3 мин.

Sub specie aeternitatis (часть первая)

 Железнодорожники могут отмечать сразу несколько дней рождения. В футбольных архивах встречаются разные даты основания клуба: и 1936, и 1935, и 1922, и 1923 годы. Команда же, которую вполне логично считать предшественницей современного «Локомотива», была основана еще в 1910 году. В этом случае железнодорожники могут считаться одним из старейших коллективов России. Споры о дате основания идут давно, и точка не поставлена по сей день. Так, в 2003 году «одни именины» выпали на встречу в квалификации Лиги чемпионов между «Шахтером» и «Локомотивом» в Донецке. Осведомленные украинские журналисты принялись поздравлять тогдашнего рулевого железнодорожников Юрия Семина с 80-летием клуба. Наставник же «Локо» выглядел явно озадаченным.

На сегодня годом создания футбольного клуба принято считать 1936-й. Несколько лет назад бывший президент «Локомотива» Валерий Филатов придерживался такой точки зрения: мол, чем старше будет клуб — тем лучше. Действительно, другие коллективы имеют более ранние даты основания. Например, московское «Динамо» (речь идет именно о спортивном обществе) было создано в 1923 году. «Спартак» — спустя двенадцать лет, в 1935-м. Но при этом официальным годом своего создания спартаковцы считают 1922 год (!). И выходит, что красно-белые на год старше бело-голубых. Вроде бы мелочь, а маленькая победа одержана. Когда в 1936 году появилась футбольная команда «Локомотив», она тоже была сформирована не на пустом месте. В первенствах Москвы, проводимых еще до создания чемпионата СССР, выступали железнодорожные команды КОР и «Казанка». Почему бы тогда не считать их праотцами московского железнодорожного клуба? Принять окончательное решение по этому вопросу могла бы специальная архивная комиссия, которая в состоянии проанализировать все документы тех лет и сделать на их основании верное заключение. Возможно, когда-нибудь это произойдет и официальная дата рождения будет официально принята и всенародно объявлена. А пока посмотрим на то, что более или менее известно.

Действительно, разобраться, как и когда железнодорожники стали играть в футбол, достаточно сложно.  В Москве про игру ногами в мяч узнали в конце позапрошлого века. История гласит, что первая публичная встреча-матч состоялась в 1902 году в сокольниках (тогда этот административный район современной столицы находился еще за пределами города). Спустя три года, в 1905-м, был зарегистрирован первый футбольный клуб — «Сокольнический клуб спорта». Примерно с 1907 года футбол начал бурно развиваться и в Московской области. Это связано с тем, что среди энтузиастов игры было много студентов. Выезжая на летние каникулы на подмосковные дачи, они продолжали играть в футбол, тем самым вовлекая в эту игру местных жителей. Более того, дачники стали соревноваться между собой и даже выезжали на небольшие турниры в соседние дачные местности. Так футбол стал развиваться по железнодорожным направлениям. Очень скоро, уже к 1915 году, практически все железные дороги Московского узла имели свои собственные лиги: Казанская, Александровская, Николаевская, Нижегородская, Ярославская и др. У каждой был собственный устав, что подтверждало серьезный подход к делу. Но получить официальный статус в главной организации того времени — Московской футбольной лиге (просуществовавшей с 1909 по 1922 год) — было почти нереально. В состав МФЛ входили клубы, в которых играли преимущественно состоятельные граждане, вносившие большие вступительные и членские взносы. Все остальные клубы считали «дикими». Однако в 1922 году перемены в жизни молодой советской страны коснулись и спорта. В тот период многие дореволюционные клубы закончили свое существование. Ослабели позиции и Московской футбольной лиги (расформированной к 1923 году). Любопытный факт: одной из последних зарегистрированных МФЛ команд стал Кружок футболистов Казанской дороги. Именно его многие и считают прародителем «Локомотива». Увы, точная дата рождения (кроме года основания 1922) доподлинно неизвестна. «Казанка» создавалась как небольшой кружок любителей футбола, состоящий из рабочих и служащих паровозного депо Москва-пассажирская Казанской железной дороги. Располагалась команда на Красносельском поле (ныне территория административного района Красносельское). А для проведения матчей арендовала поле «Медиков» в Сокольниках. Именно там после принятия в ряды МФЛ «Казанка» проводила свои тренировки и игры в чемпионате Москвы по футболу (точнее, розыгрыше кубков МФЛ). Дебют в этом турнире состоялся осенью 1922 года. «Казанка» стартовала в третьей группе класса «В». Очень скоро ряды футбольного кружка пополнили ведущие игроки других футбольных команд железных дорог Московского узла, желающие играть в сильном коллективе. На зимний период межсезонья «Казанка», по сути, приютила спортсменов-железнодорожников, представляющих и другие виды спорта, что в дальнейшем сильно повлияло на развитие футбольного кружка. К сожалению, итоговые результаты выступлений железнодорожников в первых турнирах неизвестны.

PS: за основу взято приложение еженедельника "Футбол" - "Великие клубы": "Локомотив", выпуск № 9, 2006 год; фото с официального сайта ФК Локомотив: www.fclm.ru