14 мин.

Тюмень-1997. В лучах неумолимого заката

Президент как средство для отбеливания.

Очередной вылет «Дин-Газа» в 1995 году из высшей лиги требовал немедленного выявления виновных. Ключевым моментом неудачного выступления явилась смена тренера в ситуации, когда ещё ничто не предвещало беды. Но после того, как Малофеев поменял на тренерском посту Ирхина, команда завалила концовку первенства и благополучно опустилась дивизионом ниже. Не секрет, что неожиданная отставка состоялась с одобрения (а скорее всего, по инициативе) тюменского губернатора Ракицкого, финансирующего клуб из областного бюджета и принимавшего ключевые в судьбе «Дин-Газа» решения.

Эдуарда Васильевича из клуба выставили, но клякса на репутации губернатора, как футбольного гуру, требовала немедленного отмовения. В качестве «Тайда» и «МИФа-Универсала» (не реклама!) в одном лице выступил новый президент клуба (старого – Владимира Долбоносова тоже с должности попросили) – Александр Колосов. На пресс-конференции, посвященной вопросам «кто виноват и как жить дальше», Колосов заявил, что Папа ни в чем не виноват, а неудачное решение о смене тренера было вызвано следующим любопытным фактором. Оказывается, «представитель футбольной общественности» Роберт Пирцхалава (на самом деле ныне покойный Роберт Вахтангович возглавлял областную федерацию футбола) на свой страх и риск позвонил Малофееву и взял да и пригласил его на пост главного тренера. Обладавшим широкой душой руководителям тюменского спорта стало совестно отказывать уже приглашенному Пирцхалавой специалисту, пришлось уволить Ирхина и взять Малофеева.

Уважаемые представители футбольной общественности! В связи с неубедительными выступлениями нашей сборной убедительно прошу вас в ближайшее время связаться с нашими западными товарищами Ф. Капелло, В. Дель Боске и Ж. Моуриньо и предложить им пост главного тренера сборной страны. Доброе сердце и накрахмаленная совесть президента РФС не дадут сорваться с его уст словам отказа!

Извините за вырвавшийся крик души, вернемся на сибирские просторы. Громкий провал удерживал нового президента от пылких заявлений: в «вышку» собирались вернуться в скромные «два-три года».

Ветераны как гарант успеха.

Удалось сохранить почти всех лидеров: к безусловным потерям стоит отнести лишь уход в столичное «Торпедо»  Камольцева. Взамен черно-белые отправили в Тюмень засидевшегося в перспективных Андрея Талалаева. Вообще же комплектование команды происходило по схеме «сплав опыта и солидного опыта». Брали игроков тёртых, большей частью закаленных ещё в горниле советского футбола. Из московского «Локо» пришли хавбеки-ветераны Батуренко и Жуков и Александр Татаркин,  в Новороссийске на Герасимова и Крутова выменяли двух оборонцев – Андрея Жирова и Игоря Варламова. Кроме того, жутковатую в прошлом году оборону усилили поигравшим в Швеции экс-торпедовцем Михаилом Соловьёвым и Альмиром Каюмовым. На пост главного тренера вернули Ирхина, благо специалист ломаться не стал и былые обиды великодушно позабыл. Завершающими штрихами формирования новой команды стало введение бесплатного прохода на стадион (при тогдашней посещаемости платить оклад кассирам было накладнее) и сокращение должности пресс-атташе (ибо нефиг).

Так как в 1995 году из первой лиги в «вышку» ушло сразу три клуба, а в обратном направлении проследовал только «Дин-Газ», розыгрыш первой лиги-96 не имел явных команд-звезд, зато в наличии имелся ряд ровных и крепких коллективов: «Газовик-Газпром» - амбициозные и богатые выскочки из Ижевска, симпатичный комбинационный «Факел», мастеровитый и одновременно непутевый «Сокол», ведомый железной рукой Полосина ярославский «Шинник», беззвездый, но до безумия выдрессированный Павлом Яковенко «Уралан».

Опытные тюменцы стартовали не лучшим образом, но быстро сели на хвост лидерам, а в концовке финишным спуртом и вовсе завершили сезон победителями первой лиги. Лидировавший большую часть второго круга «Газ-Газ» (почти тёзка тюменцев) ещё за 3 тура до конца имел 4-очковое преимущество по набранным очкам перед идущим четвертым «Шинником», но в итоге, проиграв в очной встрече в Ярославле, упустил самый реальный в своей истории шанс попасть в элиту. Так высшая лига лишилась удовольствия наблюдать тогда ещё 50-летнего Тумаева на поле. Интересно, что ярославцы, в последний момент запрыгнувшие в «вышку», в сезоне-97 станут главным открытием турнира и доберутся до каких-никаких, а еврокубков. Выступления двух других триумфаторов турнира – «Тюмени» и «Факела» будут куда скромнее.

Ну, о тюменцах поподробнее. 

 Арабская свадьба как ужас для русского человека.

Само собой, очередное повышение статуса требовало качественного кадрового усиления. Ещё по ходу перволиговского сезона-96 тюменцы приобрели затухающую экс-армейскую звезду – последнего чемпиона СССР и олимпийского триумфатора-1988 Владимира Татарчука. Перед переездом в Тюмень Владимир несколько месяцев поиграл в Саудовской Аравии. Но строгие нравы завзятых исламистов, в частности, полный запрет на алкоголь, не могли примирить разгульного игрока с окружающей арабской действительностью. Последней каплей стало посещение Татарчуком местной свадьбы, на которой гости вместо танцев на столе и веселой драки под хрипы старого баяна чинно и благородно всю церемонию хлестали из пиал горячий чай. Столь циничного глумления над горячо любимым нашим народом торжеством чуткая душа  вынести не смогла и, прокляв все, Татарчук бежал с нефтеносных берегов в Сибирь, где нравы царили куда более свободные. Получив неограниченный доступ к русским березкам и вино-водочным отделам, ветеран, тем не менее, быстро стал одним из лидеров «Дин-Газа» и с учетом грядущего выступления в «вышке» на него всерьёз рассчитывали.

 

Межсезонье уже по традиции ознаменовалось нападками ведомства Николая Толстых на инфраструктуру тюменского клуба, а вернее на то, что этой инфраструктурой именовалось. Стадион до сей поры не был оснащен подогревом, на таёжной опушке, именуемой тренировочной базой, почему-то отсутствовало тренировочное футбольное поле. Решая сиюминутные задачи, поставленные амбициозным губернатором, руководство клуба не имело ни малейшего желания вкладываться в инфраструктуру – все деньги пускали на контракты, перелёты и сборы.

Новичков по сработавшей год назад схеме брали преимущественно опытных, исходя из принципа «что плохо лежит». Из «Динамо» пришел статусный фуллбек Колотовкин, из московского «Торпедо» приобрели Бородкина, в Молдавии – нынешнего помощника Петреску Эмила Караса. В московском «Спартаке» арендовали не проходящих в состав Бурова и Александра Павленко, а в московском «Торпедо» подобрали Ивана Пазёмова. Алкогольные подвиги последнего стали притчей во языцех даже среди совсем не ангельского состава автозаводцев. Последний год черно-белые безуспешно пытались пристроить талантливого прожигателя жизни хоть куда-нибудь. Первоначально Ирхин не собирался подписывать взятого на просмотр игрока, но Иван исключительно хорошо освоил главный принцип тогдашнего ногомячиста-профессионала: «играть хорошо надо два матча в сезоне: первый – чтобы подписать контракт, и последний – чтобы продлить». На заключительном кипрском сборе Пазёмов серьезно поднапрягся, забил в спаррингах несколько мячей, был премирован контрактом, после чего по обыкновению интерес к игре потерял.

Из Волгограда был арендован настырный нападающий Потыльчак, а к нему в партнеры позвали опытного Сергея Дмитриева из питерского «Зенита». Дмитриев уже откровенно «ехал с ярмарки», что осенью 1997 года совсем не помешает ему отпраздновать чемпионство в составе московского «Спартака».

К относительным потерям можно отнести уход Ковардаева и Пономаренко в «Уралан», а Долбоносова-младшего в Раменское, поближе к дому.

 Отставка Ирхина  как традиция.

Все межсезонье областная администрация пыталась привлечь к финансированию команды «Газпром», черпавший львиную долю своего благосостояния именно из тюменских недр. Но неумолимо скудеющий финансовый ручеек от сырьевого гиганта восполнить не удалось, после чего клуб окончательно сел на иглу бюджетного финансирования и поменял название на ФК «Тюмень».

По решению лиги команды, не имеющие подогрева на стадионах, все домашние матчи до 1 апреля обязаны были играть на нейтральных полях. В качестве мартовского «дома» для «Тюмени» был выбран сочинский стадион (тоже, кстати,  весной 1997 года – тот ещё огород).

Там и начали чемпионат матчем с «Ростсельмашем». Все решил индивидуальный класс форвардов – ростовчанин Маслов свой единственный момент использовал, тюменские напы – нет. В результате минимальное поражение в дебюте. Следующая встреча с московским «Торпедо» превратилась во «встречу бывших». Экс-тюменец Камольцев сделал подарок своему бывшему клубу, выбежав во втором тайме из стенки и получив второе предупреждение, а экс-автозаводец Бородкин был не менее любезен по отношению к черно-белым, упустив торпедовца Ражанаускаса, открывшего счет. А вот Призетко в «Торпедо» только предстояло поиграть в будущем, поэтому он к «фьючерс-партнерам» был безжалостен, сравняв счет на последней минуте и принеся «Тюмени» гостевое очко.

Первый серьезный успех пришел к самому восточном клубу высшей лиги-97 в 4 туре, когда московский «Спартак», поведя в Тюмени 2:0, позволил себе расслабиться, чем не преминули воспользоваться хозяева. Сначала Лемешко добил мяч после ошибки Филимонова, а минут за 5 до конца Бородкин принес хозяевам нежданную ничью с чемпионом. Достойного продолжения не получилось – после 7 туров «Тюмень» обосновалась на самом дне турнирной таблицы, а первая победа одержана только в 8 туре – дома над «КамАЗом». Сначала выручил вратарь Масленников, отразивший пенальти от челнинцев, а затем не подвел Призетко с одиннадцати метров же «КамАЗу» забивший. 1:0 - скромная победа, но тут уж, как говорится, не до жиру.

Одержать ее довелось уже новому наставнику. После 5 туров «Тюмень» имела два очка и море финансовых проблем.  Отсутствие обещанного щедрого спонсора, ужасные условия для подготовки, зависшая задолженность перед игроками вынудили Ирхина пойти на конфликт с руководством области. Отношения, и до того неидеальные, достигли точки кипения, что вкупе с неубедительными результатами привело к отставке Ирхина после 5 тура )уже третья в карьере наставнка ранняя весенняя отставка!). Команду возглавил его помощник Игнатенко, менее опытный, но куда более лояльный и сговорчивый. Приняв команду, Игнатенко отошел от схемы с двумя нападающими: теперь в «старте» выходил один форвард (чаще всего Потыльчак или Татаркин), которого поддерживали два инсайда – Призетко, Татарчук или Лемешко.

Постепенно игра команды стабилизировалась и когда дома сибиряки в концовке дожали измотанный скандальным межсезоньем ЦСКА -2:0, никто этому особо не удивился. Затем была почетная гостевая ничья с «Аланией», две подряд победы над «Крыльями» дома и «Жемчужиной» на выезде, позволившие «Тюмени» впервые покинуть зону вылета. Провал на стыке кругов (три поражения подряд от середняков «Балтики», «Шинника» и «Ростсельмаша») вернул сибиряков на «свой шесток», но высокая плотность команд в нижней части таблицы делала шансы «Тюмени» спастись вполне рабочими.

Летом сибирякам пришлось расстаться с рядом ключевых исполнителей. Московские армейцы судорожно искали надежного воротчика (Кутепов), Романцев в «Спартаке» испытывал недостаток глубины линии атаки (Дмитриев), лужниковское «Торпедо» нуждалось в придумщике в центре поля, а заодно и подыскивало замену уезжавшему зимой Хохлову (Призетко). Кроме того, в Томск отпустили ветерана Жукова, который по весне в команде капитанствовал, но в дальнейшем не потянул.

Удивительно, но потеря 3 основных игроков в первой половине второго круга на результатах сказалось даже в лучшую сторону, хотя класс пришедших игроков был все же пониже отпущенных.

Отсутствие Призетко компенсировали возвращением из «Сатурна» Долбоносова и приобретением в Камышине опытного Александра Царенко. Место Дмитриева занял другой экс-ленинградец – Валентин Егунов, а из дубля «Спартака» атаку усилили перспективным Виктором Гончаровым. Самым громким приобретением летнего трансферного окна стал приход в клуб именитого Сергея Подпалого. Точнее это назвать возвращением –  бывший игрок сборной уже поиграл в тогда ещё тюменском «Геологе» под руководством Валерия «Бормана» Овчинникова.

«Тюмень» как пугало для ЦСКА.

Первая половина второго круга пройдена триумфально: в 9 матчах набрано 16 очков. График для сезона-97 по меньшей мере медальный. Именно это ускорение позволило в итоге «Тюмени» остаться в «вышке».

Начало триумфального шествия положено в матче с «Торпедо». Сначала подключение защитника-универсала Бородкина в штрафную автозаводцев позволило сибирякам выйти вперед. «Торпедо» отыгралось, но погорело на все том же универсализме: форвард черно-белых Карлос в своей штрафной продемонстрировал навыки отбора, а арбитр оценил этот трюк назначением пенальти. С 11 метров Подпалый забил победный гол - 2:1.

Выезд в Москву на заклание к чемпиону завершился обидным поражением (0:2). Обидным потому, что, во-первых, переживающие кадровый и игровой кризис спартаковцы (логичным итогом скоро станет провал в играх с «Кошице») продемонстрировали довольно блеклую игру, а во-вторых, победный гол забил Сергей Дмитриев, ещё 5 недель назад игравший в футболке «Тюмени». Кстати, пронанализировав карьеру форварда, нетрудно заметить, что он обладал редкой способностью гадить всем своим бывшим работодателям, в различной, правда, форме.

Домашние победы «Тюмени» над нижегородским «Локо» (2:1) и «Факелом» (1:0) нивелируются гостевыми неудачами в Новороссийске и Набережных Челнах (0:4 и 1:2 соответственно). Однако, даже проиграв прямым конкурентам – «КамАЗу», «Тюмень» имеет перед челнинцами 6-очковый гандикап. Впереди два матча с москвичами – дома с «Динамо», на выезде – с ЦСКА. Тюменцам вполне достаточно и 2-3 очков, чтобы сохранить комфортный перевес в гонке с «КамАЗом», но действительность превосходит ожидания.

В матче с «Динамо» в составе «Тюмени» на поле выходят 4 бывших динамовца – Колотовкин, Бородкин, Подпалый, Жиров (что интересно -все номинальные защитники). Не пригодившиеся москвичам оборонцы сумели сдержать Терехина, а тогдашняя защита «Динамо» в одном из эпизодов Егунова упустила – 1:0 - сенсационная победа над рвущимся к чемпионству «Динамо».

Следующий визит в Москву сибиряков в Москву ярко подчеркнул глубину кризиса садыринского ЦСКА. Позорное для армейского клуба домашнее крупное поражение от аутсайдера (0:3) при том, что полчаса сибиряки играли в меньшинстве. Один из самых черных эпизодов в новейшей истории клуба армии включил в себя и неприкрытую издевку с красно-синих трибун после удаления во втором тайме при счете 0:2 тюменца Бессмертного: «Отстоим 0:2!» (не отстояли), и раздавленного Садырина, сподобившегося на пресс-конференции лишь на фразу «Вот так сдают матчи», и издевательский гол либеро гостей Жирова, прошедшего с мячом через все поле и вколотившего круглого в сетку бывшего одноклубника Кутепова. «Тюмень» постепенно превращалась в настоящий кошмар для ЦСКА. Кто бы мог подумать, что всего год спустя ЦСКА во втором круге одержит 14 побед, а «Тюмень» - одну!

Одновременно с выигрышем тюменцев проиграл «КамАЗ», а ещё несколько дней спустя дисциплинарный комитет ПФЛ лишил челнинцев 6 очков за несвоевременный расчет с «Торпедо» за Шуканова. Отрыв «Тюмени» от зоны вылета составил 10 очков и чемпионат для сибиряков де-факто завершился. В оставшихся 7 матчах сильно утруждать себя не стали, ограничились всего 2 очками.

Задачу на сезон выполнили, в «вышке» остались, причем довольно уверенно. Но Аннушка уже разлила масло: финансировался клуб по принципу «живу сегодняшним днем», ни копейки в и без того убогую инфраструктуру не вкладывалось, продолжалась беспрестанная кадровая текучка среди игроков, тренеров и руководства, наиболее сильные игроки постоянно покидали клуб, костяк которого составляли уж совсем одряхлевшие ветераны, отсутствовала молодежная команда. Несмотря на благополучный исход сезона-97, все предпосылки для оглушительного падения сложились в весьма жутковатый для Тюмени паззл. Осталось только немного подождать. Подождем и мы.

Тактика.

В первых 5 турах при Ирхине тюменцы играли в 2 чистых форварда, более осторожный Игнатенко сократил это количество вдвое: одного нападающего поддерживали из глубины два инсайда, в роли которых выступали чаще всего Призетко и Татарчук. Ещё одной из задумок тренера стал перевод Бессмертного из центра поля на край, где временами украинцу очень не хватало скорости. На месте переднего защитника здорово проявил себя Бородкин, часто и успешно подключавшийся к атакам. Частыми рейдами вперед изматывал противников на бровке Колотовкин. На старте сезона из-за повреждений штатного либеро Жирова его функции приходилось исполнять Бессмертному ил номинальному хавбеку Жукову.

Во втором круге ушедшего Призетко заменил Царенко, молодой Гончаренко вытеснил с левого фланга Луговкина, а многоопытный Подпалый – Батуренко с позиции опорника. Место на острие атаки монополизировал незабивной, но старательный Потыльчак, которого подменял молодой Егунов.

  

Состав "Тюмени" в первом (слева) и втором кругах ЧР-1997

Игрок сезона: Сергей Колотовкин.

Опытнейший защитник, поигравший с ЦСКА в Лиге чемпионов, на протяжении всего сезона исправно утюжил левую бровку. В силу возраста особо феерических матчей не выдавал, но и ниже определенного уровня, в отличие от остальных партнеров, не опускался.

Открытие сезона: Александр Бородкин.

Ни в Ростове-на-Дону, ни в динамовском дубле, ни в «Торпедо» не считался сверхталантливым игроком. Но, оказавшись в достаточно зрелом возрасте в Тюмени, начал демонстрировать игру на уровне лучших игроков чемпионата в своем амплуа. Свой лучший матч Бородкин провел в Москве против ЦСКА. Неудивительно, что спустя год после той игры он уже являлся основным игроком сенсационной команды Долматова-98.

Разочарование сезона: Александр Татаркин.

Среди малочисленного и, в общем-то, скромного по именам тюменского нападения, фамилия опытного форварда звучала громко. В действительности в концовке сезона проиграл конкуренцию и Потыльчаку, и  молодому Егунову. В результате следующий сезон начал уже во второй лиге, в астраханском «Волгаре».