Тихонов: «Что болит? Душа – за команду»
Вчера играющий тренер «Спартака» Андрей Тихонов в разговоре с корреспондентом «Советского спорта» подвел итоги первого круга чемпионата страны.
«НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО БУДЕТ ПРОЩАЛЬНЫЙ МАТЧ»
– Периодически во время различных телепередач у журналистов возникает вопрос: где Андрей Тихонов, он в «Спартаке» игрок или тренер? Если футболист, то почему не выходит на поле? Если тренер, то почему вас нет на скамейке во время матчей?
– Все просто, никаких недомолвок тут быть не может. Я заявлен как футболист, но если не попадаю в заявку, то не имею права смотреть матч со скамейки запасных и иду на трибуну. Дело только в этом.
– Почему бы вас не заявить как помощника главного тренера? Или вы еще рассчитываете выйти на поле в официальном матче?
– Не исключен и такой вариант. Может быть, состоится что-то вроде прощального матча – в рамках чемпионата страны, и эта игра будет на самом деле последней.
– Ситуация, когда смотрите футбол с трибуны, а в перерыве убегаете в раздевалку, чтобы дать игрокам указания, создает неудобство?
– Есть немного. Но раз нужно, значит, нужно.
– Думаю, будь у вас твердое желание переместиться на скамейку, вряд ли вам стали бы перечить. Что вас тянет на поле?
– Понимаете, иди «Спартак» в лидерах – это одно. А так иногда смотрю и думаю, что в каком-то моменте и мог сыграть лучше, сделал бы что-то на пользу команде. Поэтому на поле тянет, конечно.
– Говорят, если футболист после 30 лет просыпается и у него ничего не болит, значит, он мертв. Что у вас болит?
– Душа – за команду. Нет постоянства: некоторые матчи играем плохо, какие-то хорошо. Все дело в нестабильности молодежи, она не может регулярно давать результат. Плюс у нас очень много травмированных, часть игроков разъехались по сборным.
– В смешанной зоне после кубкового матча с «Краснодаром» у вас попросил автограф форвард соперника Спартак Гогниев. Выглядело это трогательно – что почувствовали в этот довольно необычный момент?
– Ничего особенного. Ну, не для себя же он взял, для кого-то, кто попросил.
– Были еще такие случаи, когда автограф просил игрок команды соперника?
– Были. Ничего необычного – если просят, почему не дать? Тем более, повторю, просят-то для друзей и знакомых. Нет проблем, никогда не отказываю.
«КТО ВИНОВАТ? ТРАВМЫ. ЧТО ДЕЛАТЬ? ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ»
– Как бы вы охарактеризовали то, что произошло со «Спартаком» в первом круге? Поставлю вечные вопросы: кто виноват и что делать?
– Виноваты травмы. Их было очень много. Ари и Веллитон, к примеру, пропустили практически всю предсезонку, поэтому по ходу чемпионата раз за разом получали повреждения. Плюс не забывайте о переходах с синтетики на натуральный газон, это тоже сказывается. Травматизм первого круга могу назвать только несчастьем. Мы ни одного матча не провели оптимальным составом, ждать в такой ситуации хороших результатов не приходится. Кроме того, в некоторых встречах, объективно говоря, не добрали очков из-за судейства: с «Томью» известная история случилась, с «Тереком» и «Рубином» нам не поставили пенальти. Если прибавить эти потерянные очки, команда была бы повыше в таблице.
– Что делать?
– Исправляться. Ждем возвращения травмированных, а также защитников Пареху, Рохо и Сухи из своих сборных и надеемся, что во втором круге будет полегче, такого количества травм не случится.
– В чем причина этого травматизма? Не считаете, что овчинка в виде потенциальной победы в Лиге Европы выделки не стоила? Погнавшись за журавлем в Европе, «Спартак» упустил синичку в чемпионате.
– Действительно, ранняя подготовка, форсирование формы, перелеты, частые игры в начале сезона сказались на результате. Потерянных весной очков нам сейчас недостает.
– «Спартак» потенциально отстает от ЦСКА на 13 очков. Даже с учетом того, что играть еще почти 30 туров, этот отрыв кажется несъедобным.
– Сейчас надо думать о том, чтобы травмированные поправились, набрали форму, и мы начали стабильно набирать очки. Будет очень тяжело, но мы играем до конца. Даже для завоевания места в Лиге Европы надо потрудиться. Руки опускать не станем.
– С посещаемостью как у чемпионата в целом, так и у «Спартака» в частности появились серьезные проблемы. Почему на футбол, на «Спартак» стало ходить меньше народу?
– Люди ходят на футбол, когда у любимой команды есть результат, когда она показывает красивую игру. Значит, чего-то из этого нам не хватает.
«ЧЕМПИОНАТ ВЫРОС, ПОСКОЛЬКУ ВОЗРОСЛА КОНКУРЕНЦИЯ»
– Вы не играли в премьер-лиге с 2008-го. Говорят, год от года уровень футбола растет. Согласны с этим?
– Да, в матче с любой командой надо выкладываться. Конкуренция очень высокая.
– Но ЦСКА в этом году выглядит явным лидером.
– Пока да. У них хорошие нападающие, есть стабильность состава, поскольку нет травм. Насколько важна такая стабильность, можно посмотреть на нашем или зенитовском примере. У питерцев тоже были сложности после того, как «вылетала» центральная зона.
– Обычно ветераны говорят: а вот мой «Спартак» по сравнению с этим был лучше. Побрюзжите и вы: чем ваш «Спартак» по сравнению с нынешним лучше?
– От таких мнений никуда не деться. Я тоже могу говорить, но важно понять, что ситуация в мое время была иной. Конкуренция в чемпионате, взять хотя бы ее, «Спартак» шел по накатанной, у нас была стабильность, лучшие игроки, мы раз за разом брали золото.
– Но брюзжание – в плане того, что индивидуальное мастерство, техника в прежние годы были лучше, – кажется мне довольно справедливым. Предлагаю тест – сколько было «двуногих» футболистов в «Спартаке» 90-х и нынешнем?
– Так… Я, Титов, Баранов Вася, Аленичев, Парфенов. Полкоманды минимум.
– А сейчас?
– Сейчас ситуация немножко другая.
– Есть ли в нынешнем «Спартаке» лидеры?
– Ярко выраженного – нет. Но сейчас немножко другое время. Нет такого, чтобы вся команда постоянно собиралась вместе – что называется, за полем. У всех своя жизнь. Говоря о лидерстве, не разделяю то, как игрок ведет себя на поле и как – за его пределами. Если лидер – то везде. Это одно целое. Может человек играть хорошо, а вне поля – мямля. И – наоборот.
– О «вне поля» поговорим – история с Широковым показательна. Роман обеспечил нам, журналистам, отличные гонорары, его твиттер много цитировали и писали об этом, но «Спартак» промолчал. Вернемся к той истории?
– С Ромой знаком, вместе в «Химках» играли. Хороший, открытый парень, говорит то, что думает. Ну, сказал и сказал…
– Вы после его шутки про «хрюшек» не обиделись?
– Нет, потому что в Интернете пишут и не такое.
– Когда делал интервью с Широковым, заговорили о прозвищах фанатов, которые уже сложились. По-моему, есть явный перебор с агрессией – бомжи, свиньи/мясо, кони…
– А что тут сделать? Прозвища-то издавна сложились. Что на них обижаться? «Спартак» всегда был мясом, не вижу тут оскорбления. Болельщики на этом воспитаны. А вот «бомжи» – обидно, на мой взгляд, это оскорбительно. Не знаю, правда, как это воспринимают болельщики «Зенита».
– Алекс ушел из «Спартака», и в принципе видна линия клуба на то, чтобы бразильцев приструнить. Заслужили?
– Вспоминаю игроцкие времена, когда был в «Крыльях». Когда бразильцев много, они немного по-другому и с коллективом себя ведут, и играют. Когда их меньше, то ответственности, наоборот, больше.
– После матча со «Спартаком» игроки «Ростова» говорили, что красно-белые перестали быть командой, которую надо бояться. Есть ли в принципе в России команда, которую соперник, выходя на поле, боится?
– Тут дело вот в чем… Когда я выходил на поле, то никого не боялся, мы исходили только из своей игры. Уверенность в своих силах была такой, что нам Олег Иванович (Романцев. – Прим. ред.) никогда не показывал, как играет соперник. Это сейчас футболистам говорят, как играть, рассказывают о сильных и слабых сторонах соперника, а они иногда не делают до конца то, что им говорят.
«СЕДЬМОЕ МЕСТО – НЕ ДЛЯ «СПАРТАКА»
– Три самые шумные истории первого круга – подозрения в договорняках по ряду матчей, расизм на трибунах и, конечно, скандал с увольнением Красножана из «Локо». Что вы об этом думаете?
– В случае с Красножаном меня удивили само увольнение и то, как это все произошло. Сначала большой шум, а потом – все стихло сразу же. Почему? За что? Вопросы остались без ответа.
– Расизм?
– Нового тут только то, что оскорбили Роберто Карлоса. Улюлюканье-то на многих стадионах было и раньше, а сейчас речь идет о великом футболисте, разница только в этом.
– Что бы сказали тем, кто говорит: бананы с трибун входят в стоимость контракта бразильцев и фрукт надо было просто съесть?
– Сказал бы, что так говорят недалекие люди. Потому что если у бразильца в стоимость контракта входит банан, то узбеку надо бросать плов, а казаху – бешбармак, получается? Как-то это не сильно грамотно. Даже, я бы сказал, сильно неграмотно.
– Договорняки?
– Как они были, так и будут. Пока не создадут спецгруппу, которая получит полномочия по прослушке телефонов, ситуация не изменится.
– Если бы вы были болельщиком, вам бы первый круг понравился?
– Да. Единственное, давит, что ЦСКА отрывается вперед, что обедняет чемпионскую гонку.
– Так догоните.
– Надеюсь на это. Думаю, что армейцам составят конкуренцию не только «Зенит», но и «Динамо», и мы подтянемся, покажем более качественный футбол.
– Седьмое место по итогам первого круга – место «Спартака»?
– Нет, конечно. Повторюсь, мы столкнулись со множеством проблем, включая необходимость жертвовать ради Лиги Европы чемпионатом, как это произошло в матче с «Ростовом» в первом туре. Шли на жертвы, потому что иначе было нельзя.