10 мин.

На свободу с чистой совестью

 Украли у меня чудный заголовок наши! Глядючи на трудовые подвиги команд, которые после первого гола абсолютно ничем увлекательным не могли разродиться, я уже придумал этому перформансу название «Занавес в первом акте», а тут наши вдруг взорвались еще одной голевой миниатюрой, и замысел пошел псу под хвост. Ничего, всегда бы так, а заголовок я другой придумал…

Строго говоря, особенно про матч этот писать нечего, разве что посмаковать два роскошных гола, да порассуждать о значимости стимулов для наших игроков. В лучших традициях последних туров армейцы на стали тянуть с первым голом и прочертили совершенно вертикальную линию – Хонда дал на ход Думбья в обход защитников, а Сейду, не обрабатывая мяча, улучил идеальный момент, когда мяч, стукнувшись о землю, чуть только начал подниматься, и нанес получившийся пушечным удар с полулета.

После этого стало ясно, что либо дополнительные дни отпуска – не такой уж и стимул для наших, либо они абсолютно уверены в своем абсолютном превосходстве. Вспоминая нашу историю, такая суперуверенность – только источник нервотрепки для болельщиков и тренерского штаба, но в данном случае, похоже, были основания… Да, мяч и территориальное преимущество практически полностью оказались в ногах у пермяков, но их игровая, с позволения сказать, деятельность...

Игра амкаровцев напомнила мне времена социалистического хозяйствования: масса всяких телодвижений, все кипит, трудовой героизм и упорство, всякие свершения, а на выходе – нечто неказистое, а то и вовсе пшик. Во всяком случае, в створ ворот попасть за весь матч хозяевам так и не удалось. Все же прорывы пермяков по нашему левому флангу периодически были неприятны – не столько потому, что оттуда исходила какая-то ужасная опасность, а просто – непорядочек. Ни разу за первый тайм пермяки не были в ситуации, когда они смогли бы нанести опасный удар по воротам – все угрозы сводились к передачам, которые, если бы они дошли до цели, могли бы быть опасны.

В свою очередь армейцы после гола свою творческую жилку не перенапрягали, и единственной комбинацией, которая получалась почти безотказно, была перепасовка между защитниками с подключением Акинфеева в качестве ударной силы – многажды он выносил мяч через все поле, по большей части – прямо в руки коллеге Хомутовскому. Лишь раз из этого чуть не получилось что-то похожее на атаку, но это все-таки не наш метод… В середине поля, утыканной шустро бегающими пермяками, не получалось практически ничего, средство-то против такого прессинга известно – скорость, но в нашем экономическом режиме ее не набиралось, а потому заменять ее пытались различными фокусами, смысл которых был сплошь и рядом непонятен самим армейцам. Особенно этим отличался Хонда со своими невероятными, но бесполезными, выкрутасами, попытками сыграть пяткой или так вывернуть себе стопу, как она вообще не выворачивается… До конца тайма лишь раз получилось что-то разумное, когда по краю забросом вывели Секу, тот технично принял мяч на ходу, но весь эффект был испорчен махалой, который развитие атаки пресек.

Отмечу стихийное нововведение в регламенте Премьер-Лиги: уже второй раз вижу, как по жаре  в каждом тайме человеколюбивый судья делает абсолютно незапланированный перерыв на водопой. Думаю, это прогрессивное начинание имеет шанс стать уже вторым изменением в правилах, рожденным в России – вслед за использованием множества мячей.

Второй тайм отличался от первого лишь тем, что армейцы поплотнее встречали хозяев с их атакующими затеями. По-настоящему за тайм (да и весь матч) опасный удар пермякам удалось нанести только раз – под самый конец, но мяч ушел выше перекладины. Собственные усилия армейцев тоже не потрясают воображение – пару раз удачно прикладывался по мячу Тошич, и, когда у меня в голове окончательно выкристаллизовалось название отчета, помянутое в начале, наши расстарались на второй шедевр, получившийся даже лучше первого. Только что сменивший крайне этим недовольного Хонду Дзагоев получил мяч из глубины, прошел от центральной линии вперед, показал выход прямо на ворота и стянул на себя двоих защитников Амкара, полностью освободив коридор для Думбья. Вот туда, в пустоту, Алан и отдал своевременную и удобную передачу, так что Сейду успел еще подумать, как он будет забивать, эстетски подцепил мяч стопой и перебросил вратаря. Отчаянный полет и тщетная попытка Федорива выбить мяч с воздуха добавили сцене комизма (трагизма, в зависимости от клубных пристрастий).

Так или иначе, но армейцы в этой игре добились всех поставленных целей: и ушли на перерыв, не потеряв созданного очкового задела, и дополнительные выходные заработали, и все это – при минимальном расходе творческой энергии. Так ли это хорошо для будущего, и не распустятся ли наши герои в удлиненном отпуске?

Да, Леонид Слуцкий, вследствие своей конституции и сложившейся репутации «чересчур интеллигентного» уже никогда не приобретет имиджа Стального Сперматозоида, который заслужил Жозе Моуриньо, всех оплодотворяющего, раздражающего и возбуждающего. В нем все так же при первом же случае будут сомневаться, хотя объективных оснований для этого нет. Если оглянуться назад, то надо признать, что сразу же в 2011 году восстановить игру, которая так всех вдохновила осенью 2010-го ему не удалось. Тому было множество причин, объективных и субъективных, но факт налицо: и на европейской арене, и в первых матчах российского календаря команда испытывала затруднения, в первую очередь, в самом своем выигрышном компоненте – атаке. Команда восстанавливала уровень постепенно, но верно, со срывами, но без длительных "ям". Атака улучшилась с восстановлением Вагнера в качестве активной боевой единицы, излечением Думбья от мелких болячек и, по моему глубокому убеждению, с повышением температуры окружающей среды и, соответственно, качества полей, от которого игра техничных форвардов зависит иногда не меньше, чем от своевременного паса. Как лечили Сейду, наверное, не тайна, а вот как сумели Вагнеру восстановить душевное равновесие – большой-большой секрет тренерской компании, но, главное, успех был достигнут. Нельзя не отметить, что, войдя в форму, оба наших форварда явно стали получать удовольствие от взаимодействия друг с другом, а это, в свою очередь, по принципу положительной обратной связи, дополнительно повысило качество их игры.

Неменьшие проблемы встретились и с полузащитой, причем опять-таки, в первую очередь, чисто психологического свойства. Отчетливо хандрили и Хонда, и Дзагоев, что особенно неприятно – игроки очень близкого амплуа, которые при случае должны были друг друга подменять и страховать. Так или иначе, в рабочее состояние были приведены оба, хотя во втором случае реакция протекала со взрывом. Как раз последний матч послужил удачной иллюстрацией того, что оба парня более или менее пришли в себя, поскольку именно они отдали по красивой голевой передаче.

ЛВС сумел варьировать структуру игры и справился с повальным падежом то фланговых, то центральных хавов. Не было бы счастья, да несчастье помогло, и наряду со стандартной для прошлого сезона игрой с выраженными крайними, в арсенале команды появился «ромб», который пробовали без успеха год назад. Пожалуй, принципиальным отличием работы Слуцкого от успешнейшей и уже неизгладимой из истории ЦСКА деятельности Газзаева является вот эта вариативность и безбоязненность смены игровых моделей даже по ходу одного матча. Меня в свое время поражало, что и на топ-конкурента, и на аутсайдера Газзаев выводил один и тот же состав, одну и ту же модель, как будто боялся что-то в ней тронуть – вдруг потом игроки не сумеют восстановить затверженное… В результате слуцких экспериментов, пусть и не сразу, творческий диапазон команды увеличился. Притча во языцех – игра обороны – сама по себе не улучшилась, но с улучшением качества игры в центре и впереди просто на нее снизилась нагрузка, что и привело к заметному уменьшению явного брака и, в конце концов, вылилась в ряд сухих побед.

Можно считать, что команда сама втянулась в чемпионат, добрала форму и заиграла, но справедливее признать, что и без главного тренера тут не обошлось, пусть он и не Стальной Сперматозоид. Очевидно, что команде нужно пополнение – с травмой Нецида первоочередное усиление требуется в атаку, чтобы иметь хоть какой-то резерв, проблема опорника оборонительного плана тоже остается на повестке, как и необходимость укрепить и освежить защиту, но игра у армейцев уже никуда деться не должна. А она потребуется, потому что конкуренты не дремлют…

***

Правда, число этих самых конкурентов неожиданным образом уменьшилось. Локомотив, который в руках Красножана было повеселел и заиграл, перешел в крутое пике. Удивительное дело, как от легкого движения команда превращается… превращается команда… в собственные руины. Совершенно не понимаю причин и механики устранения паровозного главного тренера, но сделано это было по древнему подлому сценарию – вина не доказана , но, как писали в старину, «оставлен в подозрении». Ни оправдаться, ни возразить…

Я смотрю футбол уже очень много лет, но, убей бог, если я увидел в игре Локомотива с Анжи какие-то признаки нечестной игры, так что могу полагать, что наказание было несправедливым, и по последним матчам совершенно очевидно, что команда этим морально уничтожена, и никакие Маминовы ее в два счета не восстановят.

Можно считать выбывшим из борьбы и Спартак, которой пострадал от непрофессионализма своего двуединого руководителя и был добит эпидемией травм и отъездов. Выскажу, может быть, парадоксальную мысль, но именно сейчас, возможно, настал момент, когда этот клуб начинет движение наверх – дух превосходства над всеми выветрился из голов даже самых памятливых и упертых спартаковских фанатиков, и даже они уже поняли, что мановением руки, заменой тренера, суперпокупкой уже не вернуть в одночасье былого величия, и вот теперь этот застарелый психоз уже не будет мешать планомерному строительству новой команды. Если, конечно, найдется квалифицированный строитель. А пока Спартак занимает место, соответствующее его составу, тренерской концепции и игре и до весны вряд ли радикально изменится.

Казанцы, прокламировавшие перемену стиля, остаются теми, кем и были – командой Бердыева. Прошу прощения за неделикатное сравнение, но его "барселоноподобная игра" смахивает на исполнение «Умирающего лебедя» Сен-Санса Отдельным показательным оркестром Президентского полка со всей его медью и барабанами. Впрочем, и такие странные гибриды иногда оказываются жизнеспособными некоторое время. Последняя неудача в игре с Кубанью не должна дезориентировать – с этими «орлами гнезда Петреску» и мы намучились, а вот эти казанские конкуренты Гвардьолы и Месси по зернышку клевать будут, но своего не упустят. Сверхусиления здесь ждать не приходится, иначе не продавали бы они того, что было, ничего не приобретя взамен, однако, считаться с Рубином нужно до самого конца.

Основной конкурент – Зенит – в последнем перед перерывом туре, в ситуации аналогичной армейской, но более благоприятной по причине своего поля, с задачей взять три очка в экономичном режиме не справился, имея за матч полтора опасных момента. Вообще, игра питерских как-то посерела и затупилась по сравнению с прошлым годом, и титуловавшийся, наконец-то, итальянский тренер новых игровых ходов и мотиваций не нашел. Можно, однако, быть уверенным, что на усиление своего детища Газпром деньги как-нибудь сыщет. Вот и первая ласточка – Кришито – уже объявился… Зенит, несомненно, был, есть и будет нашим опаснейшим соперником и никакой очковый отрыв, даже и по весне, не будет гарантией.

Ряды конкурентов не только усыхают – в них есть и прибавление. При всем уважении к мошне г-на Керимова и харизме Роберто Карлоса я бы все-таки не стал считать актуальной борьбу Анжи за место на пьедестале – степень зрелости команды ясно продемонстрирована как раз в матче с армейцами. Кубань – это тоже пока «команда для выгрызания очечка» у лидеров, а вот Динамо… Извечный соперник и злейший враг, бог знает как считающийся в союзниках у армейских фанов, после многих лет пребывания в запустении поднял голову. Вот здесь понятно, что замена тренера сыграла положительную роль, вероятно, в связи с какими-то внутрикомандными конфликтами, которые с уходом Божовича рассосались. Не верится, что дело в тренерском гении Силкина, который разом перевернул представления игроков о футболе и сказал какое-то волшебное слово. Что он сделал, так это поставил в состав Воронина на наиболее ему подходящее место, а уж тот его отблагодарил.

На сегодня Динамо – единственная команда, конкурирующая с армейцами в яркости игры. Агрессивный видящий поле Воронин, активный здоровенный Кураньи, подвижные Самедов и Семшов если и уступают армейской атаке, то немного, да вот с физическим ресурсом неясно – все-таки динамовские премьеры армейских существенно старше, и на сколько их хватит – вопрос. Сейчас динамовские старики смогут перевести дыхание и будут в начале второго круга не менее опасны, чем в последних матчах, а дальше… Дальше посмотрим, насколько динамовцы смогут сбалансировать игру (это уже Силкин и никто другой) и затушевать слабости в обороне, особенно ненадежного Шунина.

А пока все игроки отправились расслабляться и впервые в истории российского футбола отгуливать летний отпуск, тренеры – действующие, снятые, накануне снятия и накануне назначения – обдумывать свое будущее, а скауты – уламывать потенциальную добычу и их агентов. Наши отправились по всем этим делам с чистой совестью.

Источник - YBS