливого о них комментатора, близкий к радиорепортажу.А таких - миллион... 3.2. Очень важно, чтоб комментаторы называли фамилии игроков, которые в данный момент владеют мячом! Это не только нужно для телезрителей с плохим изображением на мониторе, но и всем болелам, имеющим небольшой экран монитора. Они видят, что игрок в форме их команды ловко обыграл соперника или дал прекрасный пас, но на дальнем и среднем плане трудно, а порой и невозможно определить, кто именно это сделал. Только опытные болельщики по разным признакам могут без номера определить личность игрока (по причёске, лысине, цвету волос и кожи, бороде и усам, по характерной манере ведения мяча и другим признакам).Простые болельщики и своих-то игроков, а особенно новичков, плохо знают, а игроков соперников - тем более! И такая персоналия важна и для визуального знакомства с игроком, и для определения роли данного игрока в игре и его уровня мастерства самими болельщиками. А то бывает так, что комментатор, увлечённый собственными россказнями и сам в полёте своего воображения пропустивший больше половины действий на поле, в конце матча делает заявление, что такого-то игрока не было заметно на поле! Тогда как именно этот игрок участвовал во всех важных атаках! Так своё субъективное мнение комментатор навешивает несправедливым ярлыком на игрока, позоря его перед миллионами телезрителей. Кстати, надо хорошо помнить комментаторам, что высказывать своё субъективное одобрение кому-нибудь - ещё куда ни шло (если оно логически аргументировано!), а вот отрицательное мнение можно высказывать очень осторожно и обоснованно - только с обязательным доказательством его вины-проступка (например, травмирование соперника или подлый срыв атаки соперника хватанием того за трусы или подножкой!) Разумеется, изредка комментаторы называют фамилии игроков, однако они, видимо, считают, что это "низкий" жанр комментирования и обращаются к нему лишь тогда, когда на время иссякает их запас историй о футболистах или рассуждений о том, какое место займут команды в случае победы.. А новая стратегия предполагает эту помощь сделать СТЕРЖНЕМ всего репортажа ! Именно на этот скелет и нужно наращивать мускулы аналитики и весь комментарий!Кстати,в Англии считалось хорошим тоном, когда комментатор, не навязывая своего мнения, лишь называл фамилии игроков, владеющих мячом или участвующих в игровом эпизоде (фол, сейв и т.п.)! 3.3 .Телезрители видят матч глазами оператора и режиссёра, и задача заботливого комментатора - успевать рассказывать и то, чего не видят телезрители, а остаётся за кадром. Разумеется, опять-таки не в ущерб действию, а в дополнение ему. Так, во время атаки успевать говорить о расположении игроков, не падающих в кадр, которые открываются для приёма мяча, которые уводят за собой защитников, которые идут вторым и третьим эшелоном и т.п. О подготовке замен, о том, что тренер кричит игрокам или напутствует игрока замены, о том, что кричат болельщики и о их баннерах - это тоже интересно, но... только в паузах матча. 3.4. « Комментатор в любом случае знает больше, чем болельщик» - правильно замечает Г.Орлов. Поэтому болельщики и ждут от комментаторов помощи в разъяснении правил футбола, тактики футбола и пояснения тех приёмов, которыми владеют футболисты.Постоянный футбольный ликбез - это важная функция комментатора.Ликбез увеличивает понимание и смысл действий футболистов, а, следовательно, и интерес к игре и увеличение числа болельщиков. Надо объяснить, например, почему свистнул судья. Да не ваша субъективная оценка, прав судья или нет в эпизоде, а дать возможные варианты причины остановки игры - пусть сами болельщики, исходя из этих вариантов и того, что они сами видят, - определяют, судья ошибся или нет! Пояснить то или иное правило, например, сложные случаи офсайда или почему вратарь под носом нападающего отбивает мяч ногой, хотя легче и удобней взять мяч в руки. Пояснять футбольные приёмы обводки и защиты, тактические замыслы игроков.. К сожалению, и эта функция ликбеза раскрывается только частично : в основном все тележурналисты скатываются к простой около футбольной информации, потому как - это …проще(!!), ибо не требует глубокого аналитического ПОНИМАНИЯ футбола . 3.5. Новая стратегия предполагает ускорение темпа репортажа, ибо мяч очень быстро переходит от одного игрока к другому, поэтому привычные рассусоливающие комментаторы уже не смогут справится с динамичным репортажем нового типа.На первый план должны выйти комментаторы-репортёры, легко и быстро ориентирующиеся в искромётной ситуации, плюс помощники-специалисты, то есть, вести репортаж уже вдвоём или втроём с чётким распределением обязанностей: кому называть игроков, кому давать анализ происходящему, кому в паузах сообщать около футбольную информацию. Причём можно попробовать делать одновременно: один называет фамилии игроков с мячом - вполголоса, а другой поясняет действия игрока. Репортаж вести только со стадиона.и требовать для комментирования самые удобно-обзорные места на стадионе, а не ютиться в "ласточкиных гнёздах"!! А рассказчики-информаторы с богатым опытом и знаний должны перейти со стадиона в программы информационно-аналитические и дискуссионные. Это тоже важные и интересные программы для болельщиков, поэтому их надо значительно расширить.Это легко сделать на платных каналах типа "Наш футбол", но и на бесплатных желательно их увеличение, параллельно с "Футболом России".На "Нашем футболе" вообще легко не смешивать в кучу все виды жанров, а сделать так: Репортаж   матча со стадиона  сделать по нашим критериям,повтор матча - информационное комментирование(рассказы об игроках и о футболных событиях), второй повтор матча - аналитическое комментирование,третий повтор - дискуссия с противоположными мнениями. На платных каналах хорошо бы сделать ... оперативную телегазету! 3.6. Высшей формой телерепортажа является умение "зажечь" болельщика, заинтриговать его, чтоб болельщики горели желанием узнать, что дОлжно случиться в матче через секунду. Создание атмосферы детективного романа с закрученным сюжетом! . Репортёр-шоумен (в нашем понятии) должен держать болельщика в постоянном напряжении, в напряжении борьбы одного игрока с соперником: кто кого победит! А эти единоборства возникают в любой точке поля! И не только в момент голевого паса и самого гола! Это стратегия! А тактика зависит от индивидуальности репортёра-шоумена.Это и «перлы» выдавать, и голос заинтересованного болельщика, эмоционально переживающего : кто кого! Что и создаёт напряжение, держит болельщиков в тонусе ожидания микро или макро победы! Не каждый это может сделать, но и не каждый музыкант может быть композитором. Высший класс репортёра- шоумена - это сделать самый, казалось бы, заурядный матч ... интересным! Не возбраняются и экскурсы в сторону исторического или биографического плана, но это вполне уместно и не раздражает только ... в паузах матча, больших паузах и коротких! Ибо если экскурс будет ВО ВРЕМЯ действия, то уровень напряжения боления - моментально упадёт до полного разрушения или …выключения звука телезрителем третьей группы! 3.7.Степень боления у всех болельщиков разная: одним достаточно прочитать в газете счёт и посмотреть таблицу, вторым посмотреть только, как гол забивают, а третьим интересна борьба игроков на каждом участке поля! . Поэтому и требования к комментированию должны быть разные! .Человеку, из второй группы, конечно, скучно смотреть, как "гоняют" мяч в центре поля, поэтому он с удовольствием в это время слушает футбольные истории комментаторов. Но болельщкам из третьей группы нужен репортаж-шоу о борьбе на каждом участке поля! Такого комментария, увы, нет, и этим обездолена половина всех болельщиков.Но как сделать так, чтобы и те и другие группы болельщиков были довольны?!! Было бы идеально, чтобы трансляция матча шла по двум каналам с разными типами комментирования, - тогда каждый болельщик мог бы выбрать то, что ему нравится! Однако, технически это сделать пока (!) невозможно! Но есть частичный выход и сейчас - это когда репортаж ведётся по двум каналам одновременно: по платному («Наш футбол») и по России-2, или по Первому, или по НТВ плюс. Или, на крайний случай, если на одном канале, то один тайм - комментарий идёт по-старому, а другой – целиком по-новому, Мы не осуждаем болел первой и второй группы, ибо такова реальность, просто мы мечтаем, чтоб нашлись комментаторы с новой стратегией ведения репортажа и для третьей группы болельщиков!! И начали … репортировать по-новому! Да –да! Надо ввести и новый термин, чтобы резко отличить два вида репортажа со стадиона: по-старому – это привычное комментирование,смесь жанров - всего понемногу, а по- новому - это вести действительный, реальный репортаж, т.е., РЕПОРТИРОВАТЬ! 3.8.Элементы нового вида репортажа-шоу есть почти у каждого тележурналиста при комментировании, но в очень малых дозах, т.е., они могут, способны, но не придают репортажу никакого внимания, заталкивают его на периферию,презрительно называя это - "гонять мяч", тогда как именно это должно стать ГЛАВНЫМ в вашей работе, а экскурсы в биографии игроков и любая другая информация должны стать ВТОРОСТЕПЕННЫМ делом и озвучиваться только, когда мяч покинул поле. Разрешающий свисток судьи, удар по мячу, и комментаторы должны оборвать свой экскурс на полуслове и приступить к репортажу.Всё внимание - действию на поле! Потому как именно это главное - зачем телезрители третьей группы сели к телевизору! А для зрителей второй группы обрыв истории на полуслове создаёт дополнительную интригу, ибо для них эта история - главнее действия на поле, поэтому они с нетерпением будут ждать паузы в игре, чтобы узнать, а чем же закончилась эта история?! Это как обрыв действия в очередной серии детективного сериала на самом интригующем месте! Когда будут два комментатора, то сделать это будет легко: репортёр – репортирует действие на поле, а тележурналист – «комментирует», ведёт рассказ в игровых паузах. Дорогие наши креативные комментаторы. Если вы способны перестроиться, вжиться в новую стратегию репортажа-шоу с матча, то уважьте ту часть болельщиков, которым интересна борьба соперников на матче в любой точке поля! Мы ни в коем случае не хотим обидеть вас. Но мы хотим, чтобы вы стали нашими …союзниками в футбольном болении!И взяли в свой арсенал всё лучшее от зарубежных комментаторов... -------------------------================  Инициативная группа болельщиков : Владимир Гаврюшов, С-Петербург, Виктор Соколов, Рыбинск, Владислав Замяткин, Абакан, Тимур Голиков, Волгоград, Виталий Веретин, Рязань, Роман Фатеев, Омская обл., Владислав Волков, Москва, Александр Гапонов, Сургут, Кирилл Кулаев, Москва, Дмитрий Прияткин, С-Петербург, Елена Анисимова, Ярославская обл., Михаил Крючков, Московская обл., Владимир Чижов, Ростов-на-Дону, Глеб Савиных, С-Петербург, Алексей Андреев, Иркутск, Диана Батталова, КЗ Кустанай, Олег Прищепа, Луганск, Сергей Лавров, Москва, Денис Конечных, С-Петербург, Егор Борейко, Красноярск, Евгений Митронов, Тюмень, Сергей Лебедев, С-Петербург, Алмаз Жапатов, Актюбинск, Елена Видякина, Липецк, Акмал Набиев, Таджикистан, Максим Романчук, Московская обл., Андрей Кляйм, Омск, Виктор Кляйм, Омск, Андрей Колодецкий, Новая Ладога, Андрей Черепанов, Москва, Владислав Лисак, Украина, Евгений Васильев, С-Петербург, Аида Аяганова, КЗ Петропавловск, Лонгиноз Гургенидзе, Астрахань, Максим Козлов, Новокузнецк, Славик Усенков, Минск, Олег Исаев, Приморский Край, Николай Федосов, С-Петербург, Андрей Хомяков, Пермский край, Дмитрий Джокер, Краснодар, Владимир Иванов, С-Петербург, Елена Ачилова, Симферополь, Гасан Адамов, Махачкала, Егор Сержантов, Тюмень, Светлана Володина, Калужская обл., Анатолий Бондарев, Луганск, Ивкин Николай, Речкалов Александр, Алтухов Алексей (все - Саяногорск), Слепцов Иван, Солодовников Александр (Рязань), Лятипов Фахретдин (Керчь), Муратов Нариман (Ростов-на-Дону), Сергей Скворцов, Челябинская обл., Сергей Сцецевич, Москва, Татьяна Шипицына, Павлодар, Алексей Молодых, Москва, Татьяна Криволапова, Ставрополь, Виктор Плечаков, Луганск, Владимир Вайгачев, Луганск, Герман Воробьёв, С-Петербург, Евгений Николаев, Лахти, Финляндия,Татьяна Селянина ,Вологда,Ольга Козлова,Ярославль, Станислав Кадочников,Тюменьская обл.,Динара Чучина,С-Петербург,Никита,Курская обл.,Ольга Боровикова,С-Петербург, Степан Косован,Черновцы,Украина,Юлия Ермохина,Нижний Новгород,Александр Маркин,Московская обл.,Диана Досмагамбетова,Астана,Сергей Трофимов,С-Петербург,Мария Лепехова,Курган,Глеб Диордияшенко,Кишинёв,Олег Мартыняк,Макеевка,Украина,Стас Трушников,Ростов-на-Дону, Олег Биркле,Москва, Зураб Цулая,Чита,Наталья Лукашевич,Чита,Михаил Назаренко,Архангельская обл.,Валерий Сутулин,Волхов, Алевтина Абакова,Тосно,Александр Ерин,Воронеж,Игорь Абр ,Тула,Олег Шергин ,Нижний Новгород,Ирина Бартелеми,Марсель,Франция,Сергей Дегтярик,Белоруссия,Александр Куликов,Курганская обл.,Андрей Истомин,Тверская обл.,Дмитрий Шостак,Украина,Александр Смесемчев,Челябинск,Юлия Егорова,Омск,Михаил Петросян,Армения,Азамат Сердалин,Акмолинская обл.,Антон Путятин,С-Петербург,Иван Воронов,Петропавловск,Оралбек Сундетбай,Алма-Ата,Олег Южный,Гродно, Никита Сиротенко,Барнаул,Стас Венский,Караганда,Александр Смелов,С-Петербург,Роман Тодоров,Молдова,Сергей Зубков,Тюменская область,Алёна Захарова,Челябинск,Андрей Кагаличенко,Фергана,Татьяна Федотова,Краснодар,Виктор Кузнецов,Псков, Игорь Зосименко ,Московская область, Олег Орехов,Украина, Евгений Лысенко,Киев,Анастасия Лебедева,Раменское,Моск.обл.,Никита Бауэр,Барнаул,Балясникова Алина, Мордовия,Алексей Богданов,Саратов,Татьяна Кузнецова,Рязанская обл., Александр Соколов,Чувашская республика, Роман Сафронов, Петропавловск КЗ ...   ....... Список подписавшихся - открыт! Кто желает присоединиться,в комментарии пишет: подписываюсь,Имя,Фамилия,Регион.

====================================================================== =======================================================================

Когда наберётся побольше подписей,мы пошлём нашу петицию руководителям всех ТВ каналов и каждому телекомментатору в отдельности.А также руководителям клубов,ведь если комментирование улучшится и привлечёт всё новых болельщиков,то и на стадионы увеличится приток болел,хоть и в меньшем числе,чем к телевизору.

То есть,улучшение качества комментирования привлечёт новых болельщиков,особенно мальчишек и девчонок,которые имеют способность взрослеть!.