5 мин.

Фрекен Ольга

- Я сказала, отвечай — да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно! — завопила фрекен Бок.

 - Представь себе, трудно, — вмешался Карлсон. — Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай - да или нет? У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла вымолвить ни слова.

Если самую малость пофантазировать, то можно предположить, что именно в таком ключе и проходил разговор Ольги Смородской и Юрия Красножана после матча с «Анжи». Бывший наставник «Локомотива» хоть и отдаленно напоминает персонажа с пропеллером и на вопросы о странном характере игры с «Анжи», вполне возможно, не отвечал провокационно, ему повезло куда меньше.  Вместо плюшек и победе в споре его повели на детектор лжи. Трудно даже и предположить, кадры из какого фильма могла напоминать эта процедура, но наиболее мягкий образ радикала, найденный и воплощенный шведской писательницей, на мой взгляд, очень подходит к одной из сторон конфликта.

Жизнь фрекен Бок, мягко говоря, не совсем сложилась. Успешная карьера обошла её стороной, жизнь личная тоже. Из родственников лишь сестра Фрида, которая, как выяснится, связалась с криминалом. Однако, несмотря на свой сложный характер, фрекен Бок, подпираемая солидным возрастом, устраивается на работу домохозяйкой-няней к Малышу и его экзотическому другу. Ольга Юрьевна, напротив, человек успешный. Замужем, две дочери, успела зарекомендовать себя в финансовой сфере с наилучшей стороны. Трудилась на благо политических амбиций Бориса Ельцина, «Внешторгбанка» и «Росбанка». В прошлом году вступила на абсолютно новое поприще – президента спортивного клуба. И, как показала практика, методы её работы не сильно отличаются от тех, которыми руководствовалась «дама с выбивалкой». Так у «Локомотива» появилась своя «домомучительница».

 

Новость о назначении Смородской на такой ответственный пост в клубе тотчас вызвала немалый общественный резонанс. Во-первых, потому что женшина, во-вторых, какая женщина. Под словом какая, как нетрудно догадаться, подразумевались личностные качества.  Послужной список, служащий универсальной визитной карточкой в большинстве случаев не имел ровным счетом никакого значения – дама вступала на абсолютно новую стезю со своими законами и правилами. И если профессионализм в управленческих делах еще способен помочь на более поздних стадиях вхождения в курс дела, первоначально было ясно – основой основ послужит налаживание человеческих отношений.

«В атаке надо играть пошире, а в защите поуже» - первым новые тактические горизонты открывал для себя Юрий Павлович Семин. Тогда дела у него шли не в пример дню сегодняшнему, но отношения с вышестоящим руководством приобрели отрицательный вектор так же быстро, как и у Красножана. Ольга Юрьевна, хоть и оказывала поддержку, но сидеть сложа руки, по-видимому, тоже не собиралась. Часто в прессе появлялись огоньки недовольства, а то и вовсе противоречивые сообщения в диапазоне «у нас все хорошо» и «тренер будет немедленно уволен». С окончательным (наверное) уходом Семина «Локомотив» уже не потерял так много, как во время его перехода на работу в национальную команду. Но он окончательно потерял то, что ни Семину во второе пришествие, ни другому тренеру еще восстановить не удалось – атмосферу семейной и домашней команды.

Клуб, который первым в стране создал прекрасную инфраструктур и грамотно ею пользовался, постепенно превращается в бизнес с увесистым приложением в виде закулисных интриг в недрах РЖД. Команда, в буквальном смысле нашедшая своего зрителя и прошедшая примерный во всех отношениях путь поступательного движения вперед, по определению не должна была подвергаться радикальным встряскам. Сначала это произошло на уровне состава, а затем приобрело более серьезную форму. Сейчас «Локомотив» напоминает скоростной сапсан, стремящийся ехать по еще непроложенной трассе.  Куда она выведет – неизвестно, да и поезд в любой момент могут остановить. Благо президент отступать не собирается, машиниста-тренера пока нет, а конечная цель затуманена.

На такой базе, конечно, счастья не построишь, но «скоростные» и радикальные меры Ольги Владимировны по управлению клубом постепенно начинают воспринимать в другом свете – как вскрывателя пороков российского футбола. Отставка Красножана сопровождалась не самыми приятными дополнениями: распилы, странные матчи и, конечно же, «упущениями, допущенными при работе». Что подобные явления есть в нашем футболе – безусловно. Но кто бы что ни говорил, Красножан уж совсем не символ всего этого. Не имею права утверждать, что он не участвовал в делах подпольных, но есть основания полагать – это была вызванная необходимость. Так бывает, что нет у человека выбора. В Нальчике может его не быть. Еще как может.

Вообще, термин «странные матчи» вызывает широкую улыбку. Всем ясно, что под ним подразумевается, но открыто назвать вещи своими именами как-то и неудобно. Один раз это сделал Василий Уткин, поделившийся со зрителями «Футбольного клуба» (и не только) своими соображениями о характере игры «ЦСКА-Ростов». Это был первый яркий пример расследования в спортивной журналистике в прямом эфире. В дальнейшем ничего и близко не наблюдалось. Естественно, что сор из избы никто выносить не собирается. Но если нет специально инициированных мер по борьбе с пороком, остается только два варианта: либо это порок уже настолько распространен, что многое оглашать уже просто страшно, либо он в определенной степени выгоден и служит прекрасным средством решения межличностных и более глобальных проблем.  

Вскрытие нашего футбола изнутри возможно лишь как явление массовое, организованное группой лиц. Радикализм одного человека в этом деле, на мой взгляд, не позволяет двигаться вперед. К тому же, деятельность президента «Локомотива» - это явно не те меры и доказательства, приводящие к прогрессу. Ольга Владимировна, даже если и ситуация с Красножаном прояснится еще больше, пока лишь только вновь предлагает игрокам и болельщикам «Локомотива» в очередной раз начать с чистого листа, испортив при этом отношения как минимум с двумя уважаемыми в клубе людьми, а также не выстроив дальнейшей модели развития. Поэтому об облагораживающей наш футбол миссии говорить не столько трудно, сколько глупо.    

Фрекен Бок гордо вскинула голову.

     -- Надеюсь. Надеюсь, весь шведский народ будет смотреть на

меня.

     И она заторопилась.

     -- Ведь мне надо успеть сделать прическу, и принять ванну,

и побывать у массажистки и маникюрши, и купить  новые  стельки.

Необходимо  привести  себя  в  порядок  перед  выступлением  по

телевидению.

     Бетан рассмеялась.

     -- Новые стельки?.. Да кто их увидит по телевизору?

     Фрекен Бок посмотрела на нее неодобрительно.

     -- А разве я сказала, что их кто-нибудь увидит? Во  всяком

случае,  мне  нужны новые стельки... Чувствуешь себя уверенней,

когда знаешь, что у тебя все с головы до ног  в  порядке.  Хотя

это,  может,  и  не  всем  понятно.