Гвардиола стал тренером в 4-м дивизионе Испании. Ему много помогал Кройфф
Сезон-2007/08, который практически никто не помнит.
Пеп завершил карьеру игрока в Мексике в 2006-м, а уже через семь месяцев стал новым главным тренером «Барселоны Б». Презентация в конце июня получилась тихой и скромной, Гвардиолу еще не воспринимали как тактического гения.
«У меня не было никаких предложений, и никто мне не звонил. Поэтому я благодарен клубу, тренировать «Барсу Б» – привилегия для меня. Я никто как тренер, поэтому и хватаюсь за этот шанс с таким энтузиазмом», – сказал Гвардиола.
По итогам сезона-2006/07 «Барселона Б» вылетела из сегунды Б в терсеру – четвертый дивизион Испании, который делится на 18 региональных лиг по 21-23 команды. По сути, это любительский турнир, где нет нормальных стадионов, а матчи нередко играют на искусственном покрытии. «Терсера – очень и очень сложная лига, – вспоминает бывший ассистент Гвардиолы в «Барсе Б» Доменек Торрен. – Там много ветеранов, а у нас были очень молодые ребята».
Перед командой Хосеп выступил спустя пару дней после презентации. По воспоминаниям игроков, он был готов к неудачам, но требовал максимальной самоотдачи в каждом матче. «Лучше всего помню, как он сказал, что раз мы вылетели, то обязаны заслужить повышение, потому что четвертый дивизион – не уровень «Барсы», – вспоминал экс-капитан команды Марк Вальенте. – Когда пришел Пеп, я уже два года играл в молодежных командах и хотел уйти, но после разговора с ним решил остаться, он убедил меня». Чуть позже Пеп отстранил Вальенте на один матч за то, что тот ушел из тренажерного зала на пять минут раньше положенного.
Перед стартом сезона Гвардиола хотел построить нормальную команду, поэтому работал в том числе и как скаут. Он ездил просматривать игроков, посещал предсезонные матчи будущих конкурентов.
Следующий шаг – расформирование «Барселоны C» (команда играла в сегунде B, третьем дивизионе). Суть:
объединить игроков двух команд;
сократить количество игроков с 50 до 23;
игроки старше 21 года не должны оставаться в «Барсе Б» больше двух лет, после этого периода их либо подтягивали в главную команду, либо выставляли на трансфер;
младшие могли тренироваться с «Барсой Б». Так в команде числился 16-летний Тиаго Алькантара, 18-летний Серджи Бускетс и 19-летний Педро.
Гвардиола запирался в своем кабинете и всего лишь после нескольких тренировок должен был решить, какие 27 футболистов больше не будут играть за «Барсу». При этом Пеп старался смягчить расставание с воспитанниками: искал им новые команды, разговаривал с родителями.
Тогда же Гвардиола помешался на видеоаналитике. Вместе с игроками он изучал соперника до деталей и еще серьезнее разбирал собственные ошибки. Пеп понимал молодежь, поэтому пытался упаковать все главное в короткие аналитические ролики. «Я помню, что видео никогда не длились больше 10 минут, – отмечает экс-игрок «Барсы Б» Гай Асулин. – Он знал, что игроки отключаются через 10 минут, но сам обрабатывал очень много информации. Помню, что он приходил на стадион раньше всех и уходил, когда все уже разъехались. Он серьезно готовил себя к играм, но никогда не заваливал игроком слишком большим потоком информации».
Вне поля действовали жесткие правила – даже для тренеров, которым, например, запрещалось курить на работе. Карлес Бускетс, папа Серджи и тренер вратарей «Барсы Б», между тренировками втайне пробирался на парковку, чтобы затянуться сигаретой. Параллельно Пеп следил за диетой и режимом игроков. По информации биографа Гвардиолы Гильема Балаге, в «Барсе Б» была четкая система запретов и наказаний:
нельзя было пользоваться телефонами на базе и в автобусе;
штраф 120 евро за опоздание на тренировку;
отбой – до 00:00, за нарушение режима штрафовали на 1500 евро, если ловили впервые, во второй раз – на 3000 евро. Если игрок трижды нарушал режим, его выгоняли из команды.
Несмотря на титанический труд и детализированную подготовку, игра пошла не сразу. В первом матче при Гвардиоле «Барса Б» проиграла на маленьком искусственном поле скромной команде «Баньолес». На дебют Гвардиолы в терсере собралось около 2000 зрителей (хотя раньше ходили по 400-500 человек), и все равно снова без победы – скучные нули. Серия без побед никак не прерывалась, и, когда в третьем туре «Барса Б» влетела 0:2 «Манресе», каталонская пресса взорвалась: действительно ли Пеп способен тренировать?
«В понедельник [через день после «Манресе»] я понял, что нужно что-то менять, мы больше не могли так играть. На следующий день я сказал парням: мы будем меняться, потому что эти поля на стадионах слишком малы – восстанавливал хронологию тех дней Гвардиола. – Тогда я осознал, что если мы сможем выигрывать и показывать неплохой футбол на небольшом поле, то же самое я смогу сделать на более высоком уровне с лучшими игроками и на более качественных полях».
После поражения от «Манресе» Пеп позвонил Йохану Кройффу за советом. Неизвестно, о чем они разговаривали, но следом «Барса Б» выдала серию из 8 побед. «В том сезоне мы с Кройффом часто встречались, я звонил ему домой. Обычно беседовали о моих сомнениях, отношениях с игроками в раздевалке, о том, как вести себя в определенных ситуациях, – говорит Гвардиола. – Он помог мне как тренеру – нас связала философия. Еще он помог справляться с давлением со стороны медиа и капризными игроками, с которыми не знаешь что делать».
После трех неудачных игр Пеп пообещал, что будет оплачивать команде ужин в ресторане за каждые 3 победы подряд. С того момента он оплатил пять длинных чеков: «Барса Б» выиграла 16 матчей из оставшихся 22.
Гвардиола свободно экспериментировал: отходил от привычной для «Барселоны» схемы 4-3-3 и периодически использовал 3-4-3, проделывал трюк с ложной девяткой, иногда ставил хавбека Серджи Бускетса на позицию форварда, а за его спиной играли трое партнеров. «Гвардиола дал нам свободу и многого ожидал от нас, но никогда не давил слишком сильно, – отмечает Асулин. – Манера игры была идеальной для нас, потому что мы много владели мячом».
Случались и локальные провалы. 6 декабря 2007 года «Барса Б» играла на выезде с «Масноу» и вела 2:0 в первом тайме, но закончилось все плохо – 2:2. Обычно Гвардиола анализирует матч вместе с командой на следующий день, но тогда он разнес игроков в раздевалке сразу. «Он закрыл дверь и сказал, что большинство из нас не заслужило носить эту футболку, потому что клубные цвета дороги многим людям, а мы не смогли их защитить. Мы были напуганы», – вспоминает один из игроков той «Барсы Б».
Гвардиола был для игроков как близкий родственник, но иногда буйствовал. В октябре 2007-го случилась утечка из раздевалки: кто-то слил его речь перед игроками. Ничего суперважного Пеп не рассказывал, но ставил игрокам в пример детей, которые участвовали в конкурсе Operacion Triunfo (аналог X-Factor). «Он сказал, что детям дается великолепный шанс – возможно, единственный, – и они выкладываются полностью, чтобы использовать эту возможность. И что нам нужно так же относиться к делу, – вспоминает один из игроков. – Когда он узнал о публикации, то взбесился и назвал это предательством партнеров по команде».
Утечка информации показала, что в раздевалке «Барсы Б» не полный порядок. В какой-то момент Гвардиола снова обратился к Кройффу за советом: в составе были два неуправляемых, но очень важных для команды игрока. Они не слушали Пепа и подрывали его авторитет в раздевалке. «Избавляйся от них. Возможно, проиграешь пару матчей, но потом придут победы. Главное – чтобы к тому моменту этих двоих уже не было в команде», – сказал Йохан.
Похоже, подсказка сработала: «Барса Б» провела шикарный сезон, стала чемпионом и поднялась в сегунду Б. Тем временем в главной команде настроение было плохим: она постепенно деградировала и пришла к бестрофейному сезону.
Союзники Лапорты еще по ходу чемпионата рассказывали Пепу о ситуации в большом клубе. Уже в начале ноября 2007-го они впервые заговорили о том, что Гвардиола может сменить Райкарда, если ситуация испортится окончательно. Больше всех возможное назначение Пепа смущало президента Лапорту: он сомневался, что можно доверить такую гигантскую команду тренеру, который еще не работал на топ-уровне. Но вскоре все резко изменилось. «Йохан Кройфф, Чики Бегиристайн, Рафаэль Юст, который был в совете директоров, – все они сказали мне, что Гвардиола готов стать тренером первой команды», – вспоминает Лапорта.
Символично, что о скором назначении Гвардиола узнал в одном из роддомов Барселоны. Это случилось 6 мая 2008 года, в день рождения Валентины, второй дочери Пепа.
Фото: marca.com; Gettyimages.ru/Jasper Juinen (2,3); REUTERS/Albert Gea; EPA/Vostock Photo/Alberto Estevez, Xavier Bertral
Так в жизни и бывает...Здорово, что Пепу выпал такой шанс, и он реализовал его сполна. Показательный пример не только в футболе.
Не понимаю каким нужно было быть мерзавцем, что-бы забрать у Йохана должность почетного президента. Никогда не прощу Росселя за это. Гвардиола - это безусловно его ученик, по этому фактический он не только создал первую Dream Team, но и безусловно повлиял на то, что началась вторая величайшая эпоха в истории Барсы и успехи Пепа.