Батяня Дикань
Придя в себя после жутких весенних поражений и травмы, Андрей Дикань "как новенький" вернулся в основу "Спартака" и стал главным действующим лицом июньских матчей столичной команды.
Иногда и металл устаёт – что же тогда говорить о живых людях? Ещё прошлой осенью спартаковские болельщики не могли нарадоваться на своего новенького вратаря, а этой весной всё больше сокрушались. В какой-то момент даже показалось: что-то внутри этого сильного человека с огромными ручищами и лицом простого, честного работяги хрустнуло, надломилось. Да и как не надломиться, коли тебя раз за разом бросают на произвол судьбы собственные защитники, а соперники расстреливают "пулемётными очередями"?!
"Два по пять" от "Порту", конечно, подкосили Диканя. Такой безнадёги, отчаяния в глазах спартаковского вратаря я, например, никогда прежде не видел. После "Порту" мало кто вспоминал два "сухаря" против "Аякса", хотя только в Амстердаме Андрей отразил добрый десяток ударов и "снял" массу фланговых навесов. Моментально позабылись и спасения вратаря в ответном матче, в "Лужниках". А ведь без них победа москвичей не была бы столь уверенной (по счёту), какой в итоге получилась. Всё это померкло на фоне 3:10. Абсолютно всё.
Весна-2011 – она у всего "Спартака" выдалась жутковатой, не только у вице-капитана команды. Они пропускали мячи от всех подряд: четыре от "Ростова", три от "Кубани", два – от "Анжи". Низшей точкой этого падения стало поражение в Махачкале. Ниже опускаться было просто некуда. После него красно-белые рухнули на последнее место в таблице, Дикань очутился на больничном, а Валерий Карпин написал заявление об отставке. Правда, ход ему Леонид Федун так и не дал – и, как показали дальнейшие события, поступил весьма дальновидно. Потихоньку, шаг за шагом они выкарабкались из ямы.
Травма Диканя оказалась несерьёзной. Но ему эта пауза была жизненно необходима. Слишком большая нагрузка выпала на него – даже не в этом сезоне, а за весь последний год. Дебюты в сборной и "Спартаке", Бразилия и Лига чемпионов – не забывайте, что всё это свалилось на Диканя в зрелом возрасте – возрасте Христа. За полгода в столице он раздал больше интервью, чем за всю предыдущую карьеру, а это тоже нагрузка. Не физическая - моральная. Быть постоянно на виду, наверное, не так уж просто. И не всегда приятно. Внезапная слава – она может посеять смятение в душе. Тем более если привык к другому, более спокойному и размеренному укладу жизни.
В мае тренер дал своему 31-му номеру передышку. Три тура подряд Андрей со скамейки наблюдал за действиями молодого сменщика Заболотного. Так и подмывает написать: вернулся в основу другим человеком, но это будет неправдой ради красного словца. Нет, он остался тем же, что и был. Только посвежел немного. И во взгляде, как мне кажется, что-то изменилось. Ушла "португальская" боль. Притупилась.
Он снова был готов выручать – и стал это делать безотлагательно, с первого же матча. Будто никуда и не отлучался. В матче с "Рубином" на Диканя легла двойная ответственность – ведь таким молодёжным сочетанием (средний возраст спартаковцев составил 22,8 года!) москвичи никогда не играли. И он, Дикань, был в этом составе – нет, не за воспитателя – за пресловутого дядьку. С таким "батей" за спиной, думаю, и юному Брызгалову было совсем не страшно дебютировать в красно-белой основе. Андрей всё отбил, всё подчистил – полностью сгладил все шероховатости, имевшие место в наспех сколоченной обороне.
В Томске он всё-таки пропустил. Только раз и только на последней минуте матча. Но сколько мячей он "потащил"! Ну а давешнее дерби в Черкизово стало бенефисом Диканя без всяких оговорок. В этот тёплый июньский вечер он и на ленточке летал от штанги к штанге, и за границей штрафной площади успевал страховать своих стопперов. То, что "Локомотив", такой злой и настырный в атаке, в этот раз остался ни с чем, даже без "гола престижа" – это его, Андрея, заслуга.
Кстати, он и прошлый свой матч с железнодорожниками отыграл феерически – на твёрдую такую "семёрку". И позапрошлый. 2:1, потом – 0:0. Правда, это было в минувшие годы и в другом клубе – "Тереке", а всё равно – приятно. Диканю приятно. Какая-никакая традиция вырисовалась.
Не складывается пока у Андрея только с медалями. Без месяца 34 года – и ничего. Пусто. Это, пожалуй, лучший стимул не щадить себя на тренировках и снова и снова идти в "раму". И опять спасать – у него это славно получается.
А тут и не сказано, что пропускал только Дикань.