«Какого черта ты тут делаешь?»
Один из легендарных вратарей клуба «Чарльтон Атлетик» Сэм Бартрэм однажды описал в своей автобиографии удивительнейшую историю об одном эпизоде во время матча «Челси» - «Чарльтон» на стадионе «Стемфорд Бридж» в 1956 году:
«Вскоре после начала матча туман начал сгущаться над воротами «Челси». Густой туман равномерно наступал по направлению к моим воротам. Первым из виду пропал голкипер «Челси» Вик Вудли. Арбитр приостановил игру на время и по прошествии нескольких минут, когда туман начал рассеиваться, арбитр дал сигнал к продолжению матча. Игровое и территориальное преимущество было за нами, и я наблюдал как наши атаковали чужие ворота. Так как наши атаковали, все меньше своих напарников я видел на поле.
Я не только потерял игроков из виду, но и поймал себя на мысли о том, что внезапно все стихло. Стало необычайно тихо». Пожав пару раз плечами, Бартрэм продолжил стоять у своих ворот – не дай бог из-за тумана прилетит снаряд. Прошла минута, вторая. Пять минут - никакой атаки соперников на его ворота.
«Наши конкретно навалились на вражеские ворота!» - промелькнула приятная мысль у Сэма.
«По прошествии долгого времени», продолжает писать Сэм, - «в тумане издалека появилась темная фигура. Эта фигура приближалась прямо ко мне. Это оказался полицейский, который с изумлением посмотрел на меня.
«Какого черта ты тут делаешь? - спросил полицейский и сам же продолжил, - игра вообще-то завершилась пятнадцать минут назад. На поле никого нет. Никого!»
Действительно, по дороге к раздевалке Сэм не встретил ни игроков какой-либо команды, ни зрителей. Когда Сэм спустился в раздевалку, то его партнеры приняв душ, уже одевались и упаковывали свои вещи.
Там он в том числе развенчивает миф о 12 и 13 игроках у Динамо.
«[Василий] Трофимов был заменен на Архангельского. По словам ‘Глазго Геральд’, ‘он ушел с поля, с виду - не более травмированный, чем большинство оставшихся динамовцев’, но Бастин не уверен, что Трофимов с газона действительно ушел. Он утверждает: ‘20 минут второго тайма на поле было 12 русских’. Доказательства? ‘Туман мешал мне видеть все достаточно отчетливо, но когда на другой стороне мяч вбрасывался из аута, чувство было такое – у русских на человека больше’. По мнению [другого гуннера] Бернарда Джоя, Архангельский уже вошел в игру, но ‘Трофимов все еще оставался на поле, хотя уже и уходил, живописно хромая’, так что их совместное пребывание на траве было всего лишь ‘кратковременным’.
«’Дейли Мейл’ предложила простую и правдоподобную версию: ‘Архангельский выбежал на поле, нашел судью и, явно уже испрашивая разрешение на замену, вдруг увидел пролетающий мимо мяч и тут же устремился за ним. В этот момент игрок, которого он должен был заменить, все еще медленно брел с поля’. Не совсем по правилам, конечно, но не такой уж и грандиозный мухлеж. Адью, миф о русской команде из 12 игроков.»
Насчёт Боброва.
«-- «Москвичи» – не совсем верно. В составе команды было два игрока из ленинградского Динамо (Евгений Архангельский и Борис Орешкин), а также другой «чужак», Всеволод Бобров. Когда к концу поездки начались разговоры по этому поводу, присутствие первых двух футболистов оправдывали их принадлежностью к спортобществу Динамо, членом которого до войны был и Бобров. Тот факт, что он теперь играет за ЦДКА, объяснялось его временной мобилизацией в армию по причине войны, после которой он, как утверждалось, вернется в родное Динамо. Никуда он, конечно, не вернулся, но через год проверять это было уже недосуг – наступила «холодная война», и встали темы посерьезнее.»
Ну и партнеры тоже хороши, вратаря забыли
«Перед игрой с «Динамо» один из представителей тренерского штаба «Арсенала», выступил в печати с заявлением, что лондонская команда в том составе, в каком она выступает во внутреннем первенстве, ослаблена, и не сможет добиться успеха в игре против «Динамо». После заявления руководство «Арсенала», по примеру москвичей, приняло решение пригласить на матч против советских футболистов несколько игроков из других английских клубов. Этими игроками стали форварды сборной Англии — Стэнли Мэтьюз (клуб «Сток Сити») и Стэнли Мортенсен (клуб «Блэкпул»), а также вратарь Гарри Браун (клуб «Куинз Парк Рейнджерс»)».