Стратегия Академии Пепа Сегуры
Все единогласно твердят, что они обучают игроков по принципу, применяемому в Барселоне, однако никто не знает наверняка, что это за модель и как она реализована.
Благодаря презентации, с которой Сегура выступил на конференции, организованной Catalun INEF и RCD Espanyol, мы имеем возможность познакомиться с некоторыми тонкостями работы тренерского штаба Ливерпуля.
Основная цель Академии подразделяется на две задачи: применение общего стиля игры во всех возрастных группах и подготовка воспитанников к играм за основную команду.
Когда Рафаэль Бенитес назначил Сегуру главой Академии, в Ливерпуле можно было выделить три подразделения, которые работали принципиально отдельно друг от друга:
- Скаутская служба
- Технический персонал
- Отдел спортивной науки (доктора, физиотерапевты, тренеры)
Главной целью было становление единого стиля игры, поэтому все отделы работали в одном направлении.
Тренировочный центр Ливерпуля состоит из четырех больших возрастных групп, основными направлениями которых являются:
1. Первый год - подвижные игры, основы техники
2. Второй год - основы техники, начало тактической работы, начало работы над физической подготовкой
3. Молодежная команда - работа над техникой, тактические занятия, физическая подготовка, развитие психологических навыков
4. Резервы - работы над техникой, тактические занятия, физическая подготовка, развитие психологических навыков
Юноши, обучающиеся во второй группе, принимают участие в чемпионате U-15, третья группа - игроки U-17 и U-18, и четвертая группа состоит из футболистов U-20, а также игроков ближайшего резерва.
Работа в Академии делится на пять основных направлений:
1. Тренировочная база
2. Отбор игроков
3. Тренерская работа
4. Разработка тренировочных программ
5. Управление игроками
По причине недостаточного количества времени Сегура не смог дать детальное описание основных видов деятельности, но вкратце рассказал о нескольких из них.
Тренировочная база
У Ливерпуля в наличии имеется 12 тренировочных лагерей, десять из которых с натуральным покрытием, и 2 - с искусственным. Помимо этого, существует один зал для тренировочных сессий в зимний период. По мнению Сегуры, у команды есть все необходимые условия для эффективного учебного процесса.
Отбор игроков
Это главная задача скаутов. Не забывайте, что в Англии очень строгие законы. Например:
- Игроков младше 14 лет можно подписывать только в том случае, если они проживают не дальше 150 километров от тренировочной базы клуба. Это значит, что Ливерпуль, Манчестер Юнайтед, Сити и Эвертон вынуждены сражаться за молодежь из одного и того же региона.
- Футболист, впервые подписавший контракт с клубом, становится его собственностью. Именно поэтому в данный момент растут цены на доморощенных игроков.
- Матчи U-16 и U-18 проводятся строго по субботам и воскресеньям в 11 утра, поэтому тренеры команд не имеют возможности понаблюдать за соперниками.
Работа в Академии осуществляется в спортивных и экономических интересах еще и потому, что Академия стремится работать с воспитанниками, прививая им определенный игровой стиль.
При отборе игроков клуб руководствуется следующими основными параметрами: наблюдение за футболистом с самого раннего возраста и определение точного момента его присоединения к клубу.
Одновременно решаются следующие вопросы:
1. Что из себя представляет этот футболист
2. Подходит ли он Ливерпулю
3. Усилится ли команда с его помощью
Анализируется 4 фактора:
1. Технический: игра в пас
2. Тактический: действия без мяча
3. Психологический: желание стать профессионалом
4. Физический: скорость, сила и габариты
Структура Академии по возрастным категориям выглядит следующим образом:
От 8 до 11 лет: 3 команды на каждую возрастную группу
От 12 до 14 лет: 2 команды на каждую возрастную группу
Старше 15 лет: по одной команде
За 2 года, на протяжении которых Пеп Сегура являлся техническим директором, по количеству игроков Академия выросла вдвое. При отборе все воспитанники проходят множество физических и технических тестов. Подобные тесты проводятся также и для действующих учащихся несколько раз в году, чтобы можно было сравнить навыки воспитанников и новобранцев.
При выборе игроков каждого возраста Ливерпуль руководствуется следующими приоритетами:
14 лет - местные игроки
16 лет - лучшие 2 английских футболиста и 2 иностранца
18 лет - лучшие английские игроки и/или иностранцы
Программа
"Единая программа - прекрасный способ управления командой. Она является не только лишь критерием для отбора игроков - это наша идея и стиль, которые, непременно, усиливает организацию работы с воспитанниками".
Сегура считает, что недавний успех Испании на европейском и мировом поприще является результатом работы клубных академий, которые вырастили замечательных игроков. Тем не менее, он заявляет, что данная система в последние годы несколько нарушилась, так как очень немногие молодые испанские футболисты получают шанс сыграть за главную команду страны.
Программа работы в Академии "Красных" базируется на схеме 4-2-3-1, которую любил применять Бенитес, хотя многие предпочитают 4-3-3, тогда как классической английской расстановкой является 4-4-2.
Тренировочный режим для разных возрастных групп следующий:
от 8 до 12 лет: 35 недель соревнований - 3 занятия в неделю
от 13 до 15 лет: 35 недель соревнований - 4-5 занятий в неделю
от 16 до 18 лет: 40 недель соревнований - 7-8 занятий в неделю
от 19 до 21 года: 42 недели соревнований - 7-8 занятий в неделю
Типовая тренировка состоит из следующих элементов:
1. Разминка
2. Работа над техникой: игра в пас и открывания
3. Тактика: автоматизация атакующих и оборонительных действий, а также различные ситуации - от выхода 1 на 1, до игры 5 на 5
4. Двусторонка: применение навыков, которые игроки усвоили на тренировке
5. Заминка: упражнения в спортзале, растяжка
Автоматизиция - разбор каждой фазы игры, начиная от движения мяча в зоне защиты, заканчивая заключительным пасом.
"Очень важно уделять внимание каждой мелочи: положение тела, скорость при обработке мяча и ударе, своевременные движения и так далее".
В Академии каждый матч и каждая тренировочная сессия записываются на видео и конспектируются. Кроме того, также записываются реплики тренеров во время занятий. Этот нюанс является предметом исследования университета Ливерпуля, который занимается изучением влияния устного общения во время тренировок, что в итоге дает замечательные результаты: "Мы можем наблюдать не только за игроками, но и за тренерами и исправлять недостатки в их работе. Некоторые, например, уделяют внимание одним и тем же элементам игры, не замечая других, давая замечания одним и тем же игрокам".
Наконец, Пеп Сегура перечислил наиболее важные, на его взгляд, критерии совершенствования тактического взаимодействия команды:
- Каждый должен выполнять одну и ту же работу
- Мы должны унаследовать лучшее из дворового футбола
- Команда должна использовать всю ширину и длину поля
- Мы предпочитаем атакующий футбол
- Молодые футболисты должны понимать сущность расстановки 4-2-3-1
- Атака начинается от владения мячом в защите
- Каждый игрок участвует в развитии атаки
- Упор на креативность: англичане более дисциплинированы и легко выполняют все тренерские установки, но испанцы более креативны, и нам стоит поработать над этим
- Ориентацию на игру сложно привить и футболистам, и тренерам, потому что они ждут указаний.
Получив задание, они усердно трудятся над его исполнением, но у них возникают проблемы, когда требуется самому привнести креативность.