Евгений Баляйкин: «У Непомнящего и Бердыева много общего»
В преддверии матча «Рубин» - «Томь» полузащитник Евгений Баляйкин, который принадлежит казанцам и выступает за томичей на правах аренды, дал интервью нашему сайту.
– Чем вы объясняете чудесное преображение «Томи» и ее шестиматчевую беспроигрышную серию?
– Думаю, неудачный старт, как ни парадоксально прозвучит, сказался на делах команды положительным образом: мы сплотились, поняли, что отступать некуда, и стали играть, не опасаясь за результат.
– Победа над «Зенитом» – безусловный повод для гордости.
– С одной стороны, «Зенит» сейчас находится не в лучшей форме. С другой – мы вышли на матч сверхмотивированными: к нам приехал чемпион, один из лучших клубов страны. У меня 19 мая день рождения, и команда, добившись победы, преподнесла отличный подарок, за что ребятам огромное спасибо.
– Не обидно слышать, якобы в таком результате больше вины питерцев, проведших накануне матч с «Баварией», нежели заслуги «Томи»?
– Подобные темы поднимаются всегда, когда фаворит уступает. Я отношусь к ним спокойно. Один мой друг сказал: пройдет время, разговоры поутихнут, а результат останется. Так и есть.
– По вашим внутренним ощущениям, на что может рассчитывать томский клуб в этом чемпионате?
– Сезон длинный. Спады, как и подъемы, не минуют никого. Все зависит от нас. Хотелось бы, разумеется, попасть в первую восьмерку, чтобы в будущем году бороться за высокие места, а не за выживание. Дело даже не в официальных задачах, озвученных или подразумеваемых, – просто мы сами этого хотим.
– Как отличаются ваши функции в «Томи» от тех, что были в «Рубине»?
– В «Рубине» я чаще выходил в обороне и концентрировался, как правило, на разрушительных действиях. А здесь выступаю на позиции полузащитника и должен больше атаковать.
– Где интереснее?
– В полузащите.
– Что за человек Непомнящий?
– Умеет настроить на игру. Как с тренером с ним работать очень комфортно, это благотворно влияет на атмосферу в команде, поэтому ребята, выходя на поле, бьются в числе прочего и лично за него.
– Возможно, я ошибаюсь, но кажется, что интеллигентность Валерия Кузьмича порой идет ему во вред.
– Что вы имеете в виду?
– За границей он привык работать с игроками с другим менталитетом. А русским, бытует мнение, без кнута никуда.
– Политику кнута и пряника еще никто не отменял, вопрос в соотношении. Было бы заблуждением считать, будто Непомнящий не может разозлиться. Еще как может – если ситуация к тому располагает. Другое дело, что критика звучит внутри команды, сор из избы не выносится.
– За счет чего у Непомнящего раскрываются молодые футболисты, которые в родных командах не особо пришлись ко двору?
– Под его руководством собираются перспективные ребята, которые хотят доказать свою состоятельность. Сверстникам проще понимать друг друга в силу схожих взглядов на футбол. Большое значение имеет высокая мотивация игроков, подобная той, что была у Максима Канунникова и Жени Старикова в недавнем матче с «Зенитом». Возможно, сказывается тот факт, что многие здесь лишь на год и каждый за время аренды стремится проявить себя с самой лучшей стороны с прицелом на перспективу. Естественно, нужно отметить и особый подход тренера к футболистам, ведь любому человеку приятнее работать в психологически комфортной обстановке.
– Бердыев и Непомнящий – противоположные полюса?
– У каждого тренера своя политика, свое видение футбола. В чем-то Курбан Бекиевич и Валерий Кузьмич разные, а в чем-то похожи. Во-первых, очень хорошо могут настроить команду на игру. Во-вторых, оба прекрасно подмечают слабые и сильные стороны конкретного соперника перед конкретным матчем и, что не менее ценно, доходчиво доносят эту информацию до подопечных. В-третьих, отличные психологи.
– Вы можете позвонить Бердыеву и попросить совета?
– Пожалуй, обратная ситуация была бы правильнее. Если Курбан Бекиевич посчитает нужным подсказать мне что-либо, буду рад. Но сам не стану его беспокоить.
– Стесняетесь?
– Просто не пробовал еще. Может, попробую... А если серьезно, свои наставления Бердыев уже озвучил, провожая меня в Томск. Сказал, над чем следует работать: в частности, «подтянуть» левую ногу, которая у меня отнюдь не идеальная, больше атаковать. И тому подобные нюансы. Стараюсь следовать рекомендациям.
– «Женя Баляйкин – талантище! 2010-й должен стать годом Баляйкина». Знаете, кто это сказал?
– Конечно. Бердыев.
– А почему же 2010-й не стал годом Баляйкина?
– Тут во многом моя вина. Наверное, недостаточно продуктивно работал на тренировках, поэтому получал мало игрового времени. Разумеется, пытался переломить ситуацию, но если ты не в форме, а твои конкуренты пребывают в оптимальном состоянии, вытеснить их из состава не так-то просто.
– Переезд из Казани в Томск – снижение планки?
– Только если судить по титулам. Расставание с клубом, участвующим в Лиге чемпионов, двукратным чемпионом России, завоевавшим в последнем сезоне бронзовые медали, со стороны может кому-то показаться шагом назад. Зато здесь я играю – а это для меня самое важное.
– Надеетесь вернуться в Казань?
– Я этого очень хочу. Но не просто вернуться – вернуться и играть.
– С кем из партнеров по «Рубину» поддерживаете контакт?
– Со многими. В частности с Александром Рязанцевым, Аланом Касаевым, Сергеем Рыжиковым.
– Стариков с Канунниковым «порвали» «Зенит». Хотели бы вы сразиться с родным коллективом?
– Да, было бы интересно сыграть с «Рубином». Даже не берусь предсказать, что почувствовал бы в этот момент. Но такое развитие событий исключено: между клубами существует договоренность, что против казанцев я не выйду.
– Вам, как сибиряку, к Томску, наверное, было легко привыкнуть?
– Да. Хотя Томск расположен за полторы тысячи километров от моего родного Братска, чувствую близость к дому. Томские холода сравнить с братскими не могу, поскольку их я здесь пока не застал.
– В свое время Сергей Шавло звал вас с Кудряшовым в «Спартак». Федор согласился, а вы отказались, мотивировав тем, что рано еще, и остались во второй лиге, в братском «Сибиряке». Не жалеете?
– Ни капельки. Пока у меня все складывается благополучно, тьфу-тьфу... Стал двукратным чемпионом России, принял участие в еврокубках, поиграл бок о бок с такими мастерами, как Сергей Семак, Сергей Ребров, Саво Милошевич. Бесценный опыт.
– Но как вообще можно отказаться от приглашения в «Спартак»?
– Выходит, можно. Мой пример доказывает.
– Что за уникальное место Братск, который, никогда не имев даже команды первого дивизиона, дал за последние несколько лет премьер-лиге трех игроков: вас, Кудряшова и Темникова?
– Наверное, в определенной степени нам повезло, что засветились. Ездили по разным турнирам. Впрочем, принимать участие в соревнованиях – еще полдела, важно хорошо себя проявить. И все равно без удачи никуда. Как говорится, кто-то попал, кто-то не попал. Мы с земляками поддерживаем контакт, но очень редко. То есть о сибирской диаспоре речи не идет.
– Ваша футбольная мечта?
– Выиграть Лигу чемпионов и чемпионат мира. Думаю, подавляющее большинство футболистов ответит вам на этот вопрос точно так же.
– На каждом углу трубят о необходимости создать боеспособную сборную с прицелом на 2018 год. Видите себя в ее составе?
– Хотелось бы, конечно! Но кто знает, как жизнь сложится? Со своей стороны приложу все силы для достижения этой цели, но предпочитаю так надолго не загадывать.
– Знаю, вы хотели посетить Париж. Удалось?
– Да, в прошлом отпуске, в декабре, был там – пусть и всего несколько дней. Париж в полной мере оправдал мои ожидания. Эйфелева башня, Елисейские Поля, Сена… Замечательный город.
– Машину приобрели? Теперь-то друга Рязанцева, который в случае чего выручит на своем авто, нет рядом…
– Пока не купил и даже не задумываюсь о покупке. Не горит. Прекрасно обхожусь без автомобиля: иной раз друзья подбросят, можно такси взять. К машинам меня не тянет абсолютно.
– Симулятор Pro Evolution Soccer, сериал «Трансформеры», книги Пауло Коэльо. Изменились ли ваши вкусы за последнее время?
– По большому счету, нет. Предпочтения остались прежними.
– Бешбармак или пельмени?
– Пельмени.
– Сибирские?
– Везде свои рецепты, и всюду готовят вкусно. Но я уже забыл, как выглядят пельмени в Москве или Казани.
Дина ЮРЬЕВА