5 мин.

Лондонская Параллель

Говорят, что в одну реку нельзя войти дважды, но иногда стоит попытаться – так решило руководство «Челси», пригласив на пост главного тренера такого модного и ново-форматного преемника (он ещё не успел состариться, а у него уже есть преемник) Моуриньо – Андре Виллаша-Боаша.

 

Про то, как этот вундеркинд от тренерского цеха в школьные годы вместо корня из 121 извлекал тактические схемы, пестрила пресса в жаркие весенние дни, а по ТВ одно лишь упоминание об этом побуждало сесть и методично считать ТТД. Виллаш-Боаш – герой для всех тех, кто не представляет своей жизни без футбола, но по нелепой случайности немного косолапит, не попадает по мячу, а его первым и единственным тренером в жизни была стенка дома в собственном дворе. То есть, для большинства из нас. 

Какой-то нездоровый интерес к персоне Боаша по большому счету соткан из параллели к главному футбольному self made man`у Жозе, который эту формулу «из переводчика в главного тренера» возвел чуть ли не в абсолют. Пути разные, но вектор практически тот же. Видимо, у Романа Аркадиевича задвоилось в глазах, и ностальгический порыв  проглотил наживку, не пожалев 15 миллионов, столь явно афишированных «Порту», которые грех было не заплатить.

На этом, к сожалению, а может, и к счастью, параллель с Моуриньо у Виллаша-Боаша, скорее всего, заканчивается. Начинается какая-то своя обособленная реальность, которая, конечно, неоднократно будет отсылать Андре к Жозе, словно заигрывая с ним двумя чемпионствами, но эти параллельные прямые вряд ли пересекутся скоро, если пересекутся вообще.  

Найти баланс в отношениях внутри такой авторитарной структуры как «Челси» не удавалось и куда более опытным специалистам. Моуриньо оказался слишком харизматичен и по-своему крут для того, чтобы в этой игре «я начальник – ты дурак» сыграть роль дурака; Сколари так и не удалось в полной мере перевезти в Англию бразильский футбольный цирк (цирк-то, может, он и перевез, но точно не бразильский), а Анчелотти в своей тактичности переиграл сам себя. Приспособление к ситуации в «синем» Лондоне тоже, как выяснилось, не выход. Тренировать команду, подгоняя задачу под ответ, само по себе непросто, а когда колебания числителя и знаменателя неоднородны, это непросто вдвойне.

 

Есть ощущение, что все в этой истории повторения португальского триумфа поторопились. Сыграли партию раньше, чем того требовала ситуация. Виллаш-Боаш, окрыленный успехом в Лиге Европы, возможно, прорисовал эту параллель слишком явственно, чтобы она стала правдой. Моуриньо, помимо того, что португалец  для команды как отец родной, а для прессы языкастый болванчик, который знает ответы на все вопросы, всегда оказывался там, где нужно. И «Челси» образца 2003 года была идеальной площадкой для шага в мир с приставкой «топ». Амбициозный проект амбициозного человека, который не жалеет денег. Не сказать, что Абрамович жалеет денег сейчас, но определенный эффект новизны футбольный клуб для него, скорее всего, потерял. Партия явно затянулась, а срочные трансферные инъекции не спасают от неминуемого итога. Итога фатальности. Ну, то есть, отсутствие лигочемпионской чашки в глори-рум – это фатальность для РА, сама по себе.  

У команды накопилось слишком много проблем, для решения которых недостаточно просто пригласить молодого и толкового тренера. Но, с какой-то стороны, это безумно притягательно – понаблюдать за тем, как Виллаш-Боаш будет работать в ситуации риска, где недостаточно быть просто молодым и толковым.  

Лэмпс стареет, Дрогба, на удивление, не стареет, чем вгоняет Торреса в ещё большую меланхолию – вот далеко не полный список проблем, которые требуют оперативного решения. А самая главная проблема для Андре – это его возраст. В «Порту» это нисколько не мешало, а скорее даже помогало, но здесь, в ситуации, когда несколько лидеров команды тебе одногодки и видывали побольше твоего, вероятность того, что это сработает в минус, куда выше. Хотя бы чисто потенциально. Нужно очень тонко чувствовать грань между тренером, наставником и, если угодно, другом. Потому что эти компоненты успеха отдельно вполне могут удачно функционировать в коллективе, но совокупно не работать никогда.

 

Плюс ко всему быть «вторым» значит порождать сомнения и сравнения. А как бы в той или иной ситуации поступил великий и ужасный Жозе? А убрал бы, а сделал бы… условностей множество. С Хиддинком их было бы меньше. На порядок. Но Гуус при бесспорных своих талантах, в сущности, играет роль гастарбайтера, который колесит по миру и латает дыры, даруя временное счастье. В шаге от этого он был и в «Челси», но в дело вмешались случай, Андреас Иньеста и ходячий пустой бильярдный шар со свистком. Поэтому свой шанс голландец, по сути, упустил, а предоставлять ему повторный было бы аттракционом невиданной щедрости. По крайней мере, это было бы не так интересно, как нынешний аттракцион лондонской параллели, которая обещает стать главной интригой английского сезона.

Еще больше интересных материалов в 4 номере журнала ASM