4 мин.

Попрошайка

Навеяно вот этой новостью.

Все персонажи вымышлены. Любое сходство с реальными людьми является руководством к действию.

Часто даю деньги на улице. Алкашу у метро на пиво. Бабушке на хлеб. Бомжу на еду. Юному неформалу в футболке "Секс Пистолз" - просто так, за Идею и Веру в неё.  

Это последствия бурной молодости. В 16 лет, когда идешь вдоль шоссе где-то в Подмосковье с последним рублем в кармане; когда куришь последнюю сигарету до самого фильтра, потому что других не будет; когда понятия не имеешь, когда и где поешь в следующий раз - всё это очень хорошо запоминается. До сих пор складываю недокуренные сигареты в отдельную коробочку, чем вызываю лютое бешенство у жены. Просто не хочу забывать, что для некоторых пол-сигареты - почти пол-мира и я в любой момент могу оказаться среди этих некоторых.  

Единственное условие - не врать. Не рассказывать тупых историй о потерянном паспорте и сгоревшем доме. О страшных работниках милиции, отнявших кошелек. Про опоздания на поезд и болезнь лютую. Дохнешь с похмелья - так и скажи. Не ел три дня - не скрывай. В самом деле рухнул на дно - не вешай лапшу на уши, лучше на лапшу и попроси.    

Всё потому, что сам был наглым лжецом. У меня был тыл. Латая дырку на кроссовках я знал, что в Петербурге меня ждёт новая обувь. Собирая на улицах Твери мелочь на хлеб я помнил, что дома будут картошка и котлеты. Ночуя в московских сквотах я знал, что позже у меня будут душ и чистое бельё. Добираясь с приятелями автостопом до Крыма, я совсем не боялся будущего. Потому что мог в любую секунду набрать телефонный номер и просто дождаться, когда за мной приедут родители. Родители. Только сейчас начинаю понимать, почему отец так быстро облысел, а лицо матери к сорока годам покрылось глубокими морщинами. Дети - редкостные подонки.  

Конечно, я считал себя бунтарем и очень этим гордился. Просто не понимал, что футболка с Че Геварой - всего лишь продукт фабричного производства и ничего обо мне не говорит. Что любой бунт - это тоже элемент Системы, и покупая нашивку "анархия" на джинсы, я спонсирую всё ту же Систему, против которой якобы борюсь.  

В итоге я струсил. Или повзрослел, кому как удобнее. У меня есть образование, работа, жена, дом, холодильник и машина. Однако именно поэтому я часто даю деньги на улице. Просто верю, что кто-то пойдет дальше меня. Надеюсь, что вот именно у этого парня всё получится. Единственное, о чем прошу в ответ - не врать. Система питается нашим враньем друг другу.  

---------------------------------  

Он подошел ко мне у метро.  

- Здравствуйте, меня зовут Максим Уваров. Я - вице-президент сочинской "Жемчужины".  

Он вычислил меня еще минуту назад. Все попрошайки так делают - просто стоят и смотрят на людей. Вычисляют, у кого можно попросить, а на кого нет смысла тратить время. Главное - не найти в чужих глазах безразличия. Смущенно отвел взгляд - почти готовый спонсор. Не отвел глаз - тоже может дать, потому что любит чувствовать своё превосходство. А вот если словно не заметил тебя - дохлый номер. Впрочем, меня они вычисляют каждый раз, как бы я себя не вел. Жена говорит, что меня нутро выдаёт.  

- Мы - абсолютно частный проект! - гордо заявил Максим, сверая красивой белоснежной улыбкой.   

Да и в целом он выглядел гораздо лучше меня. Дорогой черный пиджак, блестящие лакированные ботинки, прическа по последней моде - на его фоне я в старом потрепанном свитере и с двухдневной небритостью смотрелся распоследним забулдыгой.  

- Будущее - за нами! - тем временем продолжал он. - Отличные перспективы...  

- Ага, тайный "Союз меча и орала"...  

- Что, простите?  

- Да ничего. Книга одна вспомнилась. Чего хотел-то?  

- От Вас - ничего. Мы - абсолютно частный проект, мы сами делаем своё будущее!  

- Кончай заливать уже...  

- Заливать? Да что вы! Ни в коем случае! В "Жемчужине" работают исключительно порядочные люди. Если бы вы только знали, какие большие у нас планы! А наш официальный сайт? Вы его видели? Это же шедевр!..  

Он начал утомлять. Самое главное в работе попрошайки - не пропустить момент, когда спонсор готов дать денег. Чтобы попрошайка отвязался, или действительно из сочувствия - не важно, главное - не перегнуть палку. Уваров свой шанс упустил.  

-... и я уверен, - продолжал он обрабатывать меня, - что именно за частными проектами - будущее. Прошу не за команду, прошу именно за светлое будущее...  

- И сколько просишь?..  

- Сущую ерунду. Для вас эта сумма ничтожна. Копейки...  

Вторая ошибка. Никогда не проси слишком мало - клиент не поверит и "сорвётся". Глядя на его круглую физиономию, на двойной подбородок, на выпадающее из костюма брюхо, я вдруг разозлился.  

- Знаешь что, Максим? Мужайся! Заграница тебе не поможет!  

-----------------------  

В полицейском участке Уваров кипел от возмущения, сверкая фингалом во все стороны.  

- Я ничего не сделал. А он накинулся на меня с кулаками! Ни с того ни с сего! В глаз ударил, пиджак порвал! Он сумасшедший! Сказал, что сам себе на жизнь зарабатывает!  

Сержант усмехнулся и посмотрел на меня.  

- Это правда?  

- Что в глаз ударил?..  

- Нет, что сам зарабатываешь...  

- Ну да...  

- Вот! Я же говорил! - Уваров завопил на грани ультразвука, - он же псих! По нему психушка плачет! Я не удивлюсь, если он и у государства никогда ничего не просил!  

- Неужели не просил? - спросил полицейский.  

- Не просил.  

Сержант прекратил улыбаться и посмотрел на меня с подозрением.  

- Слушай, ты нигде на учёте не состоишь?..  

Я промолчал. Вечером опять объясняться с женой. Не повезло ей с моим нутром.