Алекс Фергюсон
Посмотрите внимательно на фото сэра Алекса. Мы привыкли в последние годы видеть его в образе улыбающегося доброго дедушки. Однако это именно образ - а не подлинная суть.
Да, Алекс Фергюсон человек исключительно успешный и счастливый. Он не только всю жизнь занимался любимым делом, но и имел к нему явное призвание и отличные способности, достиг очень высокой степени мастерства и блестящих достижений, наконец, стал богат и знаменит. Неудивительно, что у него обычно неплохое душевное состояние, он часто улыбается, выглядит довольным.
Но, повторю, хотя это и нельзя назвать маской или каким-то притворством - однако это не главное в нём.
А вот снимок, которым я иллюстрировал этот текст, в какой-то мере это главное отражает: жёсткое лицо, цепкий, внимательный взгляд.
Нет, этот человек никогда не был ни добродушным, ни даже просто добрым. А был всегда чрезвычайно целеустремлённым, умным, жёстким управленцем и тренером.
Спортивный портал Спортбокс как-то опубликовал материал под названием "Фергюсон унизил меня при всех и загубил карьеру". Это исповедь Джулиано Майораны, футболиста, которого в момент дебюта за "МЮ" (это была эпоха раннего Ферги, конец 80-х гг прошлого века) считали столь же талантливым, как и Райан Гигз. Однако из него ничего не вышло.
В двух словах суть дела такова: Джулиано Майорана был быстрым и техничным парнем, обожал финтить, бить через себя и срывать аплодисменты зрителей. Фергюсон несколько раз просил его этого не делать, так как игрок игнорировал партнёров и часто терял мяч. Однако тот отказался, заявив, что иначе ему скучно играть в футбол, он иначе не умеет. То есть, свои интересы поставил выше командных.
Понятно, Фергюсон не мог ему этого спустить и стал действовать репрессивными методами, рассчитывая, что, если не повлияли слова, то, может, повлияет террор. Как-то после тяжёлого матча (Майорана утверждает, что он играл очень хорошо) Ферги, якобы, сказал: "Молодцы, завтра у всех выходной, а ты, Майорана, будешь бегать, пока не отвалятся яйца". И действительно дал ему - после игры - чудовищные нагрузки.
Понятно, это всё со слов Майораны, который считает, что Фергюсон загубил его карьеру и стремится выставить бывшего тренера в как можно более чёрном свете. Но интересно, что сэр Алекс это, видимо, читал - но не пытался опровергнуть, хотя он известен острой реакцией на обидные для себя и близких к себе людей публикации. И очень многие другие люди, отлично знавшие сэра Алекса (в том числе, футболисты: в частности, Рой Кин и Дэвид Бекхэм), подтверждали, что он, стремясь достичь своих тренерских целей, нередко отличался не только жёсткостью, но и грубостью, и даже жестокостью.
По сути в конфликте с Майораной, разумеется, он был прав. Он стремился сделать из мальчишки настоящего футболиста, играющего на команду. Но тот оказался несгибаемым эгоистом - и сам загубил свою карьеру.
Однако по форме действия Фергюсона (если слова Майораны хотя бы на 50% правда, а, вероятно, так и есть: это правда, но сильно приукрашенная) вызывают оторопь: заставить игрока бегать до изнеможения ПОСЛЕ ИГРЫ! Выразиться в его адрес так грубо при всех. Не очень красиво.
Но для этого человека главным всегда было достижение цели. Любой ценой. В данном случае, он стремился сделать из глупого и эгоистичного, но одарённого юнца - настоящего футболиста. А как достигать цели - ему было неважно.
Цель оправдывает средства - это про него, про сэра Алекса.
Алекс Фергюсон ни разу за всю карьеру не признал себя виновным ни в одном конфликте ни с одним своим игроком. А конфликтов было много, даже очень много. От всех, с кем у него возникли хоть какие-то трения, Фергюсон быстро и без сантиментов избавлялся. Долго терпел он только Роя Кина (с ним у него были сложные отношения изначально), лидера и капитана команды, а, кроме того, говорят, что Фергюсон Кина побаивался.
Знаменитый случай (попавший даже в Вики), когда после игры с "Арсеналом" ("МЮ" проиграл 0 : 2) Фергюсон в раздевалке в бешенстве бросил бутсой в стену, но попал в лицо Дэвиду Бекхэму, стал причиной для расставания с этим игроком. Находившимся в самом расцвете сил. Однако Ферги, не задумываясь, удалил Дэвида из команды, как удаляет стоматолог больной зуб.
Интересно, что Бекхэм - тихий, спокойный и покладистый парень - НИЧЕГО ФЕРГЮСОНУ НЕ ОТВЕТИЛ, хотя ему чуть ли не накладывали швы после выходки тренера. Не помогло и это.
Почти так же - после конфликта - Фергюсон расстался и с Андреем Канчельскисом, хотя потом они помирились и даже подружились.
Очень властолюбивый, деспотичный, стремившийся всех и всё держать в кулаке - и умевший это действительно делать - нет, это не добрый дедушка.
Его вечная широкая улыбка, сияющие глаза (он очень любил свою работу, каждую игру, каждую тренировку, даже тогда любил, когда ещё трудился в "Сент-Миррене" и "Абердине") - во многом, вводят в заблуждение.
Удивительно талантливый и настойчивый, он был из простой семьи, в ранней молодости подрабатывал барменом в пабе и не отличался интеллигентностью, был часто резким и грубым, если дело происходило не в публичном пространстве. Как и все талантливые управленцы, он обладал чувством такта, мог быть и дипломатичным - но, уверенный, что никто не вынесет сор из избы, среди своих, вёл себя нередко совсем иначе.
Говорят, чтобы достичь успеха в спорте, надо быть в душе ребёнком. Судя по Алексу Фергюсону, это именно так. В его психологическом облике всегда - до старости - сохранялось что-то детское. Может быть, это и до сих пор так: я давно его не видел. Ему нравилось играть и выигрывать - и никогда это не надоедало. Это один из секретов его стабильно высокой мотивации: даже в последний год работы.
Он был всегда очень рационален в своих решениях. Но не всегда рационален в своих советах и эмоциях.
Например, именно сэр Алекс посоветовал назначить после себя Дэвида Мойеса, хотя многие тогда предупреждали, что это не тренер уровня "МЮ" - и оказались правы.
Но Фергюсон как шотландец (в этой горной стране клановая структура общества сохранялась до конца XIX века) очень привержен к своим, к землякам. А, может быть, он и понимал, что Мойес слабый тренер, но в глубине души его устраивало, что все увидят его, Фергюсона, значение и незаменимость - именно по контрасту со слабой работой его преемника.
Он никогда не хвастался, не любил говорить о себе. Но это человек бешено самолюбивый, с огромными амбициями - но без явных (как, допустим, у Моуринью) их проявлений. Таким же дико амбициозным, но внешне тихоньким, был, например, Валерий Лобановский.
Как тренер Фергюсон великолепно раскрывал игроков, отлично выстраивал игру и в атаке, и в обороне, прекрасно мотивировал (его "МЮ" всегда славился потрясающими волевыми качествами), но был негибок и не всегда умел подстроиться под соперника. В этом он значительно уступал Моуринью, часто ему из-за этого проигрывал - и потому португальца не шибко любит до сих пор, даром, что Жозе теперь тренирует именно "МЮ".
Правда, Фергюсон не из тех, кто будет словесно публично пикироваться с кем-то. Это мог делать Венгер, Моуринью - но не он. С чувством собственного достоинства у него всегда всё было в порядке, человек он внутренне исключительно сильный, с отличным самообладанием.
Его выходки - вроде бросания бутсой в голову игрока - не результат плохого владения собой: просто он был уверен, что может себе такое позволить. А думал бы иначе - легко бы сдержался.
Но зачем? Он же был тогда уже Царём и Богом "МЮ".
В своём предыдущем тексте я уже писал о том, что в происходящем с командой после его ухода, в значительной мере, виноват он сам. Он прибрал к рукам всю власть, всё делал сам - ушёл, и всё развалилось, потому что держалось только на нём.
Тренерское, профессиональное - и человеческое - разные вещи. И каждого человека нужно понять именно как человека.
Да, Алекс Фергюсон блестящий тренер. Но человек сложный и противоречивый: с явными достоинствами - но и с кричащими недостатками.
Но творческие люди часто бывают такими.
Нам всё-таки повезло, что мы жили на одном отрезке времени с этим замечательным человеком.