Эдвин ван дер Сар – «Just not very rock’n’roll»
Если кто-то когда-то решит написать биографию Эдвина ван дер Сара, вратаря «Манчестер Юнайтед», я считаю своим долгом сообщить этому человеку одну проблему, с которой ему придется столкнуться. Сам Ван дер Сар был искренне обеспокоен тем, что его возможный будущий биограф, приятель Яап Виссер, мог долго и безрезультатно искать что-нибудь интересное в его карьере – почти полностью лишенной скандалов, глянца и традиционных футбольных эксцессов. «Я сожалею» – сказал Ван дер Сар – «I’m just not very rock’n’roll».
40-летний вратарь играет свой последний матч в карьере в эту субботу (прим. – статья опубликована 27-го мая) – финал Лиги чемпионов между «Манчестер Юнайтед» и «Барселоной» – после более 20 лет, проведенных в игре. Однако, несмотря на все это, он остается неизвестной и непримечательной фигурой для большинства болельщиков.
Петер Шмейхель, его предшественник в «Манчестер Юнайтед», пугал своих товарищей по команде, кричал на соперников и метался, словно сумасшедший осьминог. Говорят, его боялся даже сам Сэр Алекс Фергюсон.
Джанлуиджи Буффон, великий итальянский вратарь, внешне выглядевший, как стильная телезвезда, после того, как совершает невероятные прыжки, чтобы сделать эффектный сейв, празднует это криками, вскинутыми кулаками и пинками по штангам своих ворот.
В отличие от них спокойная манера игры Ван дер Сара принесла ему прозвище ijskonijn (ледяной кролик). Несмотря на его большой рост, силу и ловкость, он предпочитает играть без суеты. Он, как маршал, как шахматист, рассчитывает все ходы, когда расставляет стенку. Обычно он выставляет ее настолько точно, что соперники не могут нанести прицельный удар по его воротам. В тех же редких случаях, когда удар все же достигает ворот, он всегда находится в нужном месте, чтобы поймать или выбить мяч подальше. С максимальной эффективностью и минимальной зрелищностью.
Гений Ван дер Сара состоит в том, чтобы скрыть факт того – что он гений. Как говорит голландский писатель и любитель вратарских подвигов Крис Кеулеманс: «Ван дер Сар в корне отличается от всех. Он очень сильный, но при этом очень осторожный, серьезный и уважительный по отношению к мячу. Он не агрессивен. Он не атакует мяч, как это делают другие вратари. Он заботится о нем. Его техника чувствительна. Некоторые голкиперы относятся к мячу как к врагу, который пытается проникнуть в их охраняемый сад. Но Ван дер Сар, кажется, приветствует мяч предлагает считать его своим другом, своим союзником».
Кеулеманс сравнивает голландского голкипера – 130 игр за сборную своей страны – с авиадиспетчерами, которые направляют гигантские самолеты, с земли видя их только на радаре. «Не смотря на ту огромную силу ожиданий, что давит на него: игра, стадион, мощь атаки, он действует абсолютно спокойно и ясно читает игру, несмотря ни на что».
Часть мистики Ван дер Сара – а в Нидерландах он считается образцом семьянина, отца и мужа – это то что он действительно приличный, уважаемый и верный семьянин, преданный своим двоим детям и всегда довольный встрече со своими старым друзьями. Когда его жена Аннамари пострадала от инсульта вызванного предположительно кровоизлиянием в мозг, он взял полный перерыв в игре, чтобы ухаживать за ней. Сейчас она уже поправляется.
Однако он не всегда так деликатен как кажется. «У него очень сильные руки» - рассказывает Виссер – «и он использует их, чтобы запугать своих соперников во время предматчевого рукопожатия. Посмотрите внимательно и вы можете увидеть, как его оппоненты морщатся от боли. Это его способ сказать им: «Я Эдвин ван дер Сар, не пытайтесь шутить со мной». Он дает вам руку и давит вам пальцы. Однажды он показал мне, как это делается, и я был вынужден проверить, целы ли мои пальцы после этого».
Тот факт, что Ice Rabbit (ледяной кролик) ведет себя как персонаж Дольфа Лундгрена в фильме Рокки 4 («Ты проиграешь! Я разорву тебя!»), заставляет мою голову слегка кружиться. Конечно. Будучи милой киской, вы не сможете дойти до своего пятого финала Лиги Чемпионов в 40 лет, не выиграете 7 чемпионских титулов и не установите рекорд премьер-лиги, отстояв 1311 минут без пропущенных мячей. Вы не сможете добиться всеобщего уважения в раздевалке «Манчестер Юнайтед» – и Сэр Алекс Фергюсон не скажет о вас, что его самая большая ошибка в карьере тренера состоит в том, что он не подписал вас раньше – для всего этого недостаточно быть просто хорошим парнем.
Тихий паренек из деревни Ворхоут поздно явил миру свой талант. И возможно что если бы Рууд Броринг, тренер молодежной сборной рыбацкого поселка Нордвей, не любил играть в карты, мы бы с вами, никогда бы не услышали об Эдвине ван дер Саре.
В 1989 году Броринг частенько играл в карты с Луи ван Галем, помощником тренера в «Аяксе». Однажды ночью Ван Гал сказал, что ему нужен вратарь и Броринг предложил ему Ван дер Сара. Другие кандидаты на этот пост лучше справлялись с ударами по воротам, но Ван Гал был впечатлен умением гибкого и худощавого подростка читать игру и обращаться с мячом. Он добился подписания Ван дер Сара и начал тщательно готовить его – проводя с ним по две тренировки в день для того, чтобы сделать из него вратаря нового типа.
Эта идея возникла благодаря голландскому тотальному футболу на чемпионате мира 1974 года, когда Йохан Кройф и Ринус Михелс превратили относительно неизвестного вратаря Яна Йонгблуда в дополнительного защитника, который мог выходить вперед, отдаляясь от ворот на 20 метров. Йонгблуд обычно просто бежал на перехват и выбивал мяч в аут. Ван Гал, вскоре назначенный главным тренером «Аякса», хотел внести в эту роль новый, более сложный компонент: он хотел заставить Ван дер Сара играть в манере «чистильщика» – последнего защитника – это было одной из ключевых идей его новой философии высокоскоростного «кружевного футбола» (которая стала помимо прочего, предшественницей текущего стиля «Барселоны»).
Сначала Ван дер Сар был сменщиком основного вратаря «Аякса» того времени Стэнли Мензо, и, нуждаясь в игровой практике, просил отпустить его в «Ден Хааг». Но Ван Гал оставил его. Когда Мензо сделал две ошибки в матче против «Осера», Ван Гал поставил Ван дер Сара в ворота «Аякса». Пока Мензо терял веру в себя, а его карьера шла на спад, Ван дер Сар стал одной из звезд той молодой команды. «Аякс» выиграл Лигу Чемпионов в 1995 году, а он был признан лучшим вратарем Европы. Но золотые времена того «Аякса» быстро прошли, и та команда распалась, однако, несмотря на это Ван дер Сар, остался в Амстердаме до 1999 года.
Победа с Аяксом в Кубке европейских чемпионов 1995 г.
Фергюсон знал, что он собирается уходить и просил президента клуба Мартина Эдвардса подписать именно его в качестве замены Петеру Шмейхелю, который в то время был уже на полпути в «Спортинг». Однако Эдвардс отказал, сказав, что клуб только что купил Роя Кэррола и необходимости в другом вратаре не было.
Ван дер Сар почти подписал контракт с «Ливерпулем», куда Жерар Улье заманил его обещанием построить новую большую команду. Однако, когда голландец посетил «Энфилд», он узнал, что «большая» трансферная кампания «красных» состояла лишь из перехода Сами Хююпии, купленного у маленького голландского клуба «Виллем». После этого Ван дер Сар отказался переходить в «Ливерпуль» и вместо этого перешел – с почти катастрофическими для себя последствиями – в «Старую Сеньору» из Турина. «Ювентус» обещал многое и даже обещал строить игру в голландском стиле. Уже в первой своей игре, Эдвин понял, что этого не будет. Когда он сделал обычный пас в сторону Паоло Монтеро – одного из защитников – тот в панике запустил его в аут и набросился на Ван дер Сара, обвиняя его в том, что он наградил его «мертвым» мячом. Ван дер Сар посмотрел на скамейку запасных в поисках поддержки и увидел там тренера, Карло Анчелотти, который присоединился к ругательствам своего защитника.
«Ювентус», как потом выяснилось, хотел, что бы он забыл все, чему его учили в Голландии и стал играть так, как это принято в Италии – отбивая удары на линии ворот. Его уверенность в себе пошатнулась, а на телевидении начали шутить про него, называя его «человеком с масляными руками». Итальянские СМИ прозвали его Ван-дер-Гол.
Между тем из «Барселоны», которую возглавил Ван Гал, пришла весть, что Луи снова хочет воссоединиться с Эдвином. Однако вратарь поступил неразумно, он решил остаться в Италии и доказать всем тем, кто критиковал его что они не правы. В течение года он посещал терапевта и говорил своему агенту, что он больше сам себе не доверил бы место в воротах. А в 2001 году «Юве» за рекордную сумму подписал Джанлуиджи Буффона из «Пармы», и Ван дер Сару пришлось уйти.
В некотором смысле ему повезло, и он ушел вовремя. За кулисами благополучной команды скрывался прогнивший и завязший в коррупции клуб, хотя он этого и не замечал. Лишь позже, когда был начат ряд судебных дел по систематическому употреблению допинга, об организации договорных матчей и подкупе судей, Эдвин понял, почему директор клуба Лучано Моджи все время проводил за разговорами по двум мобильным телефонам одновременно, старательно прикрывая рукой рот.
Между тем, в Манчестере, Рой Кэрролл был настоящим стихийным бедствиям и «Манкунианцы» были заняты поиском надежного вратаря, но нашли они Энди Горама…
Ван дер Сар же был спасен «Фулхэмом», чей владелец Мохамед аль-Файед обещал превратить в клуб «Манчестер Юнайтед южной Англии». Ван дер Сар не был настолько глуп, чтобы поверить в это, но он согласился присоединиться к лондонцам в обмен на щедрую зарплату. Впоследствии на эти деньги он купит себе красивую виллу в Ричмонде.
Ван Гал, к тому времени тренер голландской сборной, успокоил его: «Не беспокойся, ты поднимешь Кубок мира над головой, и большие клубы снова захотят видеть тебя в своих воротах». Но Голландии не удалось пройти квалификацию на турнир 2002 года. А сам Эдвин застрял на «Крейвен Коттедж» на долгих четыре года.
Клубом, к которому он действительно хотел присоединиться был «Арсенал», не случайно было то, что это был клуб из Лондона. Он и его семья полюбили жизнь в Ричмонде, и у них не было никакого желания покидать столицу. Он всегда старался показывать блестящую игру против «Арсенала», но Арсен Венгер не понял эти намеки, и в 2005 году Алекс Фергюсон, устав от бесконечных поисков потенциальных преемников Шмейхеля, спросил Руда ван Нистелроя, по-прежнему ли в форме и достаточно ли амбициозен его коллега по сборной. «Да» – ответил форвард. Так Эдвин ван дер Сар стал наконец игроком «Манчестер Юнайтед».
Несмотря ни на что он, никогда не переставал работать над собой и смог победить одну свою извечную слабость – пенальти. В 1996 году он уступил в финале Кубка Европы с «Аяксом» в серии послематчевых пенальти, а на Евро-96 в четвертьфинале с Голландией. Он повторил этот печальный опыт в полуфинале Кубка мира 1998 и Евро-2000, в матчах, в которых Голландия должна была выигрывать.
Разительный контраст со своим предшественником в национальной сборной, Хансом ван Брёкеленом, который считался королем пенальти, именно он выиграл Кубок европейских чемпионов для «ПСВ» в серии пенальти и именно отразил пенальти от русских в финале Евро-88. В эфире голландского телевидения Ван дер Сар как-то заметил, что он стремится к тому, чтобы быть похожим на Ван Брёкелена, и стать таким же как он. Брёкелен, узнав про это, предложил ему свою помощь, и они встретились. Брёкелен объяснил Эдвину, что парирование одиннадцатиметровых ударов это не столько вопрос удачи и догадок, сколько вопрос науки. И он взялся обучать Ван дер Сара тонкостям этой науки.
Это сработало. На Евро-2004, Голландия выиграла серию пенальти против Швеции. Ван дер Сар отразил три пенальти в матче Коммьюнити Шилд против «Челси» в 2007 году. В финале Лиги Чемпионов в 2008 году наступил его звездный час, его мгновения славы. Игрокам «Челси» было рекомендовано бить в левый от Эдвина угол, куда он часто бросался в момент удара. Когда же Николя Анелька подошел что бы исполнить очередной пенальти, вратарь указал влево, как будто говоря: «Я знаю, что ты будешь делать». Анелька, чуть поколебавшись, передумал и ударив слабо в другую сторону. Ван дер Сар этот удар парировал.
Финал Лиги Чемпионов 2008 г.
Позднее в тот же год он отомстил Италии, когда в поединке, в котором он был капитаном сборной Голландии, его команда выиграла со счетом 3-0, а Ван дер Сар отстоял на ноль. После матча Джанлуиджи Буффон обнял его и горячо сказал: «Эдвин теперь ты – лучший вратарь в мире». Ван Брёкелен соглашается с ним: «Эдвин абсолютно точно величайший вратарь Голландии всех времен. Он жемчужина целого поколения голкиперов».
Он приближается к своему очередному, но теперь уже последнему матчу, к финалу Лиги чемпионов, он проведет его спокойно, без лишних эмоций. Ван дер Сар анти-яркость не радуется простому пустяку. «Он слишком нормальный» – говорит Ян Малдер, голландский писатель, бывший нападающий «Аякса» и сборной Голландии, а так же футбольный романтик – «Он джентльмен, который ходит с женой в субботу по магазинам в поисках куртки. Мне больше нравилось время, когда вратари должны были быть ... не сумасшедшие, но интересные и красивые, и женщины их обожали».
Сам Эдвин ван дер Сар никогда так не считал. Яап Виссер рассказывает про то, как он однажды сказал голкиперу, что кумиром его детства был русский вратарь Лев Яшин. Виссер вспоминает: «Я сказал, что, когда я был вратарем любительской команды, я всегда мечтал делать такие замечательные сейвы как Лев Яшин, конечно, такие сейвы я не делал ни разу, но я обожал его так сильно, что назвал своего сына его именем – Лев». Эдвин посмотрел на меня, как будто я сошел с ума и спросил: «Вы сумасшедший? Что же на это сказала ваша жена?» Я сказал, что ей понравилось это имя, и привел ее слова: «Ну, хорошо. Я думаю, Лев милое имя». Но когда он уходил я видел, как он потом еще долго качал головой».
Понравились слова Буфона, приятно что про Яшина еще помнят!
Жаль что этот последний матч так плохо для него сложился((
Спасибо!
Но ничего не может поменять то,что Эдвин ВЕЛИКИЙ!
И как же теперь без такого кипера?...