6 мин.

Правила жизни Ольги Смородской в ЦСКА

 

Приказом главкома Сухопутных войск, заместителя министра обороны России Николая Кормильцева новым начальником ЦСКА назначена Ольга Смородская, занявшая эту должность после скоропостижной смерти Николая Нино 1 октября 2002 года.

Я не замечала какого-то враждебного отношения к себе из-за того, что я женщина и не великая спортсменка. Скорее, чувствуется любопытство.

В детстве занималась лыжами у олимпийской чемпионки 1956 года Любови Барановой. В 12 лет выиграла первенство Москвы. Позже переключилась на волейбол, была капитаном сборной МГУ. Так что о спорте знаю не понаслышке. Впрочем, на мой взгляд, для того чтобы работать в этой сфере менеджером, вовсе не обязательно быть большим спортсменом.

В свободную минутку люблю почитать. Но не фантастику с детективами - на них жалко тратить время.

Я люблю легкую атлетику. Это что-то необыкновенное! Вырвалась на три дня в Париж, где проходил чемпионат мира. Лето, жара, пробки - но огромный стадион неизменно был переполнен. Откровенно говоря, и не представляла, что легкая атлетика - настолько красивое, захватывающее зрелище.

Муж называл меня сумасшедшей. А старшая дочка сказала: "Всего от тебя ожидала, но такого..."

Мы живем в такое время, что сама жизнь заставляет менять механизмы управления. Хороший спортсмен не обязательно будет хорошим тренером, и уж тем более хороший тренер редко бывает хорошим менеджером.

Я должна дисциплинировать себя и окружающих. Костюмы глажу вечером, потому что встаю в семь утра, и день расписан по минутам. Когда работала во Внешторгбанке, позволяла себе раз в неделю посещать косметолога.

Я привыкла организовывать свое время, еще будучи ребенком. Я училась в математической спецшколе, занималась спортом, учила язык, при этом закончила музыкальную школу имени Вано Мурадели.

Я очень люблю классическую музыку, особенно оперную. В Новой опере была почти на всех спектаклях.

Школу я окончила с золотой медалью. Вузы - с красным дипломом.

Раньше я была образцовой матерью. Больше повезло старшей дочке, когда она была маленькой: у меня был нормальный рабочий день, выходные. Я могла взять больничный. Забавно, но до рождения младшей, Люси, я искренне считала себя гениальным педагогом. Старшая, Аня, очень способная и разносторонне развитая. Я думала, это благодаря мне.

Я очень редко ругаюсь. Это уж что-то из ряда вон должно произойти. Когда я в бешенстве, наоборот, перехожу на шепот, чтобы себя контролировать.

Я работаю практически без выходных. Единственное, что могу сделать, - поздно ночью погулять с собаками. Я их просто обожаю. После того как наша красавица (пр. – собака) принесла одиннадцать щенков, которых мы всей семьей несколько месяцев вскармливали, весь остальной уход - это ерунда. Мы по очереди дежурили по ночам, чтобы организовать кормление. Я вообще очень пунктуальный человек, поэтому строжайшим образом выполняла все предписания по уходу за малышами. Вряд ли мы решимся на щенков еще раз. Самая главная персона у нас в доме - кот Миша. Ему все служат.

Я никому ничего не доказываю и не соревнуюсь с окружающими. Я - работаю.

Я никогда и никуда не обращаюсь, пока не продумаю всю цепь от начала и до конца. Есть какая-то проблема, выясню, как она решается, кто за нее отвечает, что препятствует ее решению, и только потом уже начинаю над ней работать.

По натуре я – победитель. Если за что-то берусь, я цели достигаю. Другой вопрос – чего это стоит.

Я подход по половому признаку не приветствую. Это наш стереотип, и этот стереотип медленно, но верно преодолевается.

Я не исполнитель. Я топ-менеджер. А топ-менеджеру конкретных задач и сроков исполнения не ставят. Моя цель обеспечить нормальное управление клубом. С одной стороны - прозрачное, с другой - направленное главным образом на развитие спорта высших достижений.

Я иллюзий не питала. Понятно, что был бы ЦСКА прозрачным, благополучным клубом - никто меня сюда не позвал бы. Я столкнулась с клубком разнообразных проблем. Сидела и думала, за какую же ниточку потянуть, где тот локомотив, который сумеет вытащить все остальное.

Решение о моем назначении стало, не побоюсь этого слова, революционным. Я, правда, была в юности капитаном университетской волейбольной команды, но профессионально спортом никогда не занималась. Инициатором выступило Министерство обороны. Они хотели изменить ситуацию в ЦСКА кардинально.

Согласитесь, мужчина не станет кричать на женщину, следовательно, меня надо выслушать, и если я скажу дело, дальше вопросов не возникает.

В ЦСКА я только на полпути, не могу же я это бросить, не добившись своей цели.

Я работала в холдинге "Интеррос", откуда ушла во Внешторгбанк. Была там вице-президентом. Мне предлагали остаться, но в этот момент позвали обратно в "Интеррос". Я предпочла второй вариант. В числе моих обязанностей было кураторство экономического блока ЦСКА. Вот с этого-то и началось мое знакомство с армейским спортклубом.

 Я была помощником Николая Нино по экономическим вопросам и много времени проводила в Министерстве обороны. Обсуждала проблемы арендных договоров, нормализации правовых отношений "большого" ЦСКА с БК ЦСКА, ПФК ЦСКА и ХК ЦСКА.

Я уже не раз повторяла: с радостью поработала бы в хорошей компании не в условиях кризиса. Наладил все сам - и сиди спокойно. Управляй. Добивайся большего процветания - нет же предела совершенству. И не носила бы я тогда эту приставку - "антикризисный". Но такая уж, видно, у меня судьба - постоянно бросают решать какую-то серьезную проблему.

Я стараюсь не пропускать игр баскетболистов ЦСКА в Евролиге. Если время позволит, буду посещать и другие мероприятия. Когда ЦСКА играл с "Партизаном", мне позвонил Сергей Кущенко: "Ну что же вы опаздываете?! Мы сейчас проиграем! Скорее приходите!" Потом раздался звонок и от Александра Яковлевича Гомельского. Ну что делать? Собрала вещи - и бегом в зал.  

Уже давно не пропускаю трансляций с чемпионатов мира по футболу. Люблю хоккей, баскетбол, фигурное катание. И, естественно, водное поло.

Орден Дружбы – самая лучшая оценка не только моей деятельности, но и всего клуба. Ведь армейский спорт сейчас котируется очень высоко. (Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие достижения в развитии экономического и научного потенциала России, за особо плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей, укреплению мира и дружественных отношений между государствами)

У нас работают не просто тренеры - это известные люди, заслуженные тренеры еще со времен СССР, которые вырастили уже не одного чемпиона. Я просто не имею права развалить тренерскую базу - нужно всех заинтересовать. Это моя задача.

Считаю, что клубу и спорту я полезна. Но насколько это востребовано обществом, не знаю. Работы  много, коллектив – громадный, задачи – сложнейшие, затраты мои – и моральные, и физические – колоссальны.

ЦСКА — это особое подразделение нашей армии, а значит, требует к себе особого отношения. Необходимо действовать очень осторожно, чтобы не наломать дров.

Я всегда буду переживать за ЦСКА. Но теперь клуб - это уже прошлое. 20 апреля я провела там последний рабочий день. К этим четырем буквам - ЦСКА - надо относиться с большим пиететом. Любить их и понимать. 

При подготовке материала использованы цитаты из интервью газетам «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», журналу Тайм-аут, интернет-порталу E-xecutive (сообщество спортивных менеджеров) за 2002-2006 гг.