Тихонов: «Я сам себя не пускаю на поле»
Играющий тренер Андрей Тихонов в большой футбол пришел тогда, когда некоторые его нынешние партнеры по «Спартаку» еще даже не родились. И дерби с «Локомотивом» в его карьере всегда играли заметную роль. В беседе с корреспондентом «Советского спорта» помощник Валерия Карпина вспомнил о прошлом, оценил настоящее и заглянул в будущее.
«БЕСПОКОИТ СПИНА»
– Молодые игроки жалуются на вас, что автографов больше них раздаете. Нехорошо, Андрей Валерьевич!
– Жалуются, говорите? Ну что ж, значит, я что-то в футболе сделал, если люди автографы просят. Вот в Томске девушка подошла, протянула выцветшую фотографию. Говорит: «Она 11 лет ждала, что вы на ней распишетесь». Что сказать? Приятно.
– Полузащитник «Локо» Владислав Игнатьев, с которым вы играли в «Крыльях», говорит: «По глазам видно – Тихонов хочет выскочить на поле. Но будто не пускают его». Хотите?
– Ну, если это даже со стороны видно, то не буду скрывать, – посмеивается Андрей. – Глаза часто выдают человека. Непросто смотреть со стороны, когда видишь, как тяжело ребятам.
– А кто вас не пускает? Главный тренер?
– Да я сам себя не пускаю! Для того чтобы претендовать на выход на поле, нужно хотя бы тренироваться в полную силу. А меня уже какое-то время спина беспокоит.
– Жаль. Помогли бы, глядишь, молодым игрокам. В Томске средний возраст игроков «Спартака» составлял всего 22,2 года!
– Мы очки потеряли не из-за молодости. И не из-за волнения. А из-за отсутствия мастерства. Моменты ведь верные были – даже один на один выходили. Но не забивали. Ничего, на тренировках нужно больше работать.
«НАДО СТАРАТЬСЯ БЫТЬ ЛИДЕРОМ»
– Странно, что вы тему судейства не затронули. Ведь после матча вы тоже к судье Егорову на разговор в центральный круг выходили.
– Вы представьте, сколько человек старались, боролись, пластались на поле в подкатах ради этой победы! Сколько мы времени потратили на подготовку к игре, разработку плана! И какой вы ждете реакции, если одна судейская ошибка все перечеркивает?
– Мне интересно: вы сидели на трибуне и к эпизоду находились не ближе, чем арбитр. Откуда была уверенность, что вы все разглядели правильно, а он – нет?
– Так ведь не только я разглядел. Но и на скамейке люди. А Паршивлюк, Родри вообще рядом были. Даже если там не было фола на Паршивлюке, мяч в аут ушел, никого не коснувшись. И мы должны были вводить его в игру, а не «Томь».
Объективно говоря, моменты в ходе игры упускали и мы, и соперники. Это немножко скрашивает потерю очков. Но успокаивать некоторых ребят после игры пришлось – это факт.
– Вам, кстати, нынешний «Спартак» не напоминает команду образца 1996 года?
– Вы о среднем возрасте? В этом сходство есть. Но тогда «Спартак» имел преемственность, которая сейчас немножко утеряна. Мы были безусловными лидерами в России, молодежи было легче вливаться в команду. Сейчас «дядек», как, например, тогдашний Горлукович, в команде нет. И соперники не в пример сильнее. Такого преимущества, как у «Спартака» в 90-е, сейчас никто не имеет.
– В апреле вы говорили: «В данный момент нет человека, который мог бы встряхнуть команду». Кто-то сейчас готов проявить себя в этой роли?
– Возможно, Паршивлюк, который после ухода Алекса получил капитанскую повязку. Дикань, который подходит на эту роль по возрасту. Их голос в команде должен быть слышен. Дзюба, Шешуков, братья Комбаровы тоже могут брать на себя ответственность. Готовы ли они к этому – другой вопрос. Но надо стараться.
«СПЕЦНАЗОВЕЦ» МАМИНОВ
– В начале века «Спартак» и «Локомотив» были самыми принципиальными соперниками. По 50 тысяч зрителей собиралось…
– Да. Настрой на «Локо» был всегда сумасшедший. Особенно, если кто-то из соперников давал задорные интервью перед игрой. Романцев нам на установке их цитировал, и мы выходили на матч, как на последний бой. А соперники, наоборот, частенько «перегорали».
– Матч с «Локомотивом» в 2000-м, когда вы не забили пенальти Нигматуллину, стал одним из ключевых моментов в вашем расставании со «Спартаком». Так, кажется, вы говорили?
– Да, я так думаю. Хоть этот матч и состоялся в самом начале сезона, за полгода до моего ухода. Четвертая добавленная минута, счет 0:0. Длинный разбег – и ошибочное решение в последний момент поменять угол, в который бью. Плюс Нигматуллин тогда метра на три вперед выскочил… Нельзя сказать, что я тогда психологически надломился, но удачу от себя отвел.
Зато, помнится, я Руслану забил в 1998-м в финале Кубка. За четыре минуты до конца. Ударил наудачу, а мяч от Чугайнова в ворота залетел. 1:0 мы выиграли. И в 1999-м победили 3:0, когда вся страна переживала злосчастную ничью с Украиной (россияне не попали в финальную часть ЧЕ-2000. – Прим. ред.). Я забил первый гол. И играли мы так вдохновенно, что даже сейчас ностальгия охватывает.
– А за тем, как команды без вас бились, следили?
– Конечно. Например, какой красавец-автогол Рома Павлюченко забил в 2006-м! – по-доброму смеется Тихонов. – И ведь молодец, потом исправился, помог победить 2:1!
– Пресс-атташе «Спартака» в 2002 году на клубном сайте назвал Владимира Маминова «спецназовцем». А вы бы какое определение нашли для нынешнего наставника железнодорожников?
– Спецназовец? Забавно. Володя был жестким игроком, да и вообще нас локомотивцы не жалели, но не грубым. Я бы назвал его «универсалом». Он и на рояле мог поиграть, и таскать его не чурался.
– В нынешнем «Локо» у вас много знакомых, кроме Маминова?
– Сычева, Торбинского, Янбаева хорошо знаю. И, конечно, Лоськова. В свои 37 вкалывает на поле, как молодой, пример партнерам показывает.
– Может, и вы еще покажете, Андрей?
– Опять вы об этом? Я не загадываю. Ведь можно хотеть помочь и даже думать, что можешь помочь – но не потянуть. Не хочу совершать такой ошибки. Пусть молодежь играет. За ней будущее.