6 мин.

Матч недели. «Зенит» – «Спартак»

Мы не можем знать, как развивались бы события на «Петровском», не получи Ари травму уже на пятнадцатой минуте матча. Однако мы можем отследить всю цепочку событий, последовавших после замены бразильца. Уже в дебюте встречи «Спартак» был вынужден в экстренном режиме менять план на игру и перестраивать тактическую модель. И все бы ничего, если бы у этой модели не было побочных эффектов – лишившись Ари, красно-белые фактически остались вообще без нападающих, поскольку одинокий Дзюба сразу же затерялся между оборонительными линиями «Зенита». После матча Валерий Карпин скажет, что игроки перестали делать то, что входило в их обязанности, и начали что-то выдумывать. Вероятно, оценивая всю бесперспективность положения, игроки группы атаки банально растерялись и были вынуждены на ходу придумывать антикризисный план.

Впрочем, это исключительно проблема «Спартака», что травма одного игрока повлекла за собой такие масштабные последствия. А тренер, не сумевший взять под контроль ситуацию, должен винить только себя.

  

Появившийся Махмудов составил компанию Шешукову в опорной зоне, Ибсон выдвинулся вперед, где занял место под Дзюбой. Макгиди и Дмитрий Комбаров были прикреплены к флангам атаки с эпизодическими смещениями в центральную зону. На правом фланге обороны в этот раз оказался Макеев, а его привычную позицию слева был отправлен защищать Кудряшов.

«Зенит» тоже был вынужден выставить не совсем оптимальный состав. Место Анюкова занял Губочан, а слева впервые после относительно продолжительной паузы появился Лукович.

Тактическая модель «Зенита» заметно отличалась от спартаковской тем, что не имела ярко выраженных атакующих флангов. Кроме того, нельзя было сказать наверняка, кто именно окажется во фланговой зоне в следующем игровом эпизоде. Например, справа были замечены и Лазович, и Данни и Кержаков. Интересно то, что они же в любой момент могли оказаться и слева. Несмотря на этот, как могло показаться, хаос, «Зенит» довольно быстро завладел фланговым пространством и нащупал брешь в оборонительной линии «Спартака». Слабым звеном оказался Кудряшов.

  

С первых минут матча стало понятно, что «Зенит» будет атаковать разнообразнее, чем «Спартак». У питерцев атаки разгонялись через нескольких игроков, которые своими смещениями в разные зоны расширяли фронт. У них лучше держался мяч в центре поля, было меньше нелепых потерь. Завладев территориальным преимуществом, «Зенит» атаковал изобретательнее – фланговые рейды и подачи сменялись комбинациями через центральную зону. Опасны были стандартные положения. Впрочем, это не столько заслуга «Зенита», сколько несчастье «Спартака», для которого любой стандарт является испытанием на прочность.

Территориальное и игровое преимущество хозяев было добыто во многом благодаря компактной модели и насыщенному центру поля. И действительно, в вертикальной расстановке 4-2-2-2 меньше шансов выпасть из игры. Так и получилось: все игроки группы атаки успешно выполняли отведенный им объем работы. Такого, чтобы кого-то перекрыли, оставив вне командной игры, у «Зенита» не наблюдалось. Из игры не выпадал никто.

А еще преимущество питерцев было добыто за счет победы в микродуэлях. Физически мощные центральные защитники сделали все для того, чтобы Дзюба оказался отрезанным от полузащиты. Губочан и Лукович были больше сосредоточены на обороне, чем на подключениях к атакам, в их задачи входила в первую очередь нейтрализация Комбарова и Макгиди. Даже когда мяч доходил до спартаковских хавов, простора для продолжения атаки у них не было. Но если Макгиди еще как-то сопротивлялся, то Комбаров выглядел совершенно беспомощным.

Без перекрытого Дзюбы и выключенных флангов «Спартак» мог рассчитывать разве что на какое-то чудо в исполнении Ибсона, через которого проходило большинство спартаковских атак. Впрочем, единственный бразилец в составе красно-белых ничего чудесного не показал. И дело не столько в нем самом, сколько в том, что в позиционных атаках «Спартак» смотрелся отвратительно. Мало того, что он был ограничен в атакующих действиях, так еще сам себе создавал лишние проблемы – потери мяча на ровном месте, брак в передачах и тому подобные казусы. Не было быстрого выхода из обороны, мяч постоянно застревал в центральной зоне, после чего переходил к сопернику.

Однако полумоменты у «Спартака» все же были. И все они были созданы после ошибок игроков «Зенита». Так было, например, после неточной передачи Лазовича на 22 минуте матча, чем воспользовались красно-белые, доведя атаку до удара по воротам. «Спартак» придумывал что-то толковое только тогда, когда соперник предоставлял ему свободные зоны или допускал грубые ошибки. А таких эпизодов было ничтожно мало.

 

Усилить атаку «Спартаку» было некем. Не думаю, что появление, скажем, Яковлева как-то оживило бы левый фланг. Оставался единственный выход – постараться как-то перестроить игру без замен. В начале второго тайма такая попытка была предпринята – Комбаров и Макгиди сместились в центральную зону, именно в это время «Спартак» провел, пожалуй, самый удачный отрезок в матче. Однако спустя какое-то время оба фланговых игрока заняли свои привычные места. И здесь очень сложно судить о том, почему это произошло – то ли это было распоряжение Карпина, то ли (вспоминая слова главного тренера «Спартака») прихоть самих футболистов.

Ситуация еще больше усугубилась, когда травмы получили Пареха и Макеев – Карпин лишился даже теоретической возможности усилить игру с помощью замен. После второго пропущенного мяча «Спартак» бросился отыгрываться, перейдя на игру с одним опорным полузащитником – Махмудов убежал вперед, а бедный Шешуков остался наедине с Данни и Файзулиным и был вынужден отрабатывать за двоих. Неудивительно, что именно пятый номер «Спартака» пробежал больше всех в этом матче.

«Зенит» стал отвечать острыми контратаками, используя свободные зоны. «Спартак» должен был пропустить третий гол еще раньше, чем это произошло. Данни и компания умело использовали разрывы между спартаковскими линиями, имели численное преимущество, но не хватало в заключительной фазе атаки. Но затем Кержаков, воспользовавшись очередной невнятной позиционной игрой Кудряшова и Родригеса, довел счет до разгромного.

«Зенит» победил благодаря более умному футболу, изобретательной тактической модели, лучшему подбору игроков. Ему удалось отрезать от спартаковской атаки сразу троих – Дзюбу, Макгиди и Дмитрия Комбарова. Забитые мячи стали результатом как индивидуальных действий игроков, так и ошибок соперника (первый – пенальти Кудряшова, второй – ошибка Заболотного, третий – позиционный провал Родригеса и Кудряшова). Несмотря на уверенную победу, «Зениту» все равно не хватает в атаке прошлогодней сочности и мобильности. Вероятно, это еще придет.

А вот критиковать «Спартак» не вижу смысла. Знаете ли, «Спартаку» можно только посочувствовать. В этом году красно-белые не провели еще ни одного матча в оптимальном составе. Я не знаю, чем там занимается тренер по физической подготовке, но вопросы к нему определенно имеются. Это ненормально, это неестественно, когда лазарет команды столь продолжительное время переполнен, когда игроки получают травмы на ровном месте. Явно что-то не в порядке. Впрочем, не только в этом.

Следить за обновлениями