10 мин.

«Шальке» и воскрешение Рауля

Но в стане соперника не было слышно жалоб и не было видно ни злобы, ни горечи, как можно было ожидать в такой ситуации. Просто это был первый в истории немецкого клуба полуфинал Лиги Чемпионов, а собравшиеся под знаменами "Шальке" футболисты и не мечтали пройти так далеко.   Но для одного человека этот момент был поистине историческим. Перед полуфиналами Рауль Гонсалес Бланко в сердцах сказал, что выход в финал был бы "leche". Слово "leche" означает буквально "молоко", но образно употребляется ещё и для обозначения чего-то невероятного и блестящего. Но и выход в полуфинал уже был этим "leche". В ещё большей степени это применимо к достижению "Шальке", если учесть то, каким образом команда добилась этого. После первого матча с "Манчестером" Рауль обменялся футболками с Райаном Гиггзом. Тогда Рауль сказал, что для него это огромная честь. Уверен, для Гиггза – тоже. Финальный свисток об окончании второго полуфинала застал мяч в ногах у Рауля. Символично... Он попрощался с Лигой Чемпионов, своей Лигой Чемпионов, в бою.   Рауль проиграл, но Рауль и выиграл. Перед началом сезона он и подумать не мог о полуфинале. Он и представить не мог, что его прощание с Лигой Чемпионов будет таким знаковым – на "Олд Траффорд", в своё время ставшим свидетелем одного из величайших футбольных вечеров в карьере Рауля. Впереди могут быть другие страницы и даже главы, но уже сейчас можно с полной уверенностью сказать, что именно Рауль был хитом нынешнего розыгрыша Лиги Чемпионов. Он вернул себе свой же рекорд. Что самое главное, он вернул себе свою жизнь.   До первого очного матча между "Шальке 04" и "Манчестером" сэр Алекс Фергюсон признался, что прошлым летом он был заинтересован в подписании Рауля. Причиной, по которой "МЮ" пошёл на попятный, стало наличие в составе Майкла Оуэна. Это объяснение из уст Фергюсона прозвучало как оправдание и было высказано с грустью и разочарованием в голове. В это время другие – "Шальке" – не могли поверить, что Рауль будет играть с ними. В конце концов, он выбрал Германию. Это был сложный выбор. Но это был правильный выбор.   Когда Рауль уходил прошлым летом из "Реала", это казалось началом конца. Общее мнение сходилось к тому, что он отправится в США или в Катар. Он был уже не быстр, да и в 33 года вряд ли можно было надеяться на резкие перемены. За последний сезон в составе "Реала" он забил всего пять голов в Ла Лиге.

Жозе Моуриньо

ясно дал понять, что если Рауль останется, он будет играть второстепенную роль. Рауль же, чьё футбольное вдохновение – этот коктейль из надежд и энтузиазма – оставалось неизменным, хотел одного – играть в футбол. В свой футбол.   Проще всего было бы взять деньги и сбежать. Да и нужно ли было бежать? Можно было бы ходить пешком. Один из российских клубов предлагал ему самому поставить сумму в контракт, но в этой жизни есть бесценные вещи. Ну и Рауль – просто-напросто мужчина. Он выбрал клуб, выступающий в Лиге Чемпионов, и этот фактор был определяющим для перехода в конкурентоспособную команду, выступающую в конкурентоспособном чемпионате.

"Шальке" дал мне шанс играть регулярно и бороться на высоком уровне"

, - признался Рауль. Да, и к вопросу о цене: он выбрал новую страну, новый футбол, новых партнёров и новый язык. Честно говоря, многие ожидали его провала.   Но он выдержал.   Сейчас на счету Рауля на 11 голов больше, чем у кого бы то ни было в Лиге Чемпионов, и это включая пять голов, забитых в нынешнем сезоне. Во всех турнирах в составе "Шальке" Рауль отличился 19 раз. Кроме всего прочего, Рауль вернул себе упущенное было звание лучшего бомбардира Еврокубков, которое на время перехватил Пиппо Индзаги. Паоло Мальдини с его рекордом сыгранных в Еврокубках матчей тоже остался позади...   Рауль помог своей команде добиться успеха, о котором в "Шальке" не могли и мечтать: гельзенкирхенцы прошли в Лиге Чемпионов так же далеко, как и бывший клуб Рауля. Фанаты "Шальке" то и дело останавливаются его на улицах просто ради того, чтобы сказать ему "спасибо". В эти выходные Рауль играет финал Кубка Германии. Национальный Кубок – единственный трофей на клубном уровне, которого пока ещё нет в коллекции Рауля.

(статья была написана до финального матча за Кубок Германии, который "Шальке" выиграл – прим.ред)

Но дело не только в этом. Рауль без тени сомнения признает: в следующем сезоне "Шальке" уже не будет играть в Лиге Чемпионов, но он не уйдет. На самом деле, он бы с радостью продлил свой контракт ещё на чуть более долгий срок. В "Шальке", естественно, пошли бы на этот шаг с огромной радостью. Это сотрудничество оказалось успешным по многим причинам. Но помимо очевидных, есть причины, которые не лежат на поверхности, но не менее значимы. Просто Рауль счастлив. А ведь порой простые человеческие чувства оказываются важнее всего.   В Испании о таких игроках говорят – "futbolero": Рауль как раз из них, страстно болеющих футболом.

"Что я действительно люблю больше всего – это футбол", -

не устает повторять Рауль. Этими словами он как раз описывает страсть, преданность и тщательность, с которыми он всегда подходил к Игре и которые позволили ему подняться столь высоко. Рауль – не самый технически одаренный игрок, не самый быстрый и уж точно не самый мощный. Он никогда и не был таковым. Но он ловок, умён и предан своему делу.   Проблема заключается в том, что такая любовь к игре зачастую приводит к обратному результату: радость, которую ты когда-то получал от футбола в качестве игрока, может со временем сделать футбол безрадостным. Изнутри футбол может быть грязным. Даже отвратительным. Игра со временем всё меньше и меньше остаётся таковой. Те аспекты, которые раньше были второстепенными, начинают выходить на подмостки, перекрывая тенью суть футбола. Как сказал бывший тренер "Альмерии" Хуанма Лильо, "чеснок съедает мясо".   Это особенно важно для такого человека, как Рауль. После 16 сезонов в футболке "Мадрида" ему необходимо было открыть эту игру заново. При этом он отвергает саму мысль о том, что должен был уехать в Германию раньше. В интервью "The Guardian" и "Daily Mail" Рауль признаётся:

"Я достиг точки, после которой почувствовал, что эта глава моей жизни закончилась. Если я хотел и дальше наслаждаться футболом, я должен был уйти. Я мог и остаться, но это уже было бы не то, чего я хотел. Я бы не получал удовольствия".

Рауль ворвался в первую команду "Мадрида" в 17-тилетнем возрасте и не покидал её до того, как ему исполнилось 33 года, проведя всю сознательную жизнь под пристальным наблюдением публики и прессы. Существует, по меньшей мере, два издания, которые ежедневно печатают по восемь, девять, десять, а то и больше страниц о "Реале", и это только чисто спортивная пресса. Со стороны всё выглядит так просто, а на самом деле это невероятное напряжение, давление, постоянные оценки... Всё это может сильно надоесть.   Некоторым футболистам просто-напросто невозможно делать свою работу в "Мадриде". У Рауля это получалось на протяжении очень долгих лет. На него лично давление оказывалось ещё более мощное, чем на команду. Рауль стал капитаном в возможно наиболее политизированном и находящемся под наибольшим прессингом клубе мира. И, вдобавок, в наиболее нестабильном. Как сам Рауль часто шутит, в "Мадриде" сменилось 15-16 тренеров за то время, что Фергюсон занимает свой пост в "Манчестере" (с 1986 года). На самом деле, тренеров в "Реале" сменилось аж 20, а некоторые из них уходили и приходили не по разу. Новые президенты означали не просто приход новых персонажей, каждый раз речь шла о тотальной смене режима. И, естественно, никаких гарантий того, что при новом режиме ты будешь по-прежнему успешен. Но Рауль и с этим справился. По крайней мере, он и сам думает так же. К своей роли капитана он подходил крайне серьезно. Может быть, даже чересчур серьезно, поскольку некоторые футболисты характеризовали Рауля как "pesado" – слишком требовательного, слишком весомого. Некоторые понимали, что они не смогут с ним ужиться: были конфронтации, были возмущения. А были ещё и скрытые интересы, публичность и требования спонсоров. Получая критику за авторитарный характер, Рауль тоже возмущался. Капитанство, в конце концов, обошлось тяжелой, высокой ценой.

"В "Мадриде", помимо чисто футбольных, у меня были и другие обязанности, причём довольно многочисленные. Это требует больших усилий. Мне нужно было сконцентрироваться лишь на тренировках, игре и на том, чтобы получать удовольствие от общения с партнёрами. Остальное меня не волнует: мероприятия и сторонние обязательства случаются не каждую неделю".

Всё это, по собственному признанию Раулю, породило необходимость перемен.

"Я достиг точки, после которой нужно было бежать".

И вот он в Германии. Солнечным весенним утром "Шальке" тренируется на своей базе рядом со стадионом. Рауля можно узнать за километр – всё та же характерная походка при беге. Огромная толпа болельщиков собралась вокруг поля и наблюдает. На многих – футболки с именем Рауля. Должно быть, их собралось больше тысячи, потому что по периметру бордюров, ограничивающих поле, не найти ни одного свободного сантиметра. При этом все молчат. Картина благоговейного восхищения. И такой разительный контраст с "Мадридом", окруженным криками.   Всё по-другому, всё куда расслабленнее. Почти никаких обязательств. Практически никаких публичных появлений – исключениями стали лишь интервью "The Guardian" и "The Mail". Жизнь в Гельзенкирхене и в Дюссельдорфе, где поселилась его семья, для Рауля в радость. Наконец-то он стал собой. Был матч, после которого Рауль даже кинулся к болельщикам, чтобы призвать их отмечать вместе с командой – нечто невообразимое для "Мадрида". А теперь перечитайте комментарий Рауля, который был приведён выше: "если бы я остался в "Мадриде", я перестал бы наслаждаться собой". Вот оно – правильное слово – "наслаждение". Наслаждаться так, как никогда раньше.   Рауль всегда был приятным и безукоризненным собеседником в личном общении. Он был интересен и всем интересовался. С его лица редко сходила приятная улыбка и от него даже можно было услышать один-два сдержанных смешка. Когда же общаешься с ним сейчас, в Германии, понимаешь, что появилось что-то новое. Голос остался таким же мягким, но речь стала быстрее. Он охотно смеётся до боли в животе. Это, кстати, очень показательно.   Он никогда не выглядел столь расслабленным и столь довольным. Счастливее некуда. В его поведении и в облике появились живость, яркость,

кака

я-то искра. Пока мы беседуем, за окнами ресторана караулят фанаты "Шальке", ждущие автографа. Они не шумят и не барабанят по стеклу, они просто ждут. Проходя к своему столику, Рауль машет рукой, приветствуя знакомых. Ему и правда нравится непринужденная беседа, даже после того, как останавливается запись на диктофоне. В "Шальке" о нём отзываются исключительно благоговейно. Многие до сих пор не могут поверить в то, что он, Рауль, здесь в клубе. Или в то, что этот парень – такой воспитанный, лёгкий в общении и простой – тот самый Рауль.   А это и правда Рауль, только сейчас он немного другой. Не ограниченный барьерами, непринужденный и не обремененный грузом. Да, немецкий язык он считает тяжелым, но даже в этом Рауль может найти свои преимущества: языковой барьер может стать при необходимости коконом, в который можно спрятаться. Он тренируется, играет и возвращается домой. Минимум беспокойства. Более того, Рауль откровенно признается, что на футболистов "Шальке" не оказывалось вообще никакого давления по ходу сезона. Пожалуй, в выходные, когда будет разыгран Кубок, это давление появится впервые, потому что от команды ждут победы. Но Рауль и так уже победитель.   Для Рауля победа - это не просто выигранные футбольные матчи. Более того, это никогда не было самым главным. Как, впрочем, и результат на табло.

"Психологическая стороны игры и жизни – вот что важнее всего. Всё зависит от того, где ты находишься, от публичного давления со стороны прессы и всего того, что окружает клуб. Порой, глядя на 27-летних футболистов, думаешь – "он закончил". Потом видишь тридцатилетних игроков и думаешь – "ух ты, да он просто летает по полю". Очень важны доверие, комфорт и приятное окружение. Иногда смотришь на некоторых футболистов и думаешь – "чёрт побери, да он как юноша!".

Не о себе ли он говорил? Скорее всего, так оно и есть...

Сид Лоу для Sport Illustrated

Перевод: Realmadrid.ru