Йохан Кройфф: «Футбол и жесты»
В своей еженедельной понедельничной колонке в «El Periodico» Йохан Кройфф говорит о победном для «Барсы» финале Лиги Чемпионов, выделяет фигуру Пепа Гвардиолы и делится своими волнениями перед новым сезоном.
«Барса» стала заслуженным и справедливым чемпионом. Такая победа – это повод для радости, но то, в каком стиле она была достигнута – это повод для гордости. Особенно, если это признают те, кто болели против нее. До отъезда из Лондона мне удалось поговорить с английскими журналистами, послушать, о чем судачит британская пресса. Ни одного извинения поражению «МЮ». Ни одного. Совсем наоборот. Хвалебные слова и восторженные отзывы об игре победителя, признающие, что «Барса» на несколько шагов впереди остальных. Проиграл «МЮ», победила «Барса», но всеобщее уважение вызвал сам футбол. И футбол «Барселоны», по своей динамике и атакующей мощи, завоевывает сердца всех, независимо от цветов формы или происхождения.
Если исключить чистую футбольную составляющую, это был великий матч, достойный финала, если не лучший, что я когда-либо видел, то один из лучших. В том числе, благодаря нескольким деталям, лишь усиливающим заслугу победителей. Из таких деталей и вырастает позитивная динамика. Я говорю о краткосрочном появлении на поле Пуйоля, к которому моментально вернулась капитанская повязка; о моменте с Абидалем, который стал первым, кто поднял над головой Кубок Чемпионов.
В эти детали входит и игра в основе Маскерано, и несколько минут, которые провел на поле Афеллай. В обоих случаях – два новых футболиста в раздевалке, награжденных за эффективность и усилие в адаптации к великолепному футбольному языку, за которым одно удовольствие наблюдать, но который так сложно повторить на собственной практике. В этом усилии Маскерано стал подлинным, абсолютным мастером своего дела. За это же усилие и Афеллай заслужил награду – он внес свой вклад в поездку на «Уэмбли». Я говорю о его голевой передаче и первом мяче Месси в первом полуфинальном матче на «Бернабеу». В такой очевидный стартовый состав, столь талантливый и безупречный, крайне тяжело попасть, еще сложнее – попасть и не сфальшивить в нужный момент. Эти двое с этим справились.
Кубок, завоеванный на новом «Уэмбли», - четвертый Кубок Чемпионов за 19 лет. Третий – за последние пять сезонов. Я не знаю, когда уйдет Гвардиола. Итальянские журналисты спросили у меня о моих предчувствиях, о том, что он сам говорил не так давно в отношении своего возможного ухода и нежелания продолжать работу. Но кулес могут быть спокойны, хотя это правда, что лишь он один знает степень своей изношенности, превышающей невероятное число его титулов и рекордов. Полностью уважая решение, которое он примет, нужно понимать, что когда он уйдет – придет время искать другого специалиста. И это решение станет определяющим, от которого будет напрямую зависеть, получит ли продолжение этот двадцатилетний цикл, изменивший историю клуба, или нет.
И даже с Гвардиолой во главе в следующем году, если он этого захочет и будет чувствовать в себе силы продолжать, фундаментальной для него будет безусловная поддержка не помощниками, не игроками, не сотрудниками, но директорами клуба. Победный цикл практически никогда не заканчивался по вине людей из раздевалки (игроки и тренер), но по вине каких-то событий извне. Эта команда имеет все возможности для того, чтобы продолжить сражаться за все возможные награды и трофеи, но если вдруг появится человек со стороны, который станет вмешиваться, куда не следует – возникнут проблемы.
Наблюдая за тем, что я видел вживую на «Уэмбли», разумеется, мне вспомнился первый наш Кубок европейских чемпионов в 92-м. И маленький шаг, сделанный после, к абсолютному доверию, сначала, Райкаарду, затем – Гвардиоле. И с ними – их команды. Анализируя их успехи, форму их достижения, справедливо вспомнить президента клуба, который однажды сделал ставку на этих специалистов, исходя из интересов команды. Нынешний же президент, вместе со своей командой, внушает мне куда меньше доверия. Вот, что меня беспокоит.
Меня не волнует то, что «Мадрид» может усилиться в межсезонье тем или этим, сколько денег они готовы потратить на трансферы – это все не важно. Сколько бы игроков они ни купили, на поле выйдут играть только одиннадцать человек. Если «Барса» продолжит свое движение, как сейчас, не будет никаких проблем. И наоборот, они могут появиться в том случае, если кто-нибудь наверху решит, что он более умный и подготовленный чем те, кто внизу. Чем люди из раздевалки.