«Мир стал настолько серьезным, что запросто может испортить футбол». Большое интервью Клоппа для France Football
Главный тренер Ливерпуля Юрген Клопп незадолго до начала сезона дал большое интервью для France Fotball. В общении с французскими журналистами один из самых харизматичных футбольных специалистов мира рассказал, как провел отпуск, удивил ли его чемпионат мира в России, а также назвал своего основного соперника в английской Премьер-лиге.
- Юрген, как вы провели отпуск?
- К сожалению, глядя на меня, это может понять каждый (тут же расхохотался и указал на свой бронзовый загар - Прим. FF). Я без понятия, чем занимаются другие, меня это не интересует, но предполагаю, что вам не удастся увидеть в СМИ Моуринью и Гвардиолу с голым торсом. Но я знаю, что интернет завален подобными фото с моим изображением. И это вполне нормально. Во время отпуска я побывал в Германии, Испании и Франции. Кстати, во Франции у одного из моих друзей есть дом на Лазурном берегу, в небольшом городке Муан-Сарту. Это было великолепно.
- Ну, что сказать, у вас был настоящий отпуск.
- Я бы назвал это типичным отпуском тренера. С мобильным телефоном в руках и ногами под солнцем. Поскольку я жаворонок и мало сплю, все важные звонки я делаю в тот момент, когда все еще спят, это помогает мне в полной мере воспользоваться предстоящим днем. Да, это был настоящий отпуск, в котором, не буду скрывать, я очень нуждался после непростого сезона. Наверное, за долгие годы я научился правильно отдыхать. В первые 10 лет своей тренерской карьеры я совершенно не выключался из рабочего процесса. Сейчас же я понимаю, что иногда наступает момент, когда нужно расслабиться. Порой нужно уметь отключать мозг, уметь абстрагироваться. Мой отпуск начинается в тот момент, когда мне не нужно утром идти на тренировку, когда исчезает повседневная рутина, когда я читаю новости, и там нет ни слова обо мне.
- Но вы все-таки смотрели чемпионат мира?
- Ну конечно. В начале не очень часто, а вот во время плей-офф уже гораздо чаще. Старался не пропускать матчи сборных Германии, Англии, Хорватии, Бельгии, Франции...Но я не проводил день перед телевизором.
- Можете сказать, что этот чемпионат мира чему-то научил вас?
- (Улыбается) Я не думаю, что это был чемпионат мира, который дал футболу что-то новое в тактическом плане. Размеры футбольного поля все те же, игра по-прежнему проходит 11 на 11, изобретать постоянно что-то новое невозможно. Сборная Германии попыталась показать что-то новое, и это в итоге обернулось для нее провалом. Многие вещи мы могли наблюдать и до чемпионата мира. Победителем все равно становится команда, в которой играют лучшие на данный момент футболисты. Естественно, сейчас это сборная Франции, но я все равно не могу не упомянуть Бельгию, Бразилию, Хорватию...У Германии был шикарный состав, но она столкнулась с психологическими проблемами, которые помешали ей хорошо начать турнир.
- А что вы можете сказать о сборной Франции?
- Помимо классных игроков, у Франции была правильная тактика. По идее, Дешам должен был бы сделать из этой команды нечто другое. Он мог позволить ей играть в зрелищный футбол, вызвав тем самым бурю эмоций у болельщиков. Но вместо этого Дешам проявил невероятную тренерскую зрелость. Ему удалось максимально дисциплинировать футболистов, отыскать спокойствие, которого очень не хватало многим сборным, пусть и в ущерб зрелищности. Задача любого тренера - использовать лучшие качества команды, чтобы добиться максимального результата. В первую очередь, благодаря коллективной игре. У Дешама это получилось.
- Чем вам запомнился чемпионат мира в России? Возможно, введением системы VAR, которая в корне изменила ход матчей.
- Что касается системы VAR, то без нее все могло быть намного хуже. С точки зрения решений, которые были трудными для принятия без VAR. Я наблюдал за этим в прошлом сезоне Бундеслиги, где впервые использовались видеоповторы. Вначале это было сложно, но потом стало проще.
Без VAR у нас был бы, возможно, другой победитель чемпионата мира, но это никоим образом не умаляет заслуг сборной Франции. Без VAR не было бы пенальти в финале.
Четкого ответа у меня нет, нужна ли нам данная система. Скажем, у арбитра (аргентинца Нестора Питаны - Прим. FF) были все основания назначить пенальти, но без VAR он запросто мог неправильно оценить эпизод. Но еще раньше был момент, когда Питана просвистел после падения Гризманна. И в этом случае все болельщики говорят: "Кто-то должен подсказать арбитру, что там нет нарушения". Поскольку вы француз, я могу сказать , что в том эпизоде Гризманн показал себя умным игроком. В противном случае, я бы вам сказал: "Он нырнул!". Если использовать видеоповтор, это желтая карточка для Гризманна и никакого штрафного удара для сборной Франции. И это многое меняет.
Я думаю, в этом вопросе пора поставить точку! Футбольный матч - это постоянная череда ошибок. По своей природе игра состоит из ошибок, к которым нужно адаптироваться и которые необходимо использовать. С этим надо смириться, совершенства не будет.
- Включая Шакири, на чемпионате мира выступали девять игроков Ливерпуля, которые вернулись в клуб в разное время. Как вы готовились в таких условиях?
- Проще всего мне было бы сказать своим игрокам: "Вам платят деньги, вы обязаны сразу же вернуться в клуб и приступить к тренировкам". Но моя задача заключается также и в том, чтобы игроки приступили к занятиям отдохнувшими, в хорошей форме. У них есть полное право отдыхать минимум три недели. Я должен думать об их здоровье, о том, чтобы они были в полной физической готовности.
Я не буду задействовать в первом матче сезона (Ливерпуль разгромил Вест Хэм (4:0) в первом туре АПЛ - Прим. FF) тех, кто играл в полуфинале ЧМ. Я должен применяться к этим обстоятельствам. И потом, за три недели ты не можешь сделать ничего грандиозного. Еще со времен работы в Майнце я использую четыре системы в подготовительной работе. Поймите меня, это не легко.
- Эта предсезонка отличалась от предыдущей?
- Мы продолжаем расти как команда. У нас был фантастический предыдущий сезон, хотя в финале Лиги чемпионов мы получили совсем не тот результат, на который рассчитывали. Нас там изначально вообще не ждали, но по мере развития событий стало ясно, что мы способны сыграть в главном матче.
- Вы испытываете сожаление?
- Все знают, что травма Салаха кардинально все изменила. Но не только это. Мы сейчас не будем переписывать историю, но в заключительные два месяца предыдущего сезона у меня было лишь 12 здоровых игроков. Нам пришлось до последнего бороться с Челси за место в четверке АПЛ, чтобы отстоять право на участие в ЛЧ. Все матчи были сложными, абсолютно все. Но никаких сожалений...Конечно, нашей целью была победа в финале ЛЧ. Но, помимо этого, мы также хотели показать, каким образом мы хотим этого достичь, убедиться в том, что наша тактика оправдывает себя, приносит результат. В этом плане у меня есть полное удовлетворение.
Ну и потом, в финале, все видели, что сделал Серхио Рамос. И не будем забывать, что произошло с Кариусом. Я клянусь, это не сфабрикованная история: он действительно получил черепную травму. Все специалисты, к которым мы обращались, подтвердили, что травма повлияла на действия нашего вратаря. А в таком матче нужно быть готовым на сто процентов.
- Должны ли вы забыть прошлый сезон, чтобы Ливерпуль продолжал прогрессировать?
- Мы смотрим вперед, но я бы не стал забывать то, что было раньше - потому что это было слишком хорошо! И потом, есть вещи, которые нельзя оставлять в прошлом. Все-таки это помогло нам дважды пробиться в групповой этап Лиги чемпионов. Для клуба это серьезный результат.
Мы играем в чемпионате, где собраны шесть лучших клубов мира, которые при этом сражаются за четыре места в Лиге чемпионов. Это очень трудно. За исключением Манчестер Сити, который значительно опередил конкурентов, всем остальным пришлось серьезно понервничать.
История Ливерпуля - это постоянная борьба. В такой ситуации никогда не думаешь, что будет легко. Почему мы должны думать, что сегодня станет легче? И надо помнить, что удача в последние годы очень часто отворачивалась от нас...
Что же касается Салаха, то у него был исключительный сезон. И то же самое я могу сказать о его периоде карьеры в Роме, при этом я не стал бы заострять внимание только на его результативности. В прошлом сезоне он самостоятельно создавал для себя моменты. И здесь главное не в том, что он реализовал далеко не всё, а в том, что он регулярно создает опасные ситуации.
Понятно, что если игрок не использует два или три явных голевых момента, то это уже большая проблема. У Салаха с этим все в порядке, и это мы поняли еще до такого, как он перешел в Ливерпуль. Мы знали, что он получит необходимый опыт, станет еще лучше. В прошлом сезоне все срослось: Мо отлично начал и так же мощно завершил.
- В чем заключается философия вашего футбола?
- (Громко смеется) Я тренирую уже 18 лет и ни разу не задумывался над этим вопросом, хотя это было бы логично. Я не знаю, что имеют в виду, когда задают этот вопрос. Я люблю футбол, прежде всего, саму игру. Футбол занимает 95% моего времени. Когда я смотрю какой-либо матч, то всегда обращаю внимание на какие-то детали. Только так, иначе это пустая трата времени.
Зрелищность была, есть и будет самым важным аспектом в футболе. И я хочу сказать, что мир стал слишком серьезным, а проблемы в нем настолько многочисленны, что это может запросто испортить футбол, сделать его отвратительным...Я хочу видеть чувство радости у моих игроков, блеск в их глазах, желание сражаться. Видеть, как они полностью отдают себя игре, принимают неожиданные решения, когда не успеваешь замечать, как они переводят мяч с левого фланга на правый и т.д.
- Получается, футбол для вас, прежде всего, является удовольствием и развлечением?
- Нет, это не так, поскольку передо мной стоит очень серьезная задача. Но при этом я не забываю, что это всего лишь игра. Никогда не забывайте об этом! Если вы играете без удовольствия - лучше бросьте футбол! Это первое. А второе: если вы играете на высоком уровне, отдавайтесь футболу полностью, с потрохами. В противном случае, не стоит этим заниматься. Да, это не всегда возможно, поскольку вы не можете постоянно быть в идеальной форме. Нужно найти источник вдохновения, это может быть Бог, родители, тренеры...Это не философия, это всего лишь то, что мне нравится.
- Думаете, благодаря этому можно свернуть горы?
- Если у соперника команда лучше вашей, делайте все возможное, чтобы подняться на тот же уровень. У меня никогда не было цели прийти в лучшую команду мира. Я никогда не был в таких командах. В первую очередь, меня интересуют победы над сильнейшими. В Англии на данный момент лучшей командой, скорее всего, является Манчестер Сити. Это значит, что остальные команды уже не могут претендовать на это звание. И наша цель - как можно чаще побеждать Манчестер Сити.
- Получается, результат все-таки важнее стиля игры?
- Сто процентов. Но только в кратковременной перспективе. В этом случае результат является главным. Но можно посмотреть на это с другой стороны. Вы проводите ужасный матч, но все равно побеждаете, поднимаетесь в турнирной таблице, но вы не развиваетесь. Манера, стиль игры классных футболистов - это то, на что вы можете опереться, это либо есть, либо нет. Чтобы выиграть или хотя бы иметь возможность добиться максимального результата.
Что касается удачи, то это может произойти два-три раза, но рассчитывать на это на постоянной основе не стоит. В дальнейшем вы только теряете веру в свои силы, поскольку знаете, что ранее вам повезло, и никакого прогресса в игре у вас нет. Цель предсезонной подготовки состоит в том, чтобы добиться стабильности во всех компонентах для успешного старта в чемпионате. Но лучшим матчем сезона не должен быть ни первый, ни последний. А если это так, значит, вы не на правильном пути.
- Тактика, когда команда старается много владеть мячом, по-прежнему остается в моде?
- Лично для меня существенным является не сам факт контроля мяча, а то, как вы им распоряжаетесь. Два года назад в матче против Бернли у нас было 82% владения мячом, но мы все равно проиграли 0:2. За весь матч у них было лишь два опасных момента и они этим сполна воспользовались.
Владения мячом - это только одна сторона, нужно понимать, как этим правильно распоряжаться. Умение быстро передвигаться, делать передачи в нужный момент - это сильная сторона Манчестер Сити. Такие игроки, как Давид Сильва, Кевин Де Брюйне, Илкай Гюндоган, в 80% случаев принимают правильные решения. То же самое можно сказать и про Сане и Стерлинга. И дело тут не в контроле мяча.
Футболисты должны уметь мгновенно перестраиваться, реагировать, быстро переходить из атакующей системы в оборонительную. В этом и есть вся сложность. Да, у нас было много моментов, владение перевалило за 80%, но были еще 20%, которые нас погубили. Это и есть футбол. Головоломка. Каждый матч - это вызов. Вы побеждаете не потому, что в вашей команде играют 11 лучших игроков мира. Мне нравится создавать сопернику проблемы, когда мы не владеем мячом.
Бернли нас проучил в том матче. Точно так же сборная Исландии проучила Англию на Евро-2016. То же самое сделала Франция с Бельгией в полуфинале ЧМ, использовав все свои сильные стороны. Важно оставаться верным самому себе, той схеме игры, которую вы развиваете, и извлекать из этого максимум. Именно так и достигают результата.
- Сейчас вы являетесь главным тренером Ливерпуля. Ощущаете ли вы на себе давление прошлого и традиций?
- Я ощущаю масштаб клуба, в котором работаю. Для меня большая честь работать в Ливерпуле. В прошлом году мне исполнилось 50 лет и я пригласил многих друзей, чтобы отметить юбилей. Некоторых я не видел больше 20 лет. Чаще всего меня спрашивали: "Кто бы мог подумать, что однажды ты станешь главным тренером Ливерпуля?". Это кажется невероятным, учитывая, что я родился в немецкой глубинке и играл в седьмом дивизионе. Я даже не помышлял стать профессионалом и сделать карьеру в футболе...Сейчас я работаю в клубе, где у меня есть всё, чтобы реализовать все свои задумки.
- Однажды вы назвали себя The Normal One. Можете ли вы оставаться нормальным в условиях современного футбола?
- (Расхохотался) Для меня не так уж и сложно оставаться самим собой. Более того, это единственная роль, которую я могу играть...
- Другая роль вам не под силу?
- Мне - нет. Однако, я был бы рад, если бы у меня была способность перестраиваться. Мне бы пришлось меньше платить за все, что я говорю и делаю. Жизнь футбольного тренера слишком однообразна. Вы ходите из дому на тренировки или на стадион пять-шесть раз в неделю. Это рутина. Обычная жизнь.
Конечно, с другой стороны, я не могу так же спокойно, как вы, посещать рестораны, мне придется раздавать автографы. И потом, когда я возвращаюсь домой, я умираю от усталости. Но что может сделать меня необычным? Мне 51 год, я уже преодолел тот возраст, когда ходят в ночные заведения.
Я думаю, у всех тренеров подобная жизнь, аналогичные проблемы. У нас не остается времени на какие-то другие увлечения.
- Случалось ли такое, что у вас был страх перед каким-то игроком, его поведением?
- Нет, никогда. Страх - это плохая вещь, даже в тех случаях, когда нужно сказать игроку, что вы не собираетесь продлевать с ним контракт. Думаю, вы знаете, что мне дана природная власть. Чего стоит только мой голос, он многое решает. В конце концов, мой рост 1,94. За исключением двух милых парней, ван Дейка и Матипа, все остальные ниже меня.
- Бывает, что вы боитесь самого себя?
- Нет, такого не бывает, но иногда, когда я вижу свои фото, я спрашиваю себя, что может приводить меня в такое состояние...Например, во время матча Лиги чемпионов против Наполи в 2013 году. Когда люди видят мое лицо в таком состоянии...Это не очень красиво. Но я могу объяснить свои эмоции: на поле лежал получивший травму Невен Суботич, и арбитр, вместо того чтобы остановить игру, дал Наполи возможность разыграть угловой. И они забили нам гол...Я не мог себя держать в руках. У меня были все основания быть в этом состоянии, но при этом я признаю, что мое поведение в тот момент было непростительным.
Перевод Василисы Гусевой, оригинал интервью здесь.