7 мин.

Противное лекарство

 Пара капель нашатыря на стакан воды хороши для протрезвления, нашатырь прочищает мозги и помогает сконцентрироваться. Но, что вкус, что вонь – отвратительны…

 

Как-то нескладно все было с этим матчем – полдня, наверное, пронервничал из-за того, что, как и все прочие, не знал, найдется ли возможность посмотреть игру. Телевидение, теперь уже не газпромовский Плюс, а казенная Россия-2 проявила свои вечные пристрастия, и игру обладателя Кубка вопреки элементарным приличиям проигнорировала. Анонсированная трансляция на сайте Волгаря была под большим вопросом еще с утра, когда интернет отзывался на его вызов сообщением, что сайт отключен. Он и потом, когда восстановился, недолго продержался под напором толп армейских болельщиков. В конце концов, трансляцию, которая почти не обрывалась, удалось найти, но к тому моменту команды уже отыграли минут десять, а опаздывать к началу – для меня плохая примета… Смотреть картинку с одной камеры, да с невыдающимся разрешением – занятие для человека с орлиным зрением, которым я увы, уже похвастать не могу, но все же выдержал до конца, как всегда, до последнего мгновения надеясь на лучшее.

И в Москве нынче некуда деваться от духоты, а уж в южной Астрахани – подавно, а потому наличие у нас в составе африканцев и балканца показалось очень кстати. С первых минут именно эти персонажи оказались на авансцене разыгрывавшегося спектакля. Наличие на поле Секу Олисе и Зорана Тошича обозначило стратегию усиленных действий на флангах, куда по обстоятельствам подтягивались и защитники, и центральные хавы. Впрочем, основным оружием оказались длинные забросы на вингеров, особенно на Секу, но эта затея провалилась полностью – ни толком обработать, ни пробить по воротам, ни отдать точную передачу ему практически так ни разу и не удалось. Никаких особых достижений не числится и за Зораном, который к тому же очень быстро получил травму и покинул поле, а у вышедшего вместо него Цауни не оказалось и половины технических способностей Тошича.

Соперник поначалу вел себя «правильно» - боялся. Оттянув в оборону большие силы, волгари встречали каждого армейца, владеющего мячом, вдвоем-втроем-вчетвером. В один из моментов я увидел редкостную картинку: последняя линия астраханской обороны располагалась очень высоко – метрах в десяти от своей штрафной, а последние защитники армейцев перешли за центральную линию, и вся эта компания в 20 голов паслась на узкой полосе поля, целиком умещаясь в кадр, меньший чем в полполя. В такой толпе мудрено было заниматься финтами и дриблингом, хотя наши технари Вагнер и Думбья и попробовали. Результат был нулевым, поскольку с перенасыщенной обороной бороться можно только скоростью, в первую очередь, быстрой перепасовкой или переводом мяча с одного направления на другое, а вот скорости-то у наших кудесников на этот раз не было. Опять буквально все игроки ждали передачи стоя на прямых ногах Поэтому в дело было пущено другое оружие, потенциально пригодное для штурма «крепости» - раз не помогают кавалерийские атаки, можно попробовать стенобитные орудия. И, хотя двух самых мощных «пушек» - Игнашевича и Хонды – на поле не было, импровизированная тяжелая артиллерия стала действовать недурно. Количество ударов, прилетевших в створ ворот астраханцев, впечатляет. И ведь не скажешь, что эдак «в створ» прикатывались или припрыгивали какие-то слабенькие формальные ударчики – вратарь волгарей метался, как макака за вольером, таская мячи из углов и по центру отбивая мячи разными частями тела. Парень поймал кураж, и, в полном соответствии с этим, ему попёр фарт, и пару раз, скорее, не он отражал удары, а в него отражалось…

Временами и в первом, и во втором тайме давление на ворота хозяев поля было таким, что, казалось, наши не вобьют, так внесут мяч за ленточку. Если бы и этом матче действовало старое правило дворового футбола: три корнера – пенальти, мы бы выиграли с астрономическим счетом. Однако, опять же надо признать, комбинационно у армейцев получалось мало, а стандарты, по большей части, были малоэффективны. Впрочем, именно после углового, поданного Дзагоевым и замкнутого Васей, местный вратарь сотворил свой первый настоящий сэйв, вытащив из девятки.

У меня сложилось впечатление, что хозяева, не получив в свои ворота в первые пять минут, пришли в сознание, и весь остаток матча играли строго так, как их учили, и как они умеют: очень плотно и густо в обороне, достаточно точным и быстрым пасом в атаке. Вот так нас и поймали в первый раз, когда на Акинфеева вышел совершенно один Тузовский, вместо напрашивавшегося удара пошел в обводку и упал. Признаюсь, в этот момент я был совершенно уверен, что сейчас последует красная и пенальти, и, честно говоря, решил, что судья подсуживает нашим, когда увидел горчичник нападающему. Повторов, как известно, не было, и я промучался ночь вопросом – было или не было, пока не посмотрел эпизод в интернете и не убедился, что судья-то прав был! Прыгнул-таки астраханец! У меня после этого эпизода отлегло от сердца, и я решил, что квоту обязательных глупостей в защите наши на этот матч выбрали, и теперь благополучный исход неизбежен. Я ошибался.

Второй тайм был сюжетной копией первого с еще большим числом армейских атак, которые при минимальной удаче должны были закончиться голом, но вот этой малости каждый раз и недоставало… После удара Секу и отскока Думбья уже ногу занес и, наверное, видел мяч в сетке, а свое имя – на табло, да у него прямо из-под носу защитник мяч увел. Хорошими ударами отметились и Дзагоев, и Мамаев, и Брат Вася, да все летело либо мимо, либо продолжались геройства Комарова. Наконец, состоялся момент, когда и этот герой матча уже ничего бы сделать не смог: со штрафного мяч прилетел прямо на лоб Вагнеру, и тот, скидывая мяч, промахнулся мимо абсолютно пустого угла на метр…

Ну, а по таким делам приспела и расплата. Астраханцы, наверное, не менее привычные к местной жаре, чем наши южане, отбивались в тяжкой борьбе, но всех сил не растратили, и при малейшей возможности организовывали затяжное владение мячом, справедливо полагая, что пока мяч у них, ничего плохого мы им сделать не можем. Этой философией игра волгарей, однако, не ограничивалась, и они мастерили довольно разумно построенные атаки, а там…

Писал я в тексте о матче с дублем, что дела в обороне у нас не блестящи, и что даже признаков озабоченности у руководства команды это не вызывает. В ответ получил много страстных замечаний, что все у нас в порядке, президент держит руку на пульсе, те защитники, что есть – орлы, а лучше все равно нету… Что ж, на всякий роток не накинешь платок. Расстались – каждый при своем мнении. И вот матч, первый после перерыва – не тренировочный, а боевой. Игнашевич отсутствовал сразу по двум причинам – дисквалификация и мозоль, а в центре – обычный Вася и резервный Дейвидас. Вот было у нас два центральных защитника – вот оба и каждый налажал по разу во втором тайме. Ошибка Шембераса, который опять пытался в штрафной выполнить пижонский удар внешней стороной стопы и просто выложил мяч на ногу астраханцу, обошлась без катастрофических последствий, потому что форвард грохнул со всей дури в боковую сетку ворот. А вот Брат Вася провалился результативно: на повторе хорошо видно, что сначала он следит за офсайдной линией, приглядывая за «своим» Чочиевым, потом отворачивается в поле, поняв, что находящиеся «вне игры» астраханцы потянулись за линию защиты, и теряет из виду своего подопечного, который синхронно с отступлением своих коллег рванул к воротам и получил мяч в убойной позиции… Гром грянул-таки!

Последующие считанные минуты до конца в очередной раз показали, что организация «последнего и решительного» штурма удается армейцам далеко не каждый раз. Единственное заметное действие – это грубейший и пренекрасивейший удар то ли в голову, то ли в грудь автору мяча Алану Чочиеву от Брата Васи, который, видимо, хорошо понимал, чьих ног дело – гол в наши ворота. Репутация зарабатывается жизнью, а губится в секунды, боюсь, астраханцы будут нехорошо вспоминать нашу классную команду…

Итак, в сухом остатке у нас поражение от команды первой лиги, которая и там далеко не в лидерах. Пренеприятно – ЦСКА команда такого класса, что обязана таких обыгрывать в любом состоянии. Слабым утешением может служить то, что и Зениту, и Спартаку игры с младшими дались нелегко, а, значит, перерыв в игровой практике все-таки сказывается. В списке негатива - и травма Тошича, которому, похоже, еще в Ватутинках немоглось, но решили это игнорировать и «перебороть», и возможные далеко идущие последствия для Брата, которому, если впаяют длительную дисквалификацию, могут распространить ее и на ЧР, хотя теперь учеты в Кубке и отдельные. Неприятный осадочек остался и от нефарта у нашей атаки, не случайно Слуцкий в послематчевом флэш-интервью помянул Суперкубок…

Позитивным может быть только то, что, проглотив этот стакан воды с нашатырем, команда отрезвится от отпускного благодушия и уверенности в своем всемогуществе, сконцентрируется и уже в четверг покажет, как надо расправляться с аутсайдерами. И, может быть, руководство все-таки призадумается над проблемами обороны. Я просто не представляю, какие еще аргументы в пользу этого можно придумать, если даже грубые ляпы в игре против соперника из младшей лиги не их убедили. Между прочим, к вопросу об отсутствии в России качественных защитников - а почему бы не присмотреться к астраханскому центрбеку Владимиру Пономареву, который в борьбе с нашей суперэлитной атакой смотрелся очень браво, ростом обладает гвардейским, возрастом (24 года) вполне перспективен, а к тому же в наших рядах когда-то замечательно играл его тезка и однофамилец. Может быть, это еще одна капелька позитива?

***