10 мин.

Павел Нехайчик: мы играли не за себя, а за тренера

Немалый вклад в историческое достижение молодежной сборной Беларуси внес полузащитник нашей команды Павел Нехайчик:

— Как настроение?

— Все отлично. Все-таки после длительного отсутствия мы снова дома, в кругу родных и знакомых.

— Какие чувства испытываешь после всего того, что молодежная сборная Беларуси совершила?

— Исключительно светлые. Мы горды за то, что смогли подарить немного счастья нашему народу, который сейчас переживает непростые времена. Мы рады, что своей игрой помогли ему немного отвлечься от серых, повседневных будней.

— На твой взгляд, какой матч был самым трудным на турнире?

— Тяжелый вопрос. Рискну назвать таким последний поединок со сборной Чехии. И дело вовсе не в том, что это была судьбоносная игра, решавшая судьбу третьей путевки на лондонскую Олимпиаду. После того как в полуфинале испанцы преподали нам урок, было тяжело психологически восстановиться, собрать силы и эмоции на еще один поединок.

— В чем же состоял этот урок от сборной Испании?

— Все прекрасно знают, в каких клубах играют футболисты этой команды. Более того они в целом моложе нас. Если наша сборная состоит в основном из футболистов 1988 года рождения и дополнена ребятами 1989 и 1990 годов, то у них костяк составляют игроки 1990 и 1991 годов рождения. После таких игр всерьез задумываешься: что умеешь ты, а что они.

— Путевку на Олимпиаду вы завоевывали вместе, а, согласно регламенту олимпийского турнира, в Лондон могут отправиться лишь ребята не старше 1989 года рождения плюс трое футболистов любого другого возраста. Не обидно?

— Нет, за это не обидно. Такова спортивная карьера. Кому-то повезло больше из-за того, что родились годом позже. Нам, ребятам 1988 года рождения, приятно уже из-за того, что именно наш возраст, наш созыв добился для сборной Беларуси права выступать на Олимпиаде, чего в истории нашей страны еще не было.

— Бронзовая медаль тяжелая?

— Обыкновенная. Как и все. И все же приятно на нее посмотреть. Бронза чемпионата Европы — это ведь тоже достижение. Согласитесь, попасть в тройку лучших команд такого конкурентоспособного континента, как Европа, еще надо постараться, и не каждому это дано.

— Перед стартом чемпионата Европы у тебя была травма. В результате матч с исландцами пропустил, восстанавливался уже через игры — по ходу турнира. Успел ли к его концу набрать форму?

— Увы, мне еще далеко до того уровня игры, который у меня был в мае. Трехнедельный простой, несомненно, дал о себе знать и не позволил показать все, на что способен.

— Как отметили выигранную путевку на Олимпиаду?

— В тесном кругу партнеров и тренеров. Посидели немножко, пообщались за праздничным ужином.

— Есть ли у вас силы, чтобы с ходу вернуться в клубный футбол или нужно время, чтобы придти в себя после невероятно сложного турнира?

— Эмоций было потрачено много, и восстанавливаются они нелегко. Это сущая правда. Но мы игроки своих клубов, возвращаемся в их расположения. А тут уж хочешь того или нет, должен перестраиваться на другую волну. Не поверите, но я еще до сих пор не осознал масштаба того, что мы совершили. Поэтому трудностей по возвращению в клубный футбол, по идее, возникнуть не должно.

— Какие чувства испытывали ты и партнеры, когда исландцы, обыграв датчан с нужным нам перевесом, буквально втолкнули сборную Беларуси в полуфинал?

— Признаться, мы оказались в неоднозначной ситуации. Пережили специфические эмоции. С одной стороны, было колоссальное расстройство, что проиграли швейцарцам. Причем мы уступили по делу. С другой стороны, несмотря на такое поражение, мы оказались в полуфинале. Получалось, радовались своему поражению. В такой щекотливой ситуации я прежде не оказывался.

— А как же матч последнего тура чемпионата Беларуси-2006 в Солигорске против "Шахтера", когда вы проиграли хозяевам, но ваше золото уберегло брестское "Динамо", не позволившее себя обыграть минским одноклубникам?

— Во-первых, в том матче я не играл — был лишь в запасе, хотя вместе со всеми ребятами переживал сначала неудачу, а потом радовался со всеми, когда пришли приятные новости из Бреста. Во-вторых, клубный футбол это одно, а игры сборной — совсем другое.

— Сборная Беларуси вашего созыва, в отличие от двух других наших команд, выступавших в финале чемпионата Европы, не могла похвастаться звездными игроками. Однако смогла выступить гораздо лучше своих предшественниц. В чем секрет вашей команды?

— Думаю, двух мнений быть не может — мы сильны коллективом. И еще. Мы не играли каждый за себя, а играли за своего тренера — за Георгия Петровича. И это принесло свои плоды.

Форварду Максиму Скавышу отводилась важная роль в игре молодежной сборной Беларуси в Дании во время финала чемпионата Европы:

— Когда пришло четкое осознание того, что ваша команда совершила?

— А этого осознания еще нет до сих пор. Есть какие-то отрывки. Но пока все напоминает сон. Присутствует некая ранее не встречавшаяся радость. Вижу, как нашему успеху радуются родители, родственники, друзья, просто знакомые. И все же иной раз хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться в реальности произошедшего. А так, конечно, мы сделали большое дело. Вдвойне приятно, что до нас в Беларуси это не удавалось никому. Мы стали своего рода первопроходцами. Полагаю, до конца поймем, что мы сделали, когда поедем в следующем году на Олимпиаду.

— Наверняка, есть и огорчение из-за того, что не все, кто боролся за путевку в Лондон, в виду возрастных ограничений смогут туда отправиться?

— Сложно сказать. Жаль, конечно, что уже не будет в полном составе той команды, которая пробилась из квалификационного раунда в плей-офф, которая нокаутировала итальянцев, которая пробилась в полуфинал и выиграла заветный билет на Олимпиаду. Возможно, кто-то огорчится из-за того, что не попадет в Лондон. Но, думаю, большинство ребят, а может быть и все, будут горды своим достижением и тем, что подарили людям праздник. Поверьте, это не так уж и мало.

— Твой гол в ворота исландцев, как показало потом время, решил судьбу полуфинальной путевки. Есть повод для личной гордости…

— Да что вы! С таким же успехом можно выделять голы Андрея Воронкова и Димы Баги. Все голы были нужные и чрезвычайно важные. Не будь хотя бы одного из них, не видать нам третьего места и зеленого света на Олимпиаду.

— Знаю, что ваша сборная присутствовала на матче Чехия — Англия. Победа англичан, независимо от ваших оставшихся игр, бронировала за вами место на Олимпийских играх. Какие чувства вы испытывали, когда в конце игры англичане открыли счет, но победу не удержали?

— Когда сборная Англии забила гол, была буря восторга. Но чехи были не лыком шитыми. Они, даже оказавшись в таком сложном положении, с честью из него вышли. Было досадно. Казалось, вот она Олимпиада — перед носом. Однако все понимали, что у нас есть еще шансы и что надо ими воспользоваться. Теперь все зависело от нас. Хотя еще долго эта игра не оставляла нас в покое и заставляла возвращаться к ней снова и снова. Во всяком случае с Димой Багой, с которым я делил номер, мы долго обсуждали этот матч.

— Не ошибусь, наверное, если скажу, что самый сильный удар вы получили в полуфинале, когда, казалось, уже доведете матч до победы, но испанцы сравняли счет на 89-й минуте?

— Да. Это был сильнейший удар по психологии, настоящее испытание коллектива на прочность. И уж не вспомню, встречалось ли в моей жизни что-нибудь более досадное. Да, испанцы в целом выглядели сильнее нас, были более достойны победы. Но ведь до 89-й минуты мы выигрывали. Такое ведь тоже не каждому удается. Через годик содержание матча забылось бы, а вот его результат остался бы навечно. Но мы, как видите, не раскисли. Огромную поддержку нам оказали родные и друзья, которые всячески старались вывести нас из ступора. Да и мы сами старались помогать друг другу.

— Мечтал ли ты когда-либо сыграть на Олимпиаде?

— Только в детстве, когда смотрел по телевидению репортажи с главных стартов четырехлетия.

— Какие отличительные черты вашей сборной?

— Состав нашей команды не был изобилован звездами. Но наш коллектив выгодно отличался сплоченностью: тренеры всегда были готовы постоять за игроков, а игроки — за тренеров. Мы сильны духи. Не секрет, многим командам мы уступали в технике, может быть и в тактике. Но следование девизу: "Один за всех, и все за одного" не раз выручало нас в критические моменты.

В рядах белорусской "молодежки", блеснувшей на чемпионате Европы в Дании, был и полузащитник Михаил Гордейчук:

 — Миша, прими поздравления с завоеванием бронзы EURO и путевки на Олимпиаду в Лондоне! Как твои впечатления от турнира?

— Нормальные. Удручает только то, что принять в нем участие из-за травмы так и не смог. Все первенство Европы просидел на лавке.

— Тяжело было со стороны смотреть, как играют партнеры?

— Конечно! Очень сильно переживал за ребят, болел за команду. Но думаю, что играть — все равно тяжелее, чем смотреть.

— Возможно, в связи с незадействованностью в поединках у тебя было больше сил на осмотр достопримечательностей?

— Нет, особого времени и сил не было. Ведь я все равно тренировался с командой, жил с ней в одном ритме. Никуда не ходил. Так что не могу сказать, что Дания произвела какое-то особенное впечатление. Европа есть Европа.

— Как сейчас твое здоровье?

— К сожалению, в стане молодежной сборной получил еще одно повреждение. Дернул голеностоп с другой стороны. Теперь опять предстоит лечиться.  

Очередным вернувшимся из Дании собеседником корреспондента пресс-службы ФК БАТЭ стал полузащитник Дмитрий Бага:

— Впечатления от чемпионата самые яркие. Он, как и ожидалось, оказался очень высокого уровня как с соревновательной точки зрения, так и в плане организации. Отличные тренировочные поля, гостиницы и все остальное. Хорошие команды, укомплектованные квалифицированными футболистами. Принять участие в таком турнире было и приятно, и престижно, и полезно. С другой стороны, пришлось тяжеловато физически и в первую очередь психологически. Каждый матч имел важнейшее значение, нельзя было расслабиться ни на минуту. Плюс долгое время находились вдалеке от родных и близких.

— Как же проводили свободное время?

— Жили за городом, где ничего не отвлекало от подготовки к матчам. Могли ходить в близлежащий магазинчик, отправиться в пешую прогулку, сидеть в Интернете, поиграть в настольный теннис или просто отсыпаться. Однажды съездили на экскурсию в Орхус.

— Финальный свисток в "бронзовом" поединке с Чехией — самый значимый момент в твоей карьере на сегодня?

— Думаю, да. На поле радовался от души, а в автобусе, если честно, наступило опустошение — даже не осознавал, чего мы с ребятами добились. Надеюсь, таких триумфальных мгновений в жизни будет еще много.

— В ходе чемпионата Станислав Драгун от имени команды взял паузу в общении с прессой. Как появилась эта инициатива?

— Никаких собраний и голосований не было. Внутри коллектива созрело решение поменьше общаться с журналистами, чтобы лучше концентрироваться на играх. К тому же некоторые СМИ не жалели негативных оценок, и это вбивалось в голову, хотя мы и пытались не обращать внимания. Согласен, у нас были неудачные матчи, многое не получалось. Поэтому часть критики справедлива. Но присутствовали и оскорбительные выпады, мол, им нечего делать на таком турнире. Считаю, мы, белорусы, должны быть друг за друга.

— Выход в полуфинал после двух поражений в группе — сказочное везение?

— Мы много работали, а любой труд когда-то приносит плоды. Не стану отрицать, что нам подфартило — помогла Исландия. Но в то же время мы ее победили. В той закрутке все решили мелочи. Дания — хорошая футбольная страна, хозяин чемпионата, но набрала всего три очка. В составе исландцев есть игроки АЗ, "Хоффенхайма". Но в полуфинал пробились мы. Обычно белорусам в спорте не везет — то судьи, то еще что-то. А на сей раз фортуна оказалась благосклонной к нам.

— За шаг до финала испанцы сравняли счет на 89-й минуте…

— Считаю, эта сборная была на голову сильнее остальных. Просто фантастическая команда, стремящаяся играть в футбол в стиле "Барселоны" с сумасшедшим контролем мяча. Наблюдать за матчами испанской "молодежки" — сплошное удовольствие. В поединке с ней мы выбрали единственно верную тактику и неплохо защищались, реализовав свой шанс в атаке. Увы, до попадания в решающую стадию не хватило совсем чуть-чуть.

— Многие из бронзовой белорусской команды в силу возрастного ограничения останутся без лондонской Олимпиады.

— Над этим, наверное, пока никто не задумывается. Хотя на одной из тренировок еще перед матчем с чехами Георгий Петрович Кондратьев сказал, что в случае попадания сборной на Игры будет брать троих футболистов именно 1988 года рождения, что считаю абсолютно правильным решением. Эти ребята внесли неоценимый вклад в завоевание путевки в столицу Великобритании. Огромное им спасибо!  

fcbate.by